Главная / Вокруг нас / Воинский культ Перуна на Руси.

Воинский культ Перуна на Руси.

воинский культ перуна на руси. принято считать что язычество всегда древнее христианства и что между ними шла лишь жестокая бескомпромиссная война. однако на руси был языческий культ, расцвет

Принято считать что язычество всегда древнее христианства и что между ними шла лишь жестокая бескомпромиссная война. Однако на Руси был языческий культ, расцвет которого пришелся на век после Крещения и который сосуществовал с христианством на всей территории древней Руси. Причем не в глухих лесах а в княжеских хоромах!
Странно звучит, не правда ли Не соответствует клише Однако именно так говорят археологические факты. Речь идет о специфическом дружинном культе Перуна с амулетами-топориками.
Для начала стоит задать вопрос — а почему это направление в язычестве возникло настолько поздно Дело в том что разделения на сословия стало развиваться на Руси именно в X–XI веках, тогда стал складываться институт дружины не просто как ближайших приближенных князя но как наследственного сословия. И неудивительно что из общего массива язычества был выделен специфический культ. Впрочем, многие элементы могли возникнуть под влиянием скандинавского культа Тора, где топорик заменил молоточек. Контакты между славянами и скандинавами были довольно активными (от династических браков и торговли до путешествий). Интересно различие во внешнем виде скандинавских и русских амулетов. Молот Тора выглядит совершенно стилизованным, он совершенно не похож ни на одно реальное оружие того времени или даже более раннее. Топорики Перуна, наоборот, практически повторяют реальные боевые топоры того времени, что может говорить о том, что данный амулет «разработан» именно в то время. Интересно, что карта находок боевых топоров как оружия практически полностью совпадает с картой находок амулетов. Кстати, теперь ясно что большинство амулетов-топориков имели деревянные рукояти и точно повторяли облик оружия! К сожалению, рукояти сохраняются очень плохо и их форму, как правило, трудно восстановить.
Амулеты-топорики начинают появляться с 11 века (отдельные находки могут быть отнесены к концу 10 века, но там сложности с датировкой), расцвет их приходится на конец 11 века, а к концу 12 века они сходят на нет. Находятся они практически всегда в мужских погребениях (найдены всего два исключения), и как правило в погребениях воинских.
Считается что это был знак принадлежности к воинскому сословию, вероятно, даваемым при первом постриге (важном обряде сопровождающем первую стрижку волос у ребенка). Об этом говорят находки совсем юных владельцев топориков, от 1 года.

В литературе порой утверждается что ношение амулетов не говорит о реальном языческом культе, ведь они возникли после Крещения и уничтожения идолов в большинстве городов. Но при религиозно-магическом мышлении не может быть «просто амулетов» — а с каким-то христианским образом топорик не стыкуется. Видимо с уничтожением общинного культа многих богов возник локальный дружинный культ (не первый случай живучих языческих обычаев в воинской среде). Почитали ли там именно Перуна На деле это непростой вопрос. Да, секиры обычно считали атрибутом громовика, однако нет прямых свидетельств культа именно Перуна.
Можно спросить могло ли данное направление частично христианизироваться, так как случаи смешения христианских святых и языческих богов не так уж редки. Скорее нет чем да. Об этом говорит то что культ заглох и не дал какую-то явно христианскую традицию. Видимо укоренившееся христианство и новые военные образы как, например, того же Георгия Победоносца, вытеснили старый топорик. Возможно, тут сыграло свою роль и уменьшение значения топора как оружия в связи с возрастающей ролью конницы.

Можно спросить а куда же смотрело христианство Дело в том, что принятие христианства было скорее политическим шагом, важным для объединения государства. Да, киевский князь могуч и сильнее любого другого князя — но он просто князь. Введя централизованную религию и получив благословение на правление князь освящал и закреплял власть своего рода.
Поэтому князья 10-11 века совсем не походили на своих западноевропейских «коллег», годами воевавших в негостеприимных песках с «Deus vult!» на устах. Уже само Крещение проводилось в целом «административным давлением», и настойчивость «крестителей» была обратно пропорциональна лояльности города. Жители Ростова были против новой веры, выгоняли епископов и даже, по преданию, порешили епископа Леонтия — Киев лишь слегка грозил пальцем. Ростов был верным и лояльным городом. Новгород был строптив и очень, очень богат — и вот в этот город, причем уже имевший немалую христианскую общину, были посланы Путята с Добрыней. Очень обеспокоенные спасением душ новгородцев. И то старались обойтись без лишней крови, подчинить а не вырезать (да, кровавое насаждение христианства с массой погубленных — еще один миф).
Подобный подход вполне вполне мог закрепить отношение когда на шалости верных воинов смотрели «сквозь пальцы».

Воинский культ, возникший одновременно с расцветом христианства на Руси. Реальность иногда опровергает стереотипы, не правда ли

Воинский культ Перуна на Руси.

Воинский культ Перуна на Руси.

Воинский культ Перуна на Руси.

Воинский культ Перуна на Руси.

Воинский культ Перуна на Руси.

Читать еще:

Очарование зимнего пейзажа

Художник Юшкевич Виктор Николаевич Источник

Добавить комментарий