Главная / Вокруг нас / ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

фронтовой цирк в мае 1941 года гастролями иллюзиониста э.т.кио закрылся сезон в ленинградском цирке, и на несколько лет его деятельность прекратилась. само здание цирка на фонтанке напоминало

В мае 1941 года гастролями иллюзиониста Э.Т.Кио закрылся сезон в Ленинградском цирке, и на несколько лет его деятельность прекратилась. Само здание цирка на Фонтанке напоминало грозную крепость с амбразурами на месте его дверей и зеркальных стекол.
Возрождение циркового театра в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны было связано с именем Евгения Павловича Гершуни (1899–1970) — режиссера цирковых и эстрадных представлений, который в довоенное время в течение многих лет был художественным руководителем Ленинградского цирка.
В Кировской дивизии народного ополчения, он сформировал дивизионный ансамбль с участием профессиональных цирковых артистов.

Участники ансамбля сами создавали свой сценический репертуар. В июле 1941 года недалеко от станции Батецкая, в расположении дивизии в деревне Большие Теребони, артисты встретились со «взводом писателей», и в результате совместного творчества появилось несколько эстрадных номеров, ставших затем очень популярными на Ленинградском фронте. Большой любовью солдат пользовалась, в частности, песня В.Н.Липатова на слова Ойфы «Здравствуй, русская винтовка». Позднее для бригады писал Н.В.Глейзаров и Е.И.Рывина. Ей принадлежало несколько песен и стихотворений в репертуаре ансамбля, среди которых была песня «Бойцам Ленинградского фронта».
В Больших Теребонях возник и «Расчет аккордеонистов», забавный номер, родившийся благодаря тому, что в ансамбле было три пианиста и один аккордеон, играть на котором никто не умел. Музыканты остроумно вышли из положения: один из них держал аккордеон на коленях, другой растягивал мехи, а третий играл на клавиатуре.

В сентябре 1941 года группа артистов-ополченцев была прикомандирована к Ленинградскому дому Красной Армии и преобразована во фронтовую бригаду.
Ее первые выступления в новом качестве состоялись перед моряками Балтийского флота в бывшей Сергиевской Пустыни на Петергофской дороге – артисты дали там восемь концертов в течение дня – и на Ораниенбаумском «плацдарме», где состоялось 29 концертов за 10 дней.
Постепенно бригада Гершуни приобрела широкую популярность На их выступления поступали персональные заявки, велась неофициальная предварительная запись. За неполные два года фронтовая бригада цирковых артистов дала около 1400 представлений на Ленинградском фронте и 107 – на Волховском.

Наибольшим успехом у зрителей пользовалась исполнительница русских песен Прокофьева, братья Жерве и сатирический ансамбль под руководством Ругби. Артист создал маску «повара-красноармейца», мудрого и острого на язык весельчака. «Дядя Саша», как называли его солдаты, стал любимым персонажем Ленинградского фронта. Позднее образ веселого повара использовали акробаты Ф.Я.Хвощевский и А.И.Будницкий.
Из музыкального эксцентрика Ругби превратился в конферансье и исполнителя куплетов. Он удивительно быстро устанавливал контакт с аудиторией, и от него зависел темп и общий успех концерта.
Коньком ансамбля были военные частушки. Основными их авторами являлись сам Александр Ругби, Леонид Арт и Анатолий Жерве, иногда частушки писали коллективно, прямо на концертах.

В конце 1941 года базой фронтовой бригады Гершуни стало помещение Театра эстрады. В его подвалах, служивших бомбоубежищем, поселились семьи артистов, потерявших жилье.
В начале 1942 года состоялся отчетный концерт агитбригады в Большом зале Ленинградской филармонии, который транслировался по радио. Из-за ошибки диктора, назвавшего место проведения концерта, через полчаса начался ожесточенный обстрел района филармонии, однако ни один человек не покинул зала.
23 августа 1942 года состоялось еще одно знаменательное событие – 600-й концерт этого коллектива. Представление, проходившее в переполненном зале Дома Красной Армии, вызвало овации, и Политуправление Ленинградского фронта предложило Гершуни представить проект организации фронтового цирка.

