Главная / Вокруг нас / УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ — БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ — БАКУРИАНИ

узкоколейная железная дорога боржоми - бакуриани первая туристическая узкоколейная железная дорога в российской империи заранее была обречена стать достопримечательностью боржоми и окрестностей.

Первая туристическая узкоколейная железная дорога в Российской империи заранее была обречена стать достопримечательностью Боржоми и окрестностей. Идущая через колоритные сёла по долине реки, а затем взмывающая вверх серпантином и рассекающая густой хвойный лес, пересекающая ущелье по мосту, заказанному у Густава Эйфеля, дорога никого не оставляет равнодушным.

…Более 30 лет наместником Закавказья был великий князь Михаил Николаевич Романов. Его роскошный мавританский дворец в Ликани является украшением окрестностей Боржоми и символом коренной перестройки города, в ходе которой он оформился как курорт минеральных вод.

В 1888 году в Боржоми пришла железная дорога — тупиковое ответвление от линии Тифлис – Батум. Были построены лесоперерабатывающий, стекольный и завод по розливу минеральных вод, а также электростанция. В общем, местность на берегах Куры сильно изменилась и стала ещё более излюбленным местом отдыха. Целебный воздух, горные склоны и лечебные воды привлекали сюда большое число туристов. Например, здесь бывали Антон Чехов и Ольга Книппер, Максим Горький и Зинаида Гиппиус.

Активное развитие Закавказской железной дороги и самого Боржоми, а также наличие именитого резидента предопределили зарождение планов по продлению тупиковой боржомской ветви в сторону села Цагвери — бальнеологического курорта в верховьях реки Гуджарула. Причём изначально речь шла об освоении лесов на склонах гор и перевозке древесины. Но после признания местности в окрестностях Бакуриани особо ценной для лечения и туризма основным назначением планируемой железной дороги стала перевозка туристов и отдыхающих.

В течение 1896 и 1897 г.г. шли дискуссии о том, какой ширины колею укладывать и по какой трассе. Наконец, в 1898 году был утверждён проект узкоколейной ветви от станции Боржом-Товарный до горного курорта Бакуриани через Дабу и Цагвери. Решение было принято исходя из преимуществ узкой колеи: линия могла бы пройти по склону долины реки Чёрной (Гуджарула), а не вблизи поймы, а также уйти серпантином к Бакуриани, что в случае с широкой колеёй было бы затруднительно.

В августе 1898 года проект железной дороги был утверждён, а уже осенью начались строительные работы. Правда, строить начали только часть линии, так как трассировка одного из перегонов обсуждалась ещё больше года, и на всём протяжении строители появились только осенью 1900 года. Кстати, хоть речь идёт об узкой колее, но её ширина шире, чем стандартные узкие 750 миллиметров – здесь была выбрана ширина в 900 миллиметров.

Погода в этих местах изменчивая. Да и климат здесь по-настоящему горный: зимой обильные снегопады, весной и осенью много дождей. Учитывая состояние дорог на рубеже 19 и 20 веков, нетрудно себе представить условия работ в нелетние месяцы. Поэтому активная фаза строительства шла с апреля по сентябрь, когда сотни наёмных турок и армян копали насыпи и выемки под будущее полотно, а итальянцы занимались своей фирменной каменной кладкой на защитных сооружениях. Несмотря на короткий рабочий сезон, уже 2 января 1902 года открылось движения на всём протяжении железной дороги.

У линии Боржоми – Бакуриани выделяются два очень разных участка. Первый и более длинный начинается в Боржоми у грузовой станции широкой колеи; там же было выстроено депо и товарная станция узкой колеи (надо заметить, что изначально линия стартовала на нынешней станции Боржоми-Парк и шла вместе с широкой колеёй до грузовой станции, позднее узкоколейку сократили). Затем ветка взбирается на склон долины реки Чёрной и проходит через несколько посёлков: Садгери, Даба и Цагвери. В последнем находится одна из крупных станций, после которой железная дорога разворачивается на 180 градусов и резко берёт вверх.

Так начинается её второй, горный участок, где пути по извилистому серпантину и через густые хвойные леса взбираются к Бакуриани. По пути встречаются ещё три посёлка (Цеми, Тба и Либани), а также разъезд Сакочави. Сооружения вдоль линии выстроены в едином архитектурном стиле; одноэтажные вокзалы облицованы необработанным камнем с более светлой окантовской оконных проёмов. На каждом из них установлена табличка с указанием высоты над уровнем моря.

Одним из самых эффектных участков железной дороги стал мост через речку Цемисцкали, построенный по проекту инженера Гюстава Эйфеля и установленный под надзором конструктора Бесариона Кебурия. Кстати, позднее этот удивительный человек так увлёкся авиацией, что продал всё своё имущество в Грузии и уехал в Париж, где одним из первых авиаторов совершил полёт вокруг Эйфелевой башни. Может, именно боржомский мост так вдохновил его Помимо Кебурия на стройке работал и известный английский инженер Генрих Муат, участвовавший также в проектировании знаменитого Сурамского туннеля.

