Главная / Вокруг нас / “КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“кусочек пчелиного улья”. история вафель нашли на картинах брейгеля и артсена вафли (см. илл)! рассказываем об этом десерте — от еды из рыцарских романов до советских вафельниц.историки кухни

Нашли на картинах Брейгеля и Артсена вафли (см. илл)! Рассказываем об этом десерте — от еды из рыцарских романов до советских вафельниц.

Историки кухни возводят родословную вафель к франкскому слову wafla, средне- нижненемецкому слова «wâfel».

Самые старые свидетельства о выпечке вафель относятся к IX веку и были найдены в Бельгии и Франции. Поначалу производство вафель было налажено в монастырях, а уже затем перешло в светскую жизнь. В XII веке вафли упоминаются в рыцарском романе Гуона де Ротеланда «Проте­си­лай». Во Франции уже в XIII веке существовала отдельная гильдия вафельных пекарей.

XIII век. Вафли выпекали с помощью двух раскаленных пластин. В это время появляются “убли” (“Oublié”), очень похожие на современные вафли. Их едят как в плоском виде, так и закрученными в рожок. Готовят их без использования пшеничной муки, вместо нее используют ячменную и овсяную. “Убли” достаточно популярны в Средние Века, их повсеместно продают на улицах городов. Примечательно, что средневековые “вафли” были достаточно большие, размером с маленькую пиццу.

“Убли” становятся «вафлями» в 1200-х, когда ремесленники решают выковать специальные пластины с характерным рисунком пчелиных сот. Wafel на средне-нижненемецком, или “Gaufre” на старофранцузском) в переводе — «ячейка» или «соты». Ассоциации здесь вполне понятные – небольшие углубления на кондитерском изделии действительно напоминают по внешности что-то похожее на соты из пчелиных ульев. “Кусочек пчелиного улья”. По другой версии этимологи считают, что слово wafel, происходит от голландского термина из области ткачества, т.е. первоначально означало «ткань».

После этого железные пластины начали выковывать с изображением пейзажей, гербов и религиозных символов. Тогда между пластин сначала клали сливочное масло, затем сжимали пластины друг с другом с помощью деревянных ручек, клали “вафельницу” в огонь и вручную переворачивали ее на другую сторону. Такие вафли начали продавать на различных религиозных церемониях и во время церковных праздников, продавцам в такие дни разрешалось продавать вафли непосредственно у входа в церковь. Этот бизнес стал настолько прибыльным, что продавцы боролись друг с другом за каждого покупателя, и иногда дело доходило до драк. Это продолжалось вплоть до 1560 — 1570-х, когда король Франции Карл IX принял указ о том, что продавцы должны продавать вафли не менее, чем в 2 метрах друг от друга.

XVI век. Вафли пользуются успехом у всех слоев общества. Бедные делают их из плохой муки и едят во времена нехватки хлеба. Это прекрасно проиллюстрировал нидерландский живописец Питер Брейгель на своей знаменитой картине “Битва Масленицы и Поста”, написанной в 1559 году. В это время вафли для людей побогаче – толстые и питательные, а для знати готовят потрясающий десерт из вафель с яйцами, молоком и медом.

Умением запекать жидкое тесто между двумя железными листами с выемками или рисунками славились Брабант, Эльзас и Пикардия. Собствен­но, и старинные изображения вафель (как, например, на картине Брейгеля), и по­пулярные совре­менные их виды — льежские, брюссельские, лилльские — родом оттуда. Технология литья железной и чугунной посуды и, в частности, вафель­ных сковородок с длинными ручками способствовала широкому распростра­нению вафельных рецептов.

1620 год. Паломники, находящиеся некоторое время в Голландии, перевозят вафли через океан в США.