На создание циркового театра ушло около полугода. В первую очередь необходимо было расширить состав исполнителей. С этой целью из частей Ленфронта и фронтовых бригад были отозваны цирковые артисты. Узнав об организации цирка, к Гершуни приходили старые циркачи, остававшиеся в Ленинграде, писали ему из войсковых частей. Основной костяк труппы составили артисты, работавшие в агитбригаде: Н. Ф. Александрович, братья Жерве, Г.М.Поликарпов, С.К.Соколов, один из лучших цирковых эксцентриков клоун Павел Алексеевич (П.А.Алексеев). Возглавил труппу первый помощник Гершуни, А.А.Ругби (в 1944 году его не стало)

Большую помощь в организации Фронтового цирка оказали акробаты Т.А.Птицына и Л.С.Маслюков, прежде работавшие в составе различных концертно-фронтовых бригад. В декабре 1943 года этот эстрадный дуэт выступал на концерте для участников Совещания глав правительств держав антигитлеровской коалиции в Тегеране. В труппу цирка вошли также воздушные гимнастки Александрова и Фетисов, жонглер Рапитто, иллюзионист Казини (А.Д.Козюков, брат Б.Д.Козюкова) с номером «Летающая дама», артисты Петролли и некоторые другие – в общей сложности около 50 человек. Для восстановления здоровья и физических сил всем было назначено усиленное питание. Постепенно сложился крепкий профессиональный коллектив, способный вернуться к традиционным цирковым жанрам, забытым во время войны.

Музыкальным руководителем цирка стал И.И.Шифельбейн, которому было поручено сформировать оркестр. Для этого из строевых частей также были отозваны музыканты, в том числе несколько женщин-военнослужащих из довоенного женского джаза – всего 12 человек.
Создан был балетный ансамбль. Им руководила балетмейстер Дома Красной Армии Е.М.Вислоцкая.
Необходимо было пополнить программу злободневным сатирическим материалом. Для создания текстов был привлечен конферансье К.А.Гузынин. Одетый в белый атласный фрак, с неизменной бородкой, он удачно воспроизводил образ классического циркового шпрехшталмейстера. Гузынин был одним из авторов пролога, который назывался «Фашистский зверинец». Эскизы костюмов для представления выполнил художник В.А.Петров.

23 февраля 1943 года в Доме Красной Армии состоялось открытие Ленинградского Фронтового красноармейского цирка. Е.П.Гершуни стал его художественным руководителем.
Представления оформлялись как «настоящий» цирк с амфитеатром, форгангом, занавесом из красного бархата, оркестровым «балконом» и цирковым барьером, также покрытым красным бархатом.
Не хватало только дрессированных животных. Попытка взять медведя из зоопарка окончилась неудачей. Их заменило старинное классическое цирковое антре с лошадью, в которую наряжались две балерины, одетые в соответствующий чехол. Номер назывался «Последняя лошадь фон Паулюса». Сатирический диалог между Гузыниным и Павлом Алексеевичем завершался чечеткой, которую отбивала «лошадка». Это был финал представления, пользовавшийся неизменным успехом.

Фронтовой цирк выступал в Кронштадте, на фабриках и заводах, в домах культуры, в помещении Малого Оперного театра. За короткое время он завоевал большую популярность в частях Ленинградского фронта и на кораблях Балтики. Осенью 1943 года весь его коллектив с новой программой уехал на месяц в Москву на показательный смотр лучших достижений советского цирка. А примерно через год вошел в состав стационарного Ленинградского цирка.

