Главная / Вокруг нас / А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ: ЗАГАДКА СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОМИКСОВ

А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ: ЗАГАДКА СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОМИКСОВ

а король-то голый: загадка средневековых комиксов рисунки, обнаруженные в резиденции саксонских курфюрстов в рохлице, посвящают в подробности воспитания будущих рыцарей. кто мог быть автором

Рисунки, обнаруженные в резиденции саксонских курфюрстов в Рохлице, посвящают в подробности воспитания будущих рыцарей.
Кто мог быть автором средневековых комиксов

Замок, возвышающийся над городом Рохлиц, был построен более тысячи лет назад и изначально представлял собой крепость. С переходом во владение рода фон Веттин в 12-м веке он несколько раз перестраивался и расширялся, превратившись в конце 15-го века во вторую (после Дрездена) резиденцию этой династии саксонских курфюрстов — одной из древнейших в Германии.
Уникальные граффити позднего Средневековья в замке Рохлиц обнаружили в 2012 году, под штукатуркой 16-го века в ходе реставрационных работ, которые заняли в общей сложности около 20 лет. Вполне вероятно, что они были нарисованы саксонскими принцами фон Веттин.

…Княжество Саксония. Конец 15-го века. Эпоха рыцарства близится к концу. В замке Рохлиц (Schloss Rochlitz) на реке Мульде наследного принца Фридриха Саксонского (Friedrich von Sachsen) вместе с другими молодыми дворянами готовят к посвящению в рыцари. Владение оружием, искусство охоты, благородные манеры — «расписание занятий» не позволяет юношам расслабиться. Но, как и все дети, они находят время на игры и рисование. В своих покоях на гипсовой штукатурке в откосах оконного проема они старательно выводят карликовые фигурки рыцарей с копьями на поле битвы, огромные пушки, замковые башни и… голого короля…
Эрнст и Альбрехт фон Веттин (Ernst, Albrecht von Wettin) проживали в замке в 50-х годах 15-го столетия. А двумя десятилетиями позже свое юношество здесь провел потомок Эрнста фон Веттин Фридрих III, вошедший в историю как Фридрих Мудрый (Friedrich der Weise).

Сотрудник музея Франк Шмидт (FrankSchmidt) отмечает, что рисунки датированы второй половиной 15-го столетия, когда два поколения наследных принцев обучались рыцарскому искусству в замке Рохлиц. К тому же, рисунки были найдены в личных покоях юношей. «Маловероятно, что кто-то чужой мог зайти в эти помещения и рисовать там», — говорит Франк Шмидт.
Что же найденные «комиксы» могут рассказать о принцах фон Веттин

Битва — центральная тема рисунков. «В основном это изображения вооруженных всадников в доспехах», — уточняет Франк Шмидт. Военному искусству, несомненно, уделялось главное внимание в рыцарском обучении. Авторы «комиксов» были хорошо осведомлены о достижениях в этой сфере: огромная пушка, выцарапанная на стене, была в то время одним из новейших видов оружя. Из рисунков видно также, что не только битвы, но и спортивные состязания, рыцарские турниры имели огромное значение.
Будущие рыцари начинали обучаться с шести-семи лет. В программу входили физические упражнения, верховая езда, а также упражнения на внимание и концентрацию, для которых создавались условия, напоминающие военные. «Представьте себе лошадь, привязанную во дворе. Юноша должен был целый день в тяжелых доспехах садиться в седло и спешиваться», — приводит пример такого упражнения Ян Койпп (Jan Keupp). «После долголетнего обучения юного рыцаря выпускали в свет, высокому искусству убивать он обучался уже сам, в ходе военных действий», — рассказывает исследователь.

Но ни в коем случае не нужно рассматривать рыцарей только как солдат-убийц. Они относились к высшему обществу, создавали свою культуру в течение столетий и заботились о сохранении традиций при дворах курфюрстов. «Придворный рыцарь следует христианским заповедям, он храбр, силен и в то же время умерен, — рассказывает Ян Койпп. — Но он также жаждет любви, стремится найти свою Прекрасную даму».

По мнению историка, средневековое рыцарство в Европе было уникальным, что связано с особенностями политического устройства в ту эпоху. «Это привело к возникновению маленькой элиты из тех, кто мог себе позволить дорогостоящий образ жизни рыцаря», — подчеркивает Ян Койпп.

Но с 13-го столетия рыцари начали утрачивать свое военное значение. С появлением нового оружия им становилось все тяжелее на поле боя. Ослабевало и их экономическое влияние, а вместе с ним и социальный статус. Свой титул и привилегии они поддерживали за счет землевладения, но со временем деньги и власть сосредотачивались в городах. И только культурные традиции рыцарства продолжали жить.
«Их отголоски слышны и сегодня, например, когда мужчина придерживает даме дверь или пододвигает ей стул, прежде чем самому усесться», — отмечает Ян Койпп.

Последняя попытка восстановить прежнее значение, по всей вероятности, была предпринята и теми, кто рисовал на стенах замка Рохлиц. После посвящения в рыцари курфюрсты Эрнст и Альбрехт правили Саксонией и принимали участие в многочисленных битвах.
А Фридрих Мудрый активно способствовал переходу в новую эпоху, оказывая поддержку мятежному богослову Мартину Лютеру (Martin Luther). Но крупные общественные потрясения во всей Европе, связанные с религиозным конфликтом, только ускорили уход мира рыцарей без страха и упрека в небытие.

Читать еще:

5 легендарных кладов, которые не могут найти

Сокровища из Библии, казна Англии и три других знаменитых клада в нашей подборке. Эти утерянные …

Добавить комментарий