Главная / Вокруг нас / «Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«долина царей», гробницы и грабители (chapter 1) для жителей древнего египта пребывание в загробном мире - «полях иалу» - мыслилось по образу и подобию земного бытия. чем богаче и знатнее был

Для жителей Древнего Египта пребывание в Загробном мире — «полях Иалу» — мыслилось по образу и подобию земного бытия. Чем богаче и знатнее был человек, тем, естественно, больше были и его потребности, тем щедрее могли снабдить его для пребывания в царстве мертвых. Бедняков просто зарывали в песок, иногда у погребений тех, кому они служили при жизни, чтоб им и за гробом перепадали крохи со стола их хозяев. И конечно, роскошнее и обильнее всех снаряжали в последний путь фараонов. Но именно эти бесчисленные сокровища, которыми снабжали усопших владык, членов их семей и сановников для беспечального загробного существования, таили в себе неотвратимую угрозу. Против грабителей гробниц не помогали ни страшные заклятия, ни искусственные горы-пирамиды, ни хитроумные уловки строителей: замаскированные входы и ловушки, замурованные камеры, потайные лестницы, ложные ходы, ни тщательная охрана, ни, наконец, тайна.

И литературные памятники, и дошедшие до нас официальные документы, и данные археологии — все свидетельствует о беспощадной, но вместе с тем и безуспешной войне, которую с отдаленнейших времен вели с грабителями гробниц даже самые могущественные фараоны, стремясь обеспечить себе посмертный покой, а своим усыпальницам — неприкосновенность. В этой ожесточенной, длившейся тысячелетиями, борьбе грабители побеждали. Убедившись в безнадежности всех усилий отстоять неприкосновенность своих усыпальниц от посягательства воров, фараоны вынуждены были отказаться от строительства пирамид, которые они воздвигали еще в эпоху Среднего царства, правда, далеко не столь величественных и прочных, как во времена Древнего царства, и прибегнуть к иным мерам.

Когда в Фивах воцарилась XVIII династия (ок. 1550-1292 до н.э.), положившая начало эпохе Нового царства, ее первые фараоны по примеру царей XI династии (ок. 2160-2000 гг. до н.э.) избрали для своего погребения западный берег Нила, противоположный тому, где находилась их резиденция. Здесь среди голых, бесплодных диких скал простирается целый лабиринт пустынных, мрачных и знойных ущелий. В одном из них, известном ныне под названием Бибан-эль-Молук, что по-арабски означает «Врата царей», приказал высечь в скалах свою гробницу Тутмос I — третий фараон этой династии. Европейцам это ущелье известно ныне под названием Долины царей.

Примеру Тутмоса I последовали все фараоны трех последующих династий, до XXI включительно (1070- 945 гг. до н.э.), которые приказывали высекать себе гробницы здесь, в скалах. Для лучшего обеспечения тайны места погребения и более надежной охраны заупокойные храмы, где за фараонов возносили моления и приносили им жертвы, сооружались не рядом с усыпальницей, а внизу, на берегу Нила. Некоторые из них сохранились и поныне, например расположенный на террасах знаменитый храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. От других уцелело лишь немного, как «колоссы Мемнона», стоявшие некогда у входа в заупокойный храм Аменхотепа III, а от иных храмов вообще ничего не осталось. Некоторые из царских усыпальниц были подлинными подземными дворцами, как, например, гробница фараона Сети I (XIX династия), царствовавшего всего четырнадцать лет (1312-1298 гг. до н.э.). Лестницы, коридоры, переходы и камеры уходили на сто метров в глубь скалы, образуя, так же как и гробница Рамсеса III, правившего столетия спустя, настоящий лабиринт. Сокровища, наполнявшие царские гробницы, были поистине огромны, что можно заключить по содержимому усыпальницы Тутанхамона. Если в его относительно скромной по площади и числу помещений (их было всего четыре) гробнице найдены такие богатства даже после ее ограбления, то трудно представить себе с какой расточительной щедростью снаряжали в последний путь правивших до и после него более могущественных и дольше занимавших престол фараонов. Конечно, это не было ни для кого секретом и грабители пользовались этим, и притом довольно успешно.

Если даже фараоны XX династии, Рамзессиды, не могли обеспечить посмертный покой своих предшественников, то правители следующей, еще более слабой XXI династии, когда кризисное состояние страны усугубилось и она фактически утратила былое единство, в еще меньшей степени могли обеспечить порядок в некрополе, даже в святая святых его — Долине царей. Жрецам то и дело после очередного вторжения грабителей приходилось облачать царские мумии в новые пелены и снабжать драгоценными амулетами и украшениями взамен похищенных. Естественно, далеко не столь щедро. В конце концов они вынуждены были прибегнуть к крайней мере, так как с ворами сладить оказалось невозможно. В первую очередь следовало сохранить останки царей, потому что, утратив земную оболочку — прибежища души Ка, они лишались загробной жизни.

Единственное средство, могущее обеспечить посмертный покой усопших фараонов, сохранение полной тайны места их захоронения. Но на то, чтобы хоронить их поодиночке, а тем более надежно сторожить, уже не имелось ни сил, ни средств. Поэтому, вероятно, под покровом глухих безлунных ночей, при тщательном соблюдении всех мер предосторожности специально отобранные и проверенные немногие люди, на чью верность и честность вполне можно было положиться, собирали по гробницам останки фараонов эпохи Нового царства некоторых их жен и близких. Всего перезахоронили свыше сорока мумий. Их спрятали, разделив на две группы. Меньшая — тринадцать мумий — нашла прибежище в гробнице Аменхотепа II в Долине царей, другую укрыли в тайнике, вырубленном в амфитеатре отвесных скал, окружающих храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.

Это произошло при фараоне XXI династии Пайноджеме I, правившем в конце XI в. до н. э. Обо всем этом извесно из пометок, оставленных писцами на саркофагах, например: «Год 6-й, третий месяц времен зимы, день 7-й. В этот день верховный жрец Амона-Ра царя богов, Пайноджем, сын верховного жреца Амона Паианха, послал главного управляющего Белого дома (Белый дом — административное здание. Белый цвет символизировал Верхний (Южный) Египет.) Паинеферхира, чтобы перезахоронить царя Охеперенра». Все это было в спешке начертано на саркофаге Тутмоса II. Некоторые мумии пришлось переносить неоднократно. Тело Рамзеса II, после того как грабители побывали в его усыпальнице, спрятали, как гласит надпись на саркофаге, сначала в гробнице его отца Сети I. На сей раз мумии владык Египта укрыли надежно: их нашли лишь через двадцать девять веков.

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

«Долина царей», гробницы и грабители (Chapter 1)

Читать еще:

5 асан, которые снимут головную боль

Боковое сгибание шеи в Свастикасане (позе Благоприятного знака). Сядьте в Сукхасасану с прямой спиной. Правой …

Добавить комментарий