Начиная с 1942 года в армейских частях выступало еще несколько цирковых фронтовых бригад, подобных агитбригаде Гершуни. В них работали выдающиеся артисты: комик-мим К.А.Берман, иллюзионист И.К.Символоков, клоун Д.С.Альперов и др.
Ансамбль, возглавляемый клоуном Б.П.Вяткиным, за три года своего существования дал более полутора тысяч концертов перед фронтовиками. В частях Западного фронта выступала бригада наездника-жокея А.С.Александрова-Сержа.

Летом 1942 года возник «Филиал Московского Госцирка на фронте» под руководством М.Н.Румянцева (Карандаша). Для его выступлений было изготовлено портативное оформление: занавес, барьерная дорожка, прожекторы. Артист создал десятки сатирических номеров, среди которых были «Поход фашистов на Москву и обратно» и «Речь министра пропаганды Геббельса».
13 июля 1942 года состоялся первый выезд «Цирка Карандаша» в действующие части 16-й армии, оборонявшей Москву. «Успех был огромный, – вспоминал впоследствии генерал-майор А.А.Лобачев. – Каждый номер встречался бурей аплодисментов. Необычное для фронтовой обстановки выступление артистов заставляло бойцов вспомнить довоенное время, когда они со своими знакомыми и родными ходили в цирк».

В 1942 году фронтовые бригады были созданы также в Саратовском и других крупных цирках страны, а в 1944 году акробат и клоун Сим (С.И.Маслюков) возглавил фронтовую бригаду студентов и преподавателей циркового училища. На сценической площадке Сим появлялся комично хромая, в изодранном немецком мундире и с подвязанной головой.

За годы войны было подготовлено более 150 новых номеров и аттракционов. Среди них было множество интермедий и реприз антифашистского содержания. Клоуны Н.Антонов и В.Бартенев исполняли буффонную сценку «Часовой или заключенный», «коверные» В.Зонов и Е.Ф.Чеколтан – акробатический номер «Фрицы», А.Н.Борисовская и П.Г.Тарахно – куплеты «На Моздок я не ездок». Представители цирковой династии Дуровых – братья Юрий и Владимир – выступали с дрессированными животными. В.В.Дуров во время войны работал в Казани. Вместе с Демьяном Бедным, который в 1942–1944 гг. проживал в здании Казанского цирка, он создал новую программу–обозрение «Смех убивает». Клоун-дрессировщик Ю.В.Дуров участвовал в героической пантомиме «На подступах к городу Н.».

28 ноября 1944 года состоялось открытие Ленинградского цирка на Фонтанке. В торжественном прологе, поставленном Е.М.Кузнецовым, принимали участие народный артист СССР Ю.М.Юрьев, хор Ленинградской капеллы и любимец ленинградской публики клоун Карандаш. В программу были включены номера ведущих цирковых артистов: жонглеров Виолетты и Александра Кисс, акробатов Ф.Я.Хвощевского и А.И.Будницкого (в образе тех самых «Веселых поваров»), наездников Королевых. В представлении принимали участие знаменитые «стальные капитаны» братья Мирославские, куплетисты Г.Л.Рашковский и Н.А.Скалов и музыкальный ансамбль лилипутов.

Уже чувствовалось приближение скорой Победы. И в ее приближении была немалая заслуга цирковых артистов. Эти мужественные люди, выступавшие перед солдатами под бомбежками и обстрелами так, как будто это была арена обычного цирка, вносили частичку праздника в тяжелый бесчеловечный военный быт, помогая бойцам превозмогать его тяготы и сражаться за мирную жизнь, полную простых человеческих радостей.

Недаром 9 мая 1945 года артисты цирка дали праздничный концерт на лестнице рейхстага в Берлине. Были среди них и артисты Фронтового цирка под руководством Е.П.Гершуни.

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

ФРОНТОВОЙ ЦИРК

Читать еще:

На дне Северного моря нашли древнюю пропавшую страну — Доггерленд

Международная команда подводных археологов из исследовательского проекта Wessex Archaeology изучила образцы донных отложений из Северного …

Добавить комментарий