В качестве основной тяговой силы были закуплены 4 паровоза американского завода Портер (позднее стали использоваться также танк-паровозы), а в местных мастерских были собраны 13 вагонов II и III классов. Более того, уже тогда большие умы в железнодорожном начальстве решили соорудить открытые платформы с навесами для проезда пассажиров в летнее время – ведь именно так приятнее всего путешествовать в тёплое время года по крайне живописным окрестностям Боржома. Помимо пассажирских вагонов были сооружены товарные, в основном для перевозки древесины, для которой на станциях были устроены специальные грузовые дворы.

Новая узкоколейная железная дорога по столь живописным местам сразу стала достопримечательностью Боржома и его окрестностей. Например, такое описание линии дали автор «Иллюстрированного практического путеводителя по Кавказу» 1913 года: «Выйдя из Цагвери дорога сильно виляет, несколько раз, как бы в нерешимости, она возвращается назад, переходя ущелье речки Бакуринки два раза…От Цагвери до Бакуриани дорога эта проходит по самым живописным местам имения и перерзывает богатый лесной бассейн. Помимо своего значения для эксплуатации леса, она имеет громадное общественное значение, открывая доступ публике в такие лечебные и здоровые в климатическом отношении места, которые считались до сих пор недоступными».

Времени насладиться всеми окрестными пейзажами у пассажиров было предостаточно: поезд проводил в пути почти 3.5 часа при подъёме к Бакуриани и около 2.5 часов на обратной дороге. Зимой он ходил всего 2 раза в неделю, зато летом ежедневно было 2 пары поездов.

Вскоре после установления советской власти началась реализация плана ГОЭЛРО, охватившего и железные дороги. Одной из первой ласточек электрификации на железных дорогах в 1932 году стал Сурамский перевал на линии Поти — Тифлис, где все работы по замене электровозов на паровозы удалось окупить всего за 4 года. С этого момента километраж проводов над рельсами на Закавказской железной дороге стал расти семимильными шагами.

Но на то они и заповедные узкоколейки, чтобы любые новшества и айфоны добирались до них в последнюю очередь! Путь электрификации от Сурамского перевала до ветви Боржоми – Бакуриани занял более 30 лет – только в 1966 году были запущены электровозы узкой колеи, и это была последняя электрифицированная линия в Грузии.

Причём электровозы были непростые; по сути в СССР до того времени был разработан только один тип промышленных узкоколейных электровозов для шатурской УЖД. Готового решения для пассажирской горной узкоколейки не было, поэтому был заказан новый тип электровоза у компании Skoda. Так появилась на свет модель ЧС11 — модифицированный вариант промышленного Skoda 17E. Эти локомотивы уже более 50 лет работают в Боржоми.

В середине 1950-х г.г. к пассажирским поездам на узкоколейке присоединились и грузовые: от серпантина на Бакуриани было построено ответвление к месторождению андезита в посёлке Бакурианский Андезит. Это полезное ископаемое вулканического происхождения используют в строительстве. Его добыча прекратилась с развалом СССР, а заброшенные пути заросли лесом.

Узкоколейка пользовалась большой популярностью: вдоль линии выросло несколько крупных санаториев, ведь окрестности Бакуриани ещё с 19 века славились своим воздухом, прекрасными лесами и уединением. А сам Бакуриани стал центром зимних видов спорта: горные лыжи, бобслей, слалом…

И вот недавнее настоящее: грузовые перевозки заброшены, санатории разрушаются, автобус-маршрутка доезжает до Бакуриани гораздо быстрее. В пассажирских поездах по узкоколейке теперь всего по 2 вагона, никакого ажиотажа на платформах. Что это Забвение Конец славной истории великого инженерного дела

Но нет. Трудно думать о завершении истории этой горной железной дороги, выйдя на открытую площадку старого советского вагона. Внизу видна кривая серпантина, над линией склоняется дремучий лес, туриста охватывает невероятно вкусный запах горных елей и сосен. Поезд подъезжает к станции, его встречает колоритный и добродушный дежурный по станции. Церемония у старинного вокзала из грубого кирпича с отметкой высоты над уровнем моря…

В 2017 году узкоколейная железная дорога Боржоми – Бакуриани была признана национальным достоянием Грузии. Электровоз и вагоны прошли капитальный ремонт. Два пассажирских поезда в день продолжают соединять два красивейших места страны.

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА БОРЖОМИ - БАКУРИАНИ

Читать еще:

Ноев ковчег или космолет

Миллионы людей слышали или читали о библейском Всемирном потопе. В Библии рассказывается о подвиге Ноя. …

Добавить комментарий