Главная / Вокруг нас / В. И. ЛЕНИН НА ЭЛЕКТРОПАХОТЕ

В. И. ЛЕНИН НА ЭЛЕКТРОПАХОТЕ

в. и. ленин на электропахоте весной 1920 года рабочие петроградской городской электростанции построили на двух автомобильных шасси две электрические лебедки, достали где-то балансирный

Весной 1920 года рабочие Петроградской городской электростанции построили на двух автомобильных шасси две электрические лебедки, достали где-то балансирный (перекидной) плуг и организовали электропахоту на земельном участке под Петроградом. Эта электропахота была заснята на короткометражный фильм. Кто-то из петроградских товарищей рассказал Владимиру Ильичу о первых опытах электропахоты, а возможно, что ему был показан и короткометражный фильм электропахоты.

Догадываюсь, что Владимир Ильич поручил петроградским товарищам спроектировать более совершенную конструкцию электрических лебедок и представить ему план постройки электроплугов, потому что именно в Петрограде была образована первая группа инженеров-конструкторов и агрономов, которая занялась разработкой конструкции лебедок. Возглавляли эту группу инженер В. В. Ко-чуков и профессор-агроном В. Д. Батюшков.

Когда вчерне были разработаны конструкция электролебедок и план строительства агрегатов плугов, была образована смешанная (из представителей ВСНХ и Наркомзема) комиссия «Электроплуг», в обязанности которой входило наблюдение за ходом проектирования, размещение заказов на лебедки, плуги и все электрооборудование и организация использования агрегатов электроплугов.

Строительство плугов велось на многих заводах страны: на Балтийском судостроительном — лебедки, на Брянском паровозостроительном — плуги, на заводе «Электросила» — электрооборудование и т. д.

Владимир Ильич пристально следил за ходом строительства электроплугов. Часто вызывал к себе в Кремль нас, членов комиссии «Электроплуг». Сам он непосредственно связывался с заводами — строителями плугов, требовал от ВСНХ безусловного выполнения графика строительства. А когда, помню. Брянский завод несколько опаздывал со сдачей плуга, Ильич потребовал на заседании Совета Труда и Обороны объявления строгого выговора Богданову — председателю ВСНХ за нераспорядительность.

Владимир Ильич не был в восторге от конструкции электролебедок и всей системы электропахоты. И тем не менее он страстно и настойчиво продвигал вопрос о применении электропахоты. Чем это объяснялось Многими соображениями, но главные из них:

1. VIII Всероссийский съезд Советов в конце 1920 года, как известно, одобрил план электрификации России, в котором было записано: «Применение электричества в земледелии». Электропахота, пусть еще несовершенными агрегатами, претворяла в жизнь идею применения электричества в земледелии.

2. Владимир Ильич сознавал, конечно, что система электропахоты несовершенна,— но эта пусть несовершенная система будет практически совершенствоваться по мере развития электропахоты, и будет накапливаться опыт.

3. Страна переживала острый продовольственный кризис. Особенно тяжело обстояло дело с продовольствием в крупных промышленных городах. Тягловой силы для подъема пустующих вокруг городов земель не было. Электропахота могла компенсировать недостаток тягловой силы. По плану было намечено построить для начала 50 агрегатов электроплугов. Годовая производительность каждого агрегата около 2000 га, а всех 50 агрегатов — около 100 тыс. га. Урожай картофеля, например, с этой площади мог быть получен около 100 млн пудов.

Вот эти соображения и заставляли форсировать постройку агрегатов электроплугов и скорейшее их испытание. Владимир Ильич с нетерпением ждал дня, когда можно будет практически приступить к пахоте.

Наконец в октябре 1921 года один агрегат электроплуга был доставлен на поле Бутырского хутора под Москвой, и на 22 октября 1921 года было назначено испытание этого первого электроплуга.

Был хмурый, прохладный октябрьский день. Владимир Ильич с Н. К. Крупской и сестрой Марией Ильиничной приехали около 11 часов утра. На месте испытания собрались ответственные представители ВСНХ, Наркомзема и других наркоматов и ведомств.

