Главная / Вокруг нас / В плену пространства и времени: трансцендентальная эстетика Иммануила Канта

В плену пространства и времени: трансцендентальная эстетика Иммануила Канта

в плену пространства и времени: трансцендентальная эстетика иммануила канта кант не всегда был тем тяжеловесом трансцендентальной философии, каким мы его знаем по «критике чистого разума».

Кант не всегда был тем тяжеловесом трансцендентальной философии, каким мы его знаем по «Критике чистого разума». Вплоть до 1770-хх годов Кант писал живым, доступным языком. Возможно, тут сказалось увлечение космологией. Главная работа Канта «докритического» периода называлась «Всеобщая естественная история и теория неба». Полагаю, что удержаться от красноречия и образности в работе о небе, да еще и в 18-м веке – задача не из легких. Правда, и научной значимости сегодня эта работа не имеет, в отличие от той же «Критики…».

В письме к товарищу Кант назовет ранний период своего творчества «догматическим сном». Философ осознает, что и метафизические догмы, и классическую механику Ньютона он тогда принимал на веру, не проводя с ними должной критической работы. Явно желая подколоть слепой и ревностный идеализм, впоследствии Кант напишет:

Догматика заставляет его (обыденный рассудок) восходить к понятиям, далеко превосходящим проницательность и способность наиболее изощренных умов к логическому мышлению. Однако в этом именно и заключается побудительный мотив обыденного рассудка, ибо в этом случае он находится в таком положении, в котором даже самый ученый человек не имеет перед ним никаких преимуществ. Если он мало или ничего не понимает в этих вопросах, то все же никто не может хвастаться, что понимает в них гораздо больше, и, хотя он не может говорить о них ученым языком так, как другие, все же он может бесконечно больше умствовать по поводу их, так как он блуждает исключительно среди идей, о которых именно потому можно говорить красноречиво, что о них ничего не известно, между тем как при исследовании природы он должен был бы хранить полное молчание и признаться в своем невежестве. Итак, удобство и суетность уже служат хорошей рекомендацией этим основоположениям.

ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ РАЗУМА

Что же побудило Канта очнуться от «догматического сна» Виновник тому – Давид Юм, шотландский философ-скептик, критиковавший концепцию причинно-следственных связей (о его учении я писал здесь). Труды Юма наталкивают молодого Канта на изучение тех неразрешимых противоречий, что коренятся в самом основании человеческого разума. Ранее плодовитый мыслитель пишет диссертацию «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» и замолкает на целых 11 лет. Злопыхатели распространяют слухи, что как мыслитель Кант себя исчерпал.

В 1781 году выходит в свет «Критика чистого разума». Центральное место в книге Кант отводит тем самым противоречиям, или «антиномиям чистого разума». Взглянем на две из этих антиномий.

1) Один из главных законов нашего мышления: у каждого явления должна быть своя причина. Но и у этой причины, в свою очередь, должна быть своя причина и т.д. Этот ряд можно продолжать до бесконечности, покуда мышление волевым усилием не разорвет дурную бесконечность причинно-следственных связей и не введет догму – первопричину, абсолют, начало начал и т.п. Но если вводится такая первопричина, то тезис «у всего есть своя причина» оказывается неверен. Таким образом, мы либо впадаем в дурную бесконечность, которая не поддается разрешению в рамках разума, либо разрушаем одно из основоположений самого разума.

2) Мир либо бесконечен, либо конечен. Если мир бесконечен, то он принципиально не поддается разумению, ибо человеческий рассудок не может созерцать бесконечность как нечто целое. Если же мир конечен, то он заключен в границы, за которыми лежит не-мир, то есть ничто, небытие. Итак, либо мир бесконечен и человек не может претендовать на его сколь-нибудь цельное познание, либо мир конечен, но тогда за его пределами лежит другой мир и т.д. И снова рассудок впадает в неразрешимое противоречие.

Кант подкидывает своим читателям волшебный ключ к разрешению этих противоречий – трансцендентальную эстетику. Давайте сначала разберемся с понятиями.

Трансцендентальное означает основоположение разума, данное нам от рождения (априори) и независимое от опыта. Своего рода software нашего сознания, линза, через которую мы видим мир. Под эстетикой Кант понимает все, что относится к человеческой форме восприятия внешнего мира. Таким образом, «трансцендентальная эстетика» есть форма восприятия внешнего мира, существующая внутри человека независимо от опыта.

