Главная / Вокруг нас / ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

фабрика счастливых людей. 12 августа парку горького исполнилось 90 лет. (по воспоминаниям директора парка б. н. глан, 1929 - 1937) некогда от крымского моста до нескучного сада тянулся огромный

(по воспоминаниям директора парка Б. Н. Глан, 1929 — 1937)

Некогда от Крымского моста до Нескучного сада тянулся огромный пустырь. После революции он превратился в свалку. Решение открыть тут Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку 1923 года вызвало у москвичей немалое удивление. Территорию очистили, выставку провели. Тогда у городских властей и возникла идея создать на месте пустыря парк.

Это стало большим событием для страны, вопрос обсуждался на съездах, пленумах, в газетах. Устроили дискуссию, каким должен быть парк нового типа — идеальное место отдыха для «освобожденного пролетариата». Одни требовали: «Больше музыки», другие — «Даешь физкультуру!» Спорили и о названии: Парк культуры и отдыха или просто Парк отдыха, а может, лучше Фабрика счастья или Комбинат культуры на открытом воздухе Предполагалось, что здесь советский человек сможет не только отдыхать, но и культурно развиваться: просвещаться, находить в себе новые таланты, поддерживать спортивную форму.

Открытие Центрального парка культуры и отдыха состоялось двенадцатого августа 1928-го. Четыре года спустя в честь сорокалетия творческой деятельности Максима Горького парк получил имя писателя.

Когда в марте 1929 года Бетти Николаевну Глан направили на работу в парк, барышня испугалась: ей двадцать шесть, за плечами должность стенографистки у Луначарского, скромная служба в Коминтерне да руководство районным Дворцом культуры. А тут такой масштаб, такая ответственность! Бетти родилась в Киеве, была образована, разбиралась в искусстве, знала несколько языков. К тому же характер имела энергичный и заводной.

Глан начала с благоустройства территории — парк должен быть красивым и уютным. «Нужен художник! Яркий, современный, чувствующий пространство и природу». Выбор пал на братьев Стенбергов, Владимира и Георгия, «пленивших москвичей новаторскими постановками у Таирова». Вскоре парк преобразился. Его летние театры, спортивные павильоны, читальня, детский городок, кафе – все темно-красного «цвета революции» окрасились в светлые тона: голубые, палевые и лимонно-желтые с изображениями смеющихся ребятишек и бегущих физкультурников.

За год высадили сотни деревьев — липы, березы, ясени, туи, голубые ели, проложили километры аллей, построили гроты и водопады, разбили газоны и запустили фонтаны. Декоративные кустарники возле деревьев и по углам газонов цвели все лето. Сначала благоухала черемуха, потом сирень, за ней распускалась японская спирея, позднее розовели барбарисы, источая терпкий сладковатый аромат.

Цветы были повсюду: в грунте, кадках, плетеных подвесных корзинах, вазонах разных форм и размеров — два миллиона растений высаживали каждый сезон. Вход в парк открывала гряда из тысяч ярко-красных тюльпанов. Чуть поодаль — поля голубых незабудок, белых маргариток и пестрых канн. По всей территории были разбросаны клумбы ковровых цветов, которыми в духе времени «писали» строки стихов: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» и «рисовали» портреты вождей.

Семена и клубни растений присылали из торговых представительств СССР за рубежом. Связь парка с торгпредствами осуществляла легендарная Анка из чапаевской дивизии. В мирной жизни пулеметчица Мария Попова заведовала отделом культуры Союза работников торговли. Благодаря ей парк получил из Голландии экзотические рододендроны и тюльпаны необычных расцветок, из Франции — розы и азалии, из Японии — бело-розовые хризантемы.

В марте 1930-го Бетти Глан поручили подготовить театрализованный праздник в честь XVI съезда партии, который должен был состояться летом. «Без хорошего литературного сценария — звонкого, пафосного — не обойтись. Но кто такой напишет Маяковский! Вот кто нам нужен». Бетти неоднократно встречала Маяковского в своем хозяйстве, которое тот называл «парком размаха и массы». Поэт загорелся идеей и согласился писать сценарий. Но в начале апреля Маяковский заболел гриппом и попросил перенести встречу на неделю, пообещав, что пригласит Николая Асеева. Через неделю, четырнадцатого апреля, поэта не стало.