1789 год. В начале Великой французской революции Томас Джефферсон, бывший послом во Франции, возвращается в США и наряду с машинкой для приготовления пасты привозит с собой “вафельницу” с длинными ручками. Это стало началом “Вафельных вечеринок”, на которых гости могли попробовать сладкие вафли с кленовым сиропом или мелассой (сиропообразная жидкость тёмно-бурого цвета), а также вафли с тушеными почками. Рабы получали остатки вафель в качестве особого угощения. Одним из самых популярных блюд на юге страны становится вафля с курицей.

Датская форма «wafel» в XVIII веке изменилась в waffle и в таком виде вошла в русский язык. В Россию европейские вафли приходят благодаря западным поварам на русской службе и переводам французских и немецких поваренных книг. В частности, во «Всеобщем и полном домоводстве» Василия Левшина (которое представляет собой оперативный перевод компендиума Луи Лиже «Новый сельский дом») есть несколько рецептов вафель.

«Высыпь на стол два фунта муки крупитчатой, сделай в средине ямку, выпусти в оную шесть яиц и замеси с прибавкою снимок (снятых густых сливок — прим. ред), прибавь с кулак величиною самого свежего творогу, около полуфунта растоп­ленного свежего масла коровьего и присоли немного; вымеси тща­тельно, чтоб вышло тесто жидковатое.

Нагрей над жаром вафельные доски, смажь их кусочком масла, завернутым в ветошку (старую тряпку — — прим. ред); наливай в них теста и запекай над жаром или всовывая в горячую печь.

К выни­манию должно доски осмыгнуть (обтереть, очистить — прим. ред.), не разжимая, по ребру, чтоб снять тесто, вылившееся на края, которое обыкновенно сгорает. Когда доски поостынут, должно опять их нагревать».

——— В. А. Левшин. «Всеобщее и полное домоводство». Ч. 11, 1795 год

Настоящий бум вафель начался 24 августа 1869 года – именно в этот день изобретатель Корнелиус Свартхаут, житель Нью-Йорка, представил свое изобретение – сковороду для вафель.

Она напоминала нечто похожее, чем пользуются люди и сегодня – это была сковорода из двух частей, в каждую из которых заливалось тесто, а части соединялись между собой.

В XIX веке вафли тиражируются в попу­ляр­ных книгах «русской хозяйки» Екатерины Авдеевой, а особые сковороды для их приготовления, с рисунками, сотами, двуглавыми орлами и вензелями, обживают кухни дворянских усадеб.

«Взяв опары, положить на каждый стакан ее ложку масла орехового или макового, замесить тесто немного пожиже того, какое делается на ола­дьи, дать подняться раза два и печь вафли, раскладывая их на сито или решето; подавать к столу с сахаром и вареньем».

———— Е. А. Авдеева. «Ручная книга русской опытной хозяйки», 1854 год

Пережив несколько поколений кухарок, эти сковородки использовались и в советское время — и вытеснить их смогла лишь новая технология. На Западе электровафельницы были послевоенным изобретением, но в СССР их производство наладили к концу 1970-х годов. В соответствии с советским культом изобретательства тесто для вафель­ницы «Лакомка» часто делали из доступной смеси для печенья «Листики», а не по инструкции с рецептами: так получалось лучше и быстрее. Но один старинный навык никуда не делся: для смазывания чугунных створок маслом по-прежнему использовалась ветошка или кусок бинта.

Вафли, привычные жителям советского и постсоветского пространства, кардинально отличаются от тех же «бельгийских» вафель, которые известны в Европе и Америке. Они ближе к неаполитанским.

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

“КУСОЧЕК ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ”. ИСТОРИЯ ВАФЕЛЬ

Читать еще:

Фермер в Китае утром вошел в подозрительно тихий курятник и пораженно замер. Все помещение было усеяно безжизненными тушками. Мыслей было всего две — или отравили из зависти соседи, или в курятнике пошалил какой-то дикий зверь. Фермер отправился проверять

Хозяин пса и слышать ничего не хотел о возмещении ущерба. Но вмешательство полиции заставило его …

Добавить комментарий