Два главных элемента трансцендентальной эстетики есть пространство и время. Здесь мы как раз и подходим к тому революционному учению Канта, что перечертило все границы изысканий классической философии. Стремясь разрешить антиномии разума, Кант заявляет, что и пространство, и время есть лишь форма восприятия человеком внешнего мира. Пространство и время не существуют отдельно от человека. Они — неискоренимые свойства его мышления, но не автономные сущности.

Скептикам Кант предлагает провести такой мысленный эксперимент. Представьте «просто пространство» и «просто время».

Это одно из доказательств Канта, что и пространство, и время не существуют отдельно от человеческого восприятия.

Как же эта идея помогает нам с решением антиномий

Сперва обратимся к антиномии причинно-следственных связей. Мир сам по себе, не будучи воспринимаемым человеком, существуют вне времени. Вне времени существует и все то, что составляет мир – так называемые «вещи в себе». То же, что мы воспринимаем в повседневной жизни – только отражение этих вещей, часть их сущности, «феномены». Следовательно, вещи в себе не подчинены причинам. Ведь причина есть нечто предшествующее. То есть, относящееся к прошлому, ко времени. Вещи в себе, как и весь мир, существуют вне времени.

Но человек, а точнее наше разумение, ограничено временем и пространством. Зачем Время, будучи свойством человеческого разумения, позволяет нам организовывать массу разрозненных феноменов согласно некой линейке, схеме. Эта схема – та самая сцепка «причина-следствие». С помощью нее человек может ориентироваться и даже управлять тем хаосом, что существует за границами его рассудка.

Что касается антиномии, то она именно потому и остается нерешенной в рамках рассудка, что человек пытается вместить абсолютные вещи в себе в прокрустово ложе времени. Следствие сменяет причину, как будущее сменяет прошлое, но вещи в себе находятся вне будущего и прошлого, они принадлежат вечности.

В том же ключе решается и антиномия о бесконечности мира. Мы не можем воспринять абсолютное, бесконечное существование мира, ибо скованы категорией пространства. Пространственное восприятие всему полагает границы, некий горизонт. Но мир вещей в себе существует вне этого горизонта. Пространственное же восприятие помогает нам размыкать и организовывать то «совокупное и неслиянное» бытие, о котором за сотни лет до Канта писал Парменид.

ГИПЕРПРОСТРАНТСТВО В ПОМОЩЬ КАНТУ

Поначалу все вышеописанное может показаться бредом. Удивительно, но теория Канта находит свое подтверждение в современной физике. Вселенная действительно оказалась не ограничена ни пространством, ни временем. Полагаю, что вы слышали о теории относительности, теории струн, множестве измерениях и проч. Ну или на худой конец смотрели «Интерстеллар».

Я клинический гуманитарий, поэтому не буду порочить теоретическую физику своим невежеством. Могу лишь посоветовать книгу физика и популяризатора науки Митио Каку «Гиперпространство» (вот отрывок). Она здорово проливает свет и на учение Канта в том числе.

А вот стихи я с удовольствием процитирую.
Валерий Брюсов, «Мир N измерений».
Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты.
Мимо них где путь Засов закрыт.
С Пифагором слушай сфер сонаты,
Атомам или счет, как Демокрит.
Путь по числам— Приведет нас в Рим он.
(Все пути ума ведут туда!)
То же в новом — Лобачевский, Риман,
Та же в зубы узкая узда!
Но живут, живут в N измереньях
Вихри воль, циклоны мыслей, те,
Кем смешны мы с нашим детским зреньем,
С нашим шагом по одной черте!
Наши солнца, звезды, все в пространстве,
Вся безгранность, где и свет бескрыл,
Лишь фестон в том праздничном убранстве,
Чем их мир свой гордый облик скрыл.
Наше время — им чертеж на плане.
Вкось глядя, как мы скользим во тьме,
Боги те тщету земных желаний
Метят снисходительно в уме.

1924.

Читать еще:

5 асан, которые снимут головную боль

Боковое сгибание шеи в Свастикасане (позе Благоприятного знака). Сядьте в Сукхасасану с прямой спиной. Правой …

Добавить комментарий