Когда были начаты испытания и балансирный (перекидной) 8-корпусный плуг, влекомый стальным тросом, пошел вперед, делая 8 глубоких борозд,— Владимир Ильич пошел рядом, за плугом и как зачарованный смотрел, как ровно и красиво укладываются 8 пластов земли. Мы, члены комиссии «Электроплуг», просили Владимира Ильича держаться подальше от плуга, так как мог оборваться трос, или плуг мог потерять устойчивость, выскочить из борозды и ударить хвостом. Но эти уговоры плохо действовали. Владимир Ильич продолжал ходить за плугом, от лебедки к лебедке, находившихся на расстоянии около 400 метров. К сожалению, наши предупреждения о том, что плуг может терять равновесие, подтвердились. Дело в том, что поле Бутырского хутора было сильно исхожено и изрезано протоптанными дорожками. Когда плуг встречал на пути твердую почву — протоптанную дорожку,— он вздрагивал и хвост его моментально выскакивал из борозды. Владимир Ильич сердито спрашивал: «Какого черта он у вас хвостом вертит!»

Весь день до темноты Ленин провел на поле Бутырского хутора. Он расспрашивал конструкторов о том, как упростить конструкцию всей системы электроподводки к полю, где будет проводиться электропахота, как создать большую устойчивость плуга в работе, чтобы он не выскакивал из борозды. Лениным был поставлен и такой вопрос: «Нельзя ли изменить конструкцию плуга так, чтобы включение электромоторов на электролебедках производилось с балансир-ного плуга, с тем чтобы сократить обслуживающий персонал» Дело в том, что обслуживающий персонал на агрегате состоял из пяти человек: один на плуге, двое на лебедках и двое около трансформаторов. Это-то и подметил Ленин.

Позднее из разговоров с Н. К. Крупской стало известно, что Владимир Ильич уехал с поля Бутырского хутора недовольный. Конструкция плугов и вся система пахоты его, видимо, не удовлетворили.

Было построено 20 комплектов электропахотных агрегатов, которые применялись под Петроградом у Средней рогатки, под Костромой на полях картофельного поля Шунгенского кооператива, в Средней Азии на полях хлопчатника, в Закавказье на чайных плантациях и в других местах. Появление современного трактора как бы оттеснило идею электропахоты с канатной тягой.

В настоящее время ленинские идеи применения электричества к земледелию претворяются в жизнь, но уже на основе применения электротрактора, питаемого электроэнергией посредством легкого гибкого кабеля. При этой системе отпадает необходимость иметь две лебедки с канатной тягой, не нужно и громоздкого балансирного плуга, а главное, в новейшей системе электротрактора применяются все те же почвообрабатывающие и уборочные машины, какими оснащены наши колхозы, совхозы и МТС.

С пуском крупнейших гидроэлектростанций в нашей стране вопрос применения электричества к земледелию приобретает новое качественное и экономическое значение. Электросеть крупных электростанций станет доступной во всех районах, где захотят использовать электротракторы. Отпадает необходимость строительства электросетей для питания током издалека.

Таким образом, первые электроплуги, за строительством которых так следил Владимир Ильич, были хотя и несовершенны, но явились предшественниками более совершенной конструкции, а ленинская идея применения электричества к земледелию воплощается в жизнь.

Исторический архив. 1956. № 4. С. 173—175

ЕСИН ВАСИЛИЙ ЗАХАРОВИЧ (1888—1960) — член партии с 1913 г. Участник Октябрьской социалистической революции в Москве, член Военно-революционного комитета. В 1918—1919 гг.— участник гражданской войны на Восточном, Юго-Восточном и Кавказском фронтах. Делегат VIII Всероссийского съезда Советов, член комиссии ГОЭЛРО. С 1921 по 1934 г. работал в Наркомземе РСФСР, в 1934—1937 гг.— заместитель председателя Госплана РСФСР, затем инженер-энергетик на ряде предприятий. С 1957 г.— персональный пенсионер.

Читать еще:

ЕВНУХИ В ВИЗАНТИИ: НЕСЧАСТНЫЕ ЖЕРТВЫ ИЛИ УМЕЛЫЕ ХИТРЕЦЫ

В арабских странах евнухи нередко правили целыми государствами, умело управляя султанами. В Римской империи поговаривали, …

Добавить комментарий