Главная / Вокруг нас / ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

история инкунабул инкунабула (от лат. слова incunabula, означающего исток, колыбель, начало) — любая антикварная книга, изданная печатным или ксилографическим способом от начала

Инкунабула (от лат. слова «incunabula», означающего «исток», «колыбель», «начало») — любая антикварная книга, изданная печатным или ксилографическим способом от начала книгопечатания и до 31 декабря 1500 года, т. е. древняя книга, напечатанная в XV столетии. Издания этого периода, разумеется, очень редки, невероятно дороги и хранятся чаще в музеях, нежели в частных книжных коллекциях.

История инкунабул началась примерно в 1445 году, когда Иоганн Гутенберг открыл в немецком городе Майнце первую в Европе типографию для книгопечатания.

В первые годы своего существования старинные инкунабулы сохраняли многие признаки рукописных книг, ведь шрифты создавались по лучшим образцам рукописей (некоторые из первых резчиков шрифта были каллиграфами, переписчиками книг. В первых книгах в качестве украшения использовались иллюстрации, заглавные буквы, разнообразные многоцветные заставки, а также концовки, дорисовывавшиеся от руки в уже отпечатанных книгах. Со временем рукописные инициалы на страницах инкунабул были заменены гравированными или литыми. Также постепенно начала появляться печатная иллюстрация в виде гравюр, сначала вырезавшихся на дереве, а затем – на медной основе.

Для первых инкунабул характерен утяжеленный рисунок шрифта, грубые бумага и переплеты. Но уже к концу XV века стали использоваться более утонченные шрифты. Многие специалисты считают самым красивым изданием эпохи Возрождения «Гипнэротомахию Полифила» Франческо Колонны, изданную в 1499 с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи.

У первых инкунабул (как и у древних рукописей) не было титульного листа. Все сведения — автор, название книги, место и год издания, имя печатника — указывались в конце книги, после текста. Но к концу XV столетия все эти данные начали выносить на первую страницу.

Термин инкунабула (incunabula) впервые был употреблен протестантом библиофилом Бернардом фон Малинкродтом в 1639 году в памфлете «De ortu et progressu artis typographicae» («О развитии и прогрессе искусства типографии») и закрепился в XVIII веке.

Кстати, дата отсечения инкунабул от остальных старинных печатных книг — 31 декабря 1500 года — была выбрана Малинкродтом произвольно, но прижилась в неизменном виде до наших дней.

Старинные инкунабулы создавались двумя способами: типографическим и ксилографическим. Но некоторые авторы инкунабулами называют издания, выполненные исключительно типографическим способом — ведь ксилография появилась раньше типографии. Типографическим способом печати была выполнена, например, знаменитая 42-строчная Библия Гутенберга.

Среди первых инкунабул – Индульгенция папы Николая V (1455), Бенедиктинская псалтирь (1459), Католикон Иоганна Бальба, а также Донат, Сенека, Цицерон и другие античные авторы.

До конца XV столетия книги-инкунабулы начали печатать в Италии, Чехии, Голландии, Франции, Бельгии, Испании, Венгрии, Англии, Польше, Дании, Швеции и Португалии.

В 1491 году в польском городе Кракове была напечатана первая славянская книга, где шрифт был набран кириллицей.

А вот ни одна из книг русского первопечатника Ивана Федорова в силу своего позднего появления на свет инкунабулой считаться не может.

Уже в 1500 году на территории Западной Европы функционировало более тысячи типографий, которые работали в 246 европейских городах. Некоторые из них были невелики, издавали одну-две книги и закрывались, но появились и мощные предприятия, в которых действовало до 24 печатных станков и работало более сотни рабочих, — такой была, например, знаменитая типография Антона Кобергера в Нюрнберге.

Всего за первые пятьдесят лет книгопечатания вышло в свет около 40 тысяч изданий инкунабул, а их общий тираж превысил 12 миллионов экземпляров. В этот период книги выходили исключительно на латыни. Ближе к концу столетия появились издания на живых языках — английском, голландском, французском, греческом -, а так же на древнегреческом (в 1479) и древнееврейском.

Что касается характерных черт инкунабул, то издательская марка была введена в Кёльне Иоганном Келхоффом Старшим (ум. ок. 1493), цветную печать изобрел Петер Шёффер (ок. 1425 – ок. 1505), а позднее – Эрхард Ратдольт (ок. 1442–1528); нечто подобное современным титульным листам впервые появилось у Шёффера.

Неудивительно, что в ту эпоху почти половина инкунабул имела религиозное содержание. Но еще больше церкви в книгах нуждались ученые, студенты, дворяне и образованные горожане. И, прежде всего, нужна была книга учебная, букварь. Одной из первых книг, напечатанных Йоганном Гутенбергом, стал «Донат». Так по имени автора, римского грамматика IV столетия Элия Доната, называли начальный учебник латинского языка. «Донат» был первым учебником латыни для всех грамотных людей Средневековья. До наших дней дошло, часто в виде небольших отрывков, не менее 365 изданий «Донатов» XV века. На инициале одного из таких изданий художник в назидательных целях изобразил порку нерадивого ученика.

За книгой для начального обучения шли ученые труды.

Среди первых инкуабул были произведения римских авторов: «География» Страбона, «Естественная история» Плиния, «География» греческого ученого Птолемея, включавшая карты всего известного тогда мира. «Начала геометрии» древнегреческого математика Евклида издавались в разных странах по несколько раз ежегодно, так как на протяжении столетий оставались самым распространенным учебником.

