Главная / Вокруг нас / «Вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди…»

«Вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди…»

«вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди…» труды прокопия кесарийского и псевдо-маврикия являются хрестоматийными. при изучении древнейшей истории славян знакомство с их

Труды Прокопия Кесарийского и Псевдо-Маврикия являются хрестоматийными. При изучении древнейшей истории славян знакомство с их описаниями этих «варваров» неизбежно, – слишком мало VI в. н. э. оставил текстов о наших предках. Так как славяне были весьма воинственны, главное, что интересовало византийцев – как эти храбрые дикари идут в бой.

Прокопий Кесарийский

Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.), византийский писатель и историк, сопровождавший в походах знаменитого (и по праву считавшегося величайшим) полководца Флавия Велизария. Будучи его секретарем, Прокопий был наиболее информированным свидетелем важных исторических событий и процессов, который оставил их описания. С Велизарием он побывал на многих войнах на окраинах и в центре империи. В своем труде «Война с готами» Прокопий Кесарийский рассказал и о славянах, с которыми пришлось столкнуться воинам Велизария.

ФОТО 1. Велизарий.

По сведениям Прокопия, обитающие по Дунаю славяне «живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Они веруют во власть над ними бога, «творца молний», и «почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый… Образ жизни у них грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы».

А вот как описывает Прокопий военную хитрость славян при штурме фракийского городка Топер: «Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот беспокоили римлян тогда так византийцы называли себя, бывших на стене. Римские воины, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары6 стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Но потом варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. Мужчин до 15 000 они тотчас всех убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство».

ФОТО 2. Н. Рерих. Славяне на Днепре Источник: 1905 г.

Маврикий

Похожие сведения о славянах дает нам Псевдо-Маврикий, неизвестный византийский историк, которого долго считали императором Маврикием (конец VI в. н. э.). Его сочинение «Стратегикон» — наставление для полководцев, в котором он описывал племена свободолюбивых славян и антов и способы ведения войны с ними. Как пишет Псевдо-Маврикий, «племена славян и антов группа древних славянских племен сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и охраняют их в случае надобности Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.

В общем они коварны и не держат своего слова относительно договоров; их легче подчинить страхом, чем подарками. Так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступить другому».

Маврикий рекомендовал для борьбы со славянами активно использовать метательное оружие, заранее заготавливать плавсредства, воевать зимой (когда сложнее укрываться в лесу) и избегать лесов, строить укрепления, держать крепкий строй и ссорить славянских вождей. Впоследствии, когда натиск славян на Византию усилился, эти наставления стали очень актуальными для греков — славяне стали очень сильным соседом, постоянно оказывавшим влияние на империю, а славянские воины все так же оставались опасными и храбрыми противниками.

«Вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди…»

«Вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди…»

Читать еще:

Князь Сергей Волконский

Князь Сергей Григорьевич Волконский отличился в сражениях Отечественной войны 1812 года он взял в плен …

Добавить комментарий