Сценарий написал Асеев. Новостройки первой пятилетки — Днепрогэс, Турксиб — мелькали на гигантском теневом экране; вооруженного до зубов империалиста «топили» в Москве-реке угнетенные колониальные народы; прогульщиков и пьяниц смахивали метлы сознательных тружеников… Все заканчивалось грандиозными пиротехническими картинами на фоне ночного неба.

Молодежь Страны Советов стремилась стать смелой, ловкой, сильной, поэтому особое внимание уделялось развитию активного отдыха. Теннисные корты, волейбольные площадки, футбольные поля, кегельбаны, места для игры в городки встречались на каждом шагу. На тогда еще чистой Москве-реке, «голубой аллее» парка, проходящей по его территории на протяжении восьми километров, устроили водную станцию с купальнями, трамплинами, прокатами байдарок, каноэ и надувных резиновых лодок. Пляжи, где оборудовали входы в воду и места для принятия солнечных ванн, в сезон собирали тысячи купающихся. Работали школы плавания и народной гребли, кроме того, каждый желающий мог освоить прыжки в воду. Директор парка была прекрасной пловчихой, метко стреляла и неплохо каталась на коньках.

Наглядной агитации здорового образа жизни и культа красивого тела способствовало скульптурное оформление парка: дискобол, теннисистка, лучница, стрелок, пловчиха, парашютистка и конечно же, знаменитая девушка с веслом.

Установить в фонтане вертикальную доминанту в виде обнаженной женской фигуры директору предложил архитектор Александр Власов. Идея понравилась, обратились к известному скульптору-монументалисту Ивану Шадру.

В 1935 году девятиметровую «Девушку с веслом» водрузили над центральным фонтаном парка. Волосы ее были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто. Скульптура вызвала целый поток критики. В прессе писали, что статуя «не создает цельного образа советской физкультурницы» и «не свободна от элементов эротического порядка», «своей нарочито жеманной позой она скорее напоминает будуарную статуэтку», «весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом». Товарищу Сталину, посетившему Парк Горького, скульптура не понравилась. Шадр за свой счет должен был отправить скульптуру «в любой город, который согласится ее принять». Им стал Луганск. Там ее установили в местном парке.

К лету 1936 года Шадр создал второй вариант. Девушка «подросла» — ее высота вместе с бронзовым постаментом составляла около двенадцати метров, но отличалась меньшей сексуальной выразительностью. В следующем сезоне гипсовую спортсменку «задрапировали»: сделали четыре новых фонтана вокруг, окружив обнаженную красавицу струями воды.

Помимо спортивного досуга парк предлагал горожанам множество развлечений — цирк шапито, тир, шахматный клуб и различные аттракционы: «Большая карусель», «Самолеты», «Летающие люди», «Аэростат». Самым востребованным среди них оказалась парашютная вышка. На волне популярности воздухоплавания находилось немало желающих приобщиться к парашютному спорту. Смельчаки взбирались по крутой винтовой лестнице на вершину башни, на высоту тридцать пять метров. Покоритель неба под раскрытым куполом, поддерживаемым металлическим тросом, спускался к земле. С вышки можно было не только прыгнуть с парашютом, но и съехать на коврике по спиралевидной горке.

Отдыхающих встречали духовые оркестры. В воскресные дни на берег Москвы-реки приходили целыми трудовыми коллективами. Первым делом приступали к зарядке. Как было написано в парковом гимне:

В Парке культуры, в рабочем парке
Найдешь боевую зарядку.
Здесь физкультура, и песни, и смех
В битвах с врагами метки.

Затем под бодрящую музыку расходились по аллеям, павильонам, выставкам и эстрадам.

Имелись тихие участки. В саду бывшей усадьбы Голицыных создали «Уголок тишины» с гамаками. В южной части Нескучного сада, входившего в состав Парка имени Горького, открыли Городок однодневного отдыха для передовиков производства. В жилом корпусе они отсыпались, а затем отправлялись на физкультурные и танцевальные площадки. Желающие могли взять удочки и порыбачить на Екатерининском пруду или Москве-реке, посетить концерт, сеанс одновременной игры в шахматы, прослушать лекцию, посмотреть спектакль или кинофильм.