Печатались книги и средневековых авторов. Среди них, например, были составленные астрономом XV века Иоганном Мюллером вычисления положения небесных тел на 32 года. Эта книга служила мореплавателям для определения долгот и широт, она же сопровождала Христофора Колумба в его путешествиях к американскому континенту.

Инкунабулы издавались малыми тиражами — в среднем по 200-300 экземпляров. Однако напечатанная в Нюрнберге в 1493 году «Книга хроник» немецкого врача и историка Гартмана Шеделя (1440-1514 гг.) была выпущена тиражом не менее тысячи экземпляров. Это очень популярное сочинение по всемирной истории богато иллюстрировано. В нем сотни гравюр — портреты царей, императоров, виды городов. Некоторые из них — фантастические; часто одна и та же гравюра использовалась в книге по нескольку раз для изображения разных городов, один и тот же портрет приписывался разным людям. Но встречаются и подлинные портретные изображения знаменитых современников, сделанные с натуры. Особенно интересны гравюры с видами немецких городов Майнца, Страсбурга, Бамберга; на изображении Нюрнберга, занимающем развернутый лист, отчетливо различаются городские башни, соборы, видна водяная мельница — та самая, на которой была изготовлена бумага, пошедшая на напечатание «Книги хроник».

Немало издавалось в XV веке произведений древних греческих и римских писателей: поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, в которых он сопоставляет биографии выдающихся людей Древней Греции и Рима, описания войн Юлия Цезаря, сделанные им самим, история войн Александра Македонского, написанная Квинтом Курцием, стихи и поэмы великих поэтов древности — Вергилия, Овидия, Горация. Печатались и сочинения писателей XIV-XV столетий: «Божественная комедия» Данте Алигьери, стихи итальянского гуманиста Франческо Петрарки и французского поэта Франсуа Вийона, сборник новелл-рассказов Джованни Боккаччо «Декамерон».

В XIX веке появились первые каталоги инкунабул. Исчерпывающим каталогом такого рода является «Gesamtkatalog der Wiegendruck», созданный Государственной библиотекой в Берлине. Также имеет значение каталог инкунабул «Incunabula Short-Title Catalogue» Британской библиотеки. Инкунабулы, хранящиеся в библиотеках Литвы, описаны в каталоге Ноюса Фейгельмана «Lietuvos inkunabulai». В Российской национальной библиотеке также наличествует коллекция инкунабул — одна из крупнейших в мире. Начало собранию инкунабул было положено созданием знаменитой библиотеки Залусских, вывезенной из Варшавы в конце XVIII столетия. В дальнейшем коллекция многократно пополнялась — как путем приобретения частных библиотек (например, библиотеки графа Петра Корниловича Сухтелена в 1836 году), так и отдельными покупками, в том числе и на международных аукционах.

До нашего времени инкунабул сохранилось ограниченное количество. Исследователям доподлинно известно о существовании 123-х тысяч таких изданий, вошедших в собрания крупнейших библиотек мира и учтены в массе каталогов. Эти старинные книги составляют лишь 1% от всех инкунабул, напечатанных в XV веке. Резонно предположить, что в музеях и частных коллекциях осело в лучшем случае еще столько же древних изданий, увидевших свет до 1 января 1501 года.

Некоторые источники (не слишком, впрочем, утруждающие себя доказательствами) утверждают, что к нашему времени сохранилось до полумиллиона инкунабул, причем около трети из них сумело покинуть Старый Свет, пересечь Атлантику и осесть в частных коллекциях и библиотеках на территории Северной Америки (надо полагать, в основном, в США и немного — в Канаде). Если считать эту статистику достоверной, то выходит, что порядка 30% инкунабул хранится сейчас в Новом Свете, около 60% — в Европе и еще 10% распылено по остальному миру (Россия, Китай, Австралия, Южная Америка).

А количество инкунабул, дошедших до наших дней, составляет целых 3% от напечатанных во второй половине XV столетия.

Самыми большими собраниями инкунабул располагают: Баварская государственная библиотека (около 19.900 книг), Британская библиотека (около 12.500 книг), Французская национальная библиотека (порядка 12.000 книг), Ватиканская апостольская библиотека и Австрийская национальная библиотека (около 8.000 книг в каждой), Штутгартская государственная библиотека (7.076 инкунабул), Российская национальная библиотека (порядка 7.000 томов), Библиотека Хантингтона в США и Библиотека Конгресса США (по 5.600 томов в каждой), Бодлианская библиотека (5.500 инкунабул в 7.000 копиях), Российская государственная библиотека (порядка 5.300 кинг), Библиотека Кембриджского университета и Библиотека Джона Райланда (около 4.500 инкунабул в каждой), Берлинская государственная библиотека (4.400 томов), Ягеллонская библиотека в Кракове (3.671 инкунабула), Гарвардский университет (3627 инкунабула в 4389 копиях) и Йельский университет (3525 единиц хранения).

Инкунабулы интересны как предшественники современного книгопечатания и издательской деятельности. Приведя эпоху рукописных книг, или манускриптов, к завершению, инкунабулы задали образец для современных книг.

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

ИСТОРИЯ ИНКУНАБУЛ

Читать еще:

Ноев ковчег или космолет

Миллионы людей слышали или читали о библейском Всемирном потопе. В Библии рассказывается о подвиге Ноя. …

Добавить комментарий