Главная / Вокруг нас / Культурный код: иллюзионист

Культурный код: иллюзионист

культурный код: иллюзионист толпа, подобная недавней «очереди на серова», в 1880 году часами стояла у одного из петербургских выставочных залов. люди жаждали увидеть «лунную ночь на днепре»

Толпа, подобная недавней «очереди на Серова», в 1880 году часами стояла у одного из петербургских выставочных залов. Люди жаждали увидеть «Лунную ночь на Днепре» Архипа Куинджи и разгадать секрет пейзажа, светящегося изнутри. Совсем скоро работы знаменитого художника вновь посетят Россию — на выставке Куинджи в Государственной Третьяковской галерее в Москве с 6 октября 2018 года по 17 февраля 2019-го будут представлены более 120 произведений Куинджи из нескольких музеев мира.

Картина «Лунная ночь на Днепре»
Холст, масло 105 × 144 см
1880
Хранится в Русском музее
Повторения-варианты: в Астраханской государственной картинной галерее им. Б.М. Кустодиева (1882);
Симферопольском художественном музее (1882);
Киевском музее русского искусства («Ночь на Дону», 1882);
ГТГ («Ночь на Днепре», 1882; «Ночь на Днепре», уменьшенный не датированный вариант);
Национальном художественном музее Республики Беларусь («Ночь над Днепром», 1880-е).

«Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал художник Павел Чистяков. Впервые выставленная «Лунная ночь на Днепре» шокировала даже искушенную петербургскую публику. Куинджи подогревал интерес к этой работе заранее, пуская отдельных зрителей к себе в мастерскую по воскресеньям, чтобы к открытию экспозиции они разнесли слух о поразительной картине. В итоге здание Общества поощрения художеств, где выставили полотно, целый день осаждала толпа, а вся улица и часть Невского проспекта были забиты экипажами. Куинджи самому пришлось утихомиривать нетерпеливых посетителей и разбивать толпу на группы, которые по очереди запускали в зал. Там в полумраке на стене висела одна-единственная картина, притом что «сольно» в то время могли выставить разве что монументальное историческое полотно, но никак не пейзаж. Однако «Лунная ночь…» стоила таких почестей: луна и ее отражение на холсте как будто испускали настоящий свет, у зрителей даже в глазах резало. Газеты наперебой писали о невероятно реалистичном пейзаже, вся столица обсуждала картину и секрет художника, в попытках объяснить «светопись» выдвигались самые экстравагантные версии, вплоть до сговора с нечистой силой.

Картины Куинджи со «спецэффектами» в передаче лунного и солнечного света стали продаваться за огромные деньги, но, когда творческие поиски повели его дальше, интерес зрителей и критиков начал спадать. Через два года после успеха «Лунной ночи…» пейзажист почти на двадцать лет затворился от публики, не желая слушать рассуждения на тему «Куинджи уже не тот».

Светоотражение. Некоторые зрители пытались заглянуть за подрамник, думая, что картина написана на стекле, за которым скрыта зажженная лампа, и поэтому так «светится». На самом деле один из эффектов действительно создавала лампа, но помещенная не за картиной, а перед ней. На выставке Куинджи решил по максимуму использовать светоотражающие свойства светлых тонов и светопоглощающие — темных, задрапировав в зале окна и в этом полумраке направив луч электрической лампы в центр картины. И луна на холсте засияла.

Лессировки. Некоторые зрители думали, что картина написана на перламутровой или золотой подложке, однако ее основа — обыкновенный холст. Искусствовед Софья Кудрявцева в книге о творчестве Куинджи отметила, что художник, желая визуально углубить и выделить небо, прописал землю на переднем плане более эскизно, а вот луну, облака и окружающее их пространство тщательно проработал с помощью лессировки: наложения многочисленных полупрозрачных красочных слоев.

Дополнительные цвета. Куинджи интересовался мнением ученых о взаимовлиянии различных цветов и других особенностях восприятия их человеческим глазом и использовал научные теории в живописи. Дополнительные цвета — оттенки красного и зеленого, синего и оранжевого, — положенные рядом, усиливают друг друга на его полотнах.

Мелкие мазки. Темные мазки на светлых участках создают ощущение вибрирующего света.

Оттенки. Илья Репин вспоминал, как один живописец с восторгом заявил Куинджи, что разгадал его секрет: тот, дескать, пишет свои удивительные пейзажи через цветное стекло. «Ха-ха-ха-ха-ха-ха!» — ответил Куинджи. Однако у него действительно в некотором роде была специфическая «оптика». Физик Федор Петрушевский измерял особым прибором способность разных художников различать тончайшие оттенки цветов, и оказалось, что Куинджи значительно превосходил в этом товарищей-передвижников.

Асфальтовая краска. Посетители выставки напрасно думали, будто хитрость Куинджи в том, что он пишет светящимися фосфорными красками или некими таинственными «лунными». Впрочем, художник все же экспериментировал с материалами: ради эффекта глубины использовал полупрозрачный коричневый асфальтовый подмалевок, а также добавлял асфальт в краски, чтобы сделать тона более глубокими. Однако такая краска нередко темнеет в результате внешних воздействий. «Лунную ночь…» еще до выставки приобрел племянник царя Александра II великий князь Константин Константинович (он же поэт К.Р.) и, будучи не в силах расстаться с картиной, взял ее с собой в кругосветное плавание, в результате пейзаж потускнел и потемнел.

ХУДОЖНИК

Архип Куинджи

Kuindzhi.jpgОколо 1842 — родился в Карасевке, в предместье Мариуполя, в семье сапожника греческого происхождения.

1868 — за показанную на выставке картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» признан петербургской Академией художеств достойным звания свободного художника.

1875 — избран в Товарищество передвижных выставок; женился на Вере Кечеджи-Шаповаловой, дочери купца из Мариуполя.

1876 — написал «Украинскую ночь», поразившую всех самобытной манерой исполнения.

1880 — вышел из Товарищества передвижных выставок.

1882–1901 — отказался от участия в выставках и закрыл свою мастерскую от посетителей.

1894–1897 — был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств; среди его учеников — Николай Рерих.

1910 — умер в Петербурге от болезни сердца.

Культурный код: иллюзионист

Культурный код: иллюзионист

Культурный код: иллюзионист

Культурный код: иллюзионист

Культурный код: иллюзионист

Культурный код: иллюзионист

Читать еще:

Татуировки интеллигенции 50-x годов

В 50 годах британские интеллигенты, домохозяйки, студенты и работяги делали татуировки в салоне в Бристоле, …

Добавить комментарий