Поскольку трудящиеся проводили в парке большую часть своего выходного дня, позаботились об их питании. Закусочные, павильоны с мороженым и напитками стояли на каждом шагу. В Ванном и Охотничьем домиках Нескучного сада открыли чайные — «Поплавок» и «Самоварник». Подкрепиться можно было и в различных кафе: «Ландыш», «Арктика», «Под зонтиком», «Молочное». Имелись и рестораны — «Кавказский», «Ласточка», «Пльзенский». На столбах и деревьях висели плакаты-агитки: «Мороженое требуйте всюду», «Требуйте фруктовые газированные соки».

Левая часть парка принадлежала детворе — там располагалась База пионера и школьника с игровыми площадками, павильонами для занятий и зонами для принятия солнечных ванн. Вдоль границы парка в 1932 году проложили первую в СССР детскую железную дорогу. Длина ее составляла пятьсот двадцать восемь метров, но это была настоящая, действующая транспортная магистраль, на концах которой имелись тупиковые станции, депо и собственная электроподстанция. По рельсам курсировал состав из трех вагончиков. Обязанности машинистов, кондукторов и начальников станций выполняли дети — члены кружка юных железнодорожников.

В 1931 году в парке заработали зимние аттракционы. Высокий берег Нескучного сада отлично подходил для катания на лыжах и финских санях. Здесь имелись и длинные пологие спуски к набережной, удобные для начинающих, и вертикальные горки со сложными виражами — для опытных спортсменов.

Аллеи, дорожки, площади и набережная становились одним большим катком. Для тех, кто вставал на коньки впервые, в парке имелись площадки, на которых опытные инструкторы обучали азам, — «Зеркальный каток» у главного входа на Малом пруду и «Каток для тихого катания». Существовали также Школа фигурного катания и Школа танцев на льду.

Ежедневно на каток приходило пятнадцать — двадцать тысяч человек. Их ждали иллюминированные аллеи, ледяные скульптуры на снежных валах и зимние шоу, балы-представления и театр масок на льду с известными комиками Патом и Паташоном, «веселой коровой», части которой неожиданно разъезжались в самый неподходящий момент. На коньки поставили даже парковые духовые оркестры.

Голицынский пруд. Сейчас островок зарос деревьями и кустарником, а когда-то здесь располагалась одна из площадок парка — «Остров танцев». Театр на воде собирал массу зрителей. Сначала они сидели на берегу на скамейках и смотрели представление через узкий проливчик. Позднее архитектор Александр Власов создал открытый амфитеатр на восемьсот мест. Он виртуозно вписал его в ландшафт, не тронув ни одного дерева. Вокруг установили вышки с прожекторами и разбили фонтаны, образующие необычные занавеси: водяную из сотен мелких струй, в которых отражалось заходящее солнце, а когда совсем темнело — световую, из разноцветных лучей прожекторов.

Под открытым небом шли балетные и оперные постановки, в том числе с участием артистов Большого театра. Летом 1933 года поставили «Волшебную флейту» Дриго, потом «Жизель» и «Бахчисарайский фонтан» с Галиной Улановой. Особой любовью зрителей пользовался балет «Лебединое озеро». На сцене под лучами прожекторов танцевали грациозные «лебеди» — балерины, а по водной глади протоки, словно часть декорации к спектаклю, скользили птицы — их живые прообразы, приводя публику в неописуемый восторг.

Перед Нескучным садом, где когда-то располагались террасные оранжереи Прокопия Демидова, берег спускался к реке огромным амфитеатром. Летом 1933 года там был построен буквально за месяц Зеленый театр на двадцать тысяч мест. Эстрада представляла собой деревянное сооружение, состоящее из большого помоста, окаймленного крытой галереей и башнями-пилонами. Над галереей в центре размещалась большая раковина для музыкантов — оркестр прекрасно звучал под открытым небом.

Здесь показывали и «физкультурные сюиты», составленные из пластических танцев, и «комические балеты», и оперы Большого театра — сценические варианты «Псковитянки», «Сорочинской ярмарки», «Князя Игоря». Когда замахнулись на «Кармен» Бизе, в парк приехал Константин Сергеевич Станиславский. Расспрашивал о технических возможностях сцены, о реакции зрителей. Но постановку осуществил все-таки Большой театр.

