Главная / Вокруг нас / Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

почему буряты считали лену рекой мертвых в мифологической философии бурятских племен огромная сибирская река лена представлялась рекой мертвых — страшной ледяной пустыней, обиталищем злобных

В мифологической философии бурятских племен огромная сибирская река Лена представлялась рекой мертвых — страшной ледяной пустыней, обиталищем злобных духов, всегда была связана с черным цветом и считалась местом пребывания грешных человеческих душ. Река эта по представлениям бурят находилась необыкновенно далеко, на краю света — там, где заканчивался мир живых.
Казалось бы, кочевой образ жизни бурят должен распахивать перед представителями народа весь мир, но на самом деле мир бурят до революции был узок и ограничивался кругом зимне-летних кочевий, дальше которых многие буряты заходить не осмеливалась. Среди южных бурятских племен даже побывавшие на берегах Байкала считались храбрецами, осмелившимися достичь края земли, и получали, по поверью, дар лечить болезни.

Северная сторона, в которой находилась огромная Лена в представлении бурят-шаманистов была всегда связана со смертью, а северная сторона неба была обиталищем демонических сущностей, которые желали человеку зла. В этой же стороне находился и мир мертвых, в котором обретались души грешных людей — убийц, предателей и преступников. «У черного моря черная туманная дорога, на черной стороне темнота», — так пели шаманы о берегах Лены — царстве божества мертвых Эрлен-хана.
Среди бурят было распространено множество негативных поверий, связанных с севером — например, собаку, которая лаяла, глядя на север, не возбранялось убить — считалось, что своим лаем она приглашает с севера злых демонов. Охотники никогда не убивали зверя, который стоял головой на север — буряты верили, что убивший такого зверя охотник скоро умрет.
С северо-востоком буряты связывали место обитания страшного черного чудовища. Иркутский этнограф Василий Иннокентьевич Подгорбунский записал рассказ шамана Пиноса, который уверял. что на северо-востоке в огромной черной дыре живет чудовище. Оно годами ничего не ест, а затем выходит из логова и проглатывает луну или солнце, а потом возвращается обратно в землю.
Снег, холод, смерть
С северным землями. по которым течет Лена, у бурят связаны холодный ветер, снег и лёд, которые доставляли немало хлопот кочевникам и были источником смерти. Снег был порождением мира мертвых — его связывали с ним благодаря его холоду и белому цвету. Сам процесс замерзания воды, ручьев и рек связывался с миром мертвых.
Смотреть на замерзание воды было нельзя — это вызывало болезни и дурные сны. Наоборот, смотреть, как тает лед, у бурят считалось хорошим делом и сулило жизнь и здоровье — об этом пишет историк Марина Михайловна Содномпилова в статье «Образы севера в представлениях бурят: контаминации мифологического и реального».
Считается, что название «Лена» — не бурятское, а эвенкийское. Буряты же называли Лену Хара Зүлхэ, что значило «Черная Зүлхэ» или «Черная полноводная (большая) река». Скорее всего, эпитет «черная» был тоже связан с подземным царством — миром мертвых, откуда вытекала Лена.
В страну мертвых попасть просто
Мифология бурят конкретизировала расположение страны мертвых на северо-восточном берегу Лены. Туда буряты поместили всех отрицательных персонажей эпоса о герое Абае Гэсэре, который сражался с темными силами. Там же жили и страшные существа — мангадхаи — многоголовые чудовща, похищающие женщин, детей и скот. С берегами Лены связывали и существование страны снов, причем в Забайкалье — стране, где властвовали буддийские ламы, сны не снились, а духи, навевающие их, оставались на этой стороне озера.
Поверье живо до сих пор
Поверье о Лене, как о реке мертвых, и об их царстве, которое расположено на северо-восточном берегу живо до сих пор. По рассказам историка Содномпиловой, одна местная женщина поведала ей, как она ездила за Лену с сыном; сын хотел поохотиться, а она собирала лечебные травы. Сама рассказчица вернулась обратно до заката, а сын остался на том берегу на ночь. Именно с этим происшествием — с пребыванием ночью в «ином» мире, мире мертвых, бурятка связывала скорую смерть сына.

Лена — обиталище черного Ажарая
Впрочем, не у всех бурят Лена является рубежом между миром мертвых и миром живых. У эхиритов и хоринцев на Лене обитает особо почитаемое божество, хозяин реки Ажарай-бухэ — покровитель воинов. Ученые связывают появление такого божества с влиянием якутских верований. Однако у бурят Ажарай тоже часто называется черным, изображается в виде черного всадника и частенько является помощником Эрлен-хана —хозяина загробного мира.
«Река мертвых» — место обитания врагов
Этнографы считают, что на восприятие бурятами севера и реки Лены, как места пребывания злобы и агрессии, оказали влияние пришествие с севера враждебных народов — якутов, воинственных лесных эвенков и агрессивных соседских бурятских племен — эхиритов и сэгэнутов.
А в древние времена — возможно, на бурятов и монгол нападали еще и таинственные курыкане — загорелые, черные воины-всадники, древние крепости которых то и дело находят на Байкале.

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Почему буряты считали Лену рекой мертвых

Читать еще:

5 асан, которые снимут головную боль

Боковое сгибание шеи в Свастикасане (позе Благоприятного знака). Сядьте в Сукхасасану с прямой спиной. Правой …

Добавить комментарий