В конце мая 1934 года Григорий Александров снимал первые кадры фильма «Цирк» в летнем цирке шапито парка. Через два года по Москве разлетелась весть: в Зеленом театре Парка имени Горького состоится премьера фильма Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Двадцать тысяч входных билетов раскупили за один день. Мощный кинопроектор огромной силы и света и гигантский киноэкран закупили в Англии. Премьера состоялась двадцать третьего мая 1936 года. На другой день стеклось столько народу, что парк оцепила конная милиция!

В июле 1934 года парк посетил английский писатель Герберт Уэллс. Фантаст приехал с сыном Джорджем. Постояли на балюстраде, откуда открывался прекрасный вид на цветочный партер, фонтаны, скульптуры и аллеи, заполненные людьми. Прошлись по парку, заглянули в выставочные залы, останавливались у стендов, смотрели, как массовики организуют танцы и игры, как выступает театр масок. Ко второму действию успели в Зеленый театр, где артисты Большого давали балет «Пламя Парижа». После прогулки отправились поужинать: напротив Зеленого театра на Москве-реке стоял теплоход, переоборудованный под плавучий ресторан. Писатель, разглядывая посетителей, расспрашивал о бюджете парка.

Возвращались по набережной. На аллеях, аттракционах и эстрадах сверкали тысячи лампочек. Уэллс заметил, что в 1920 году в темной разоренной России трудно было себе представить, что через четырнадцать лет тут будет столько света. «В шестьдесят восемь лет меня уже трудно чем-либо удивить, но контраст поразительный», — признался писатель. Похоже было, что Уэллс приехал в Москву для того, чтобы убедиться в своей правоте в спорах с «кремлевским мечтателем». А вышло наоборот. Когда прощались, писатель просто и серьезно сказал: «Я вас поздравляю, вы — директор фабрики счастливых людей.»

Парк Горького стал визитной карточкой, рекламным плакатом советского образа жизни. Именитых зарубежных гостей здесь перебывало немало — Бернард Шоу, Ромен Роллан, Луи Арагон, Андре Жид, Мартин Андерсен Нексе… Иностранцы не уставали восхищаться увиденным.

Четырнадцатого августа 1937 года арестовали мужа Бетти Глан — лидера югославских коммунистов Милана Горкича. Как потом выяснилось, по доносу близкого друга Иосипа Броз Тито. Мужу инкриминировали шпионаж в пользу одного из иностранных государств и расстреляли. Ему было тридцать три… С Горкичем Бетти познакомилась в Германии на конгрессе, куда приехала как член Коминтерна. Поженились в конце 1925-го, а через три года на свет появилась дочь Елена (она стала врачом-педиатром)

После ареста мужа Глан сняли с поста директора Парка имени Горького и отправили в «Бутырку», обвинив в троцкизме и подготовке теракта. По Москве пошел слух, что «она держала наготове бомбы на случай посещения парка вождями». Бетти отправили в лагерь, затем в ссылку в Иваново. Освободилась через семнадцать лет, в 1954-м. Через год реабилитировали за отсутствием состава преступления.

Благодаря содействию Тихона Хренникова Глан сумела вернуться в Москву и устроиться в Союз композиторов, с присущей ей энергией занималась организацией массовых мероприятий в ВТО: водного карнавала Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, театрализованного праздника «Пусть светят только мирные огни» в 1964 году, праздника спорта к Олимпиаде-80.

Бетти Глан прожила долгую жизнь. Она скончалась в 1992 году в возрасте восьмидесяти девяти лет. В надежде, что ее опыт кому-то понадобится, успела написать воспоминания «Праздник всегда с нами».

Главному московскому парку исполнилось девяносто лет. Он и сегодня остается любимым местом отдыха.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

ФАБРИКА СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ. 12 АВГУСТА ПАРКУ ГОРЬКОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ.

Читать еще:

Целительная практика она сожжет все семена болезней

Целительная практика, медитация c РА МА ДА СА, была дана Йоги Бхаджаном как одна из …

Добавить комментарий