Главная / Вокруг нас / В погоне за трансцендентным: концепция истории Карла Ясперса

В погоне за трансцендентным: концепция истории Карла Ясперса

в погоне за трансцендентным: концепция истории карла ясперса ясперс был психиатром. обратившись к философии, продолжал практиковать как врач. многое из того, что он понял в человеческой природе

Ясперс был психиатром. Обратившись к философии, продолжал практиковать как врач. Многое из того, что он понял в человеческой природе и культуре благодаря врачебной практике, проявилось в его варианте экзистенциализма. На этой основе строится и его философия истории. Она венчает собою его философию личности.

Ценность опыта врача-психиатра: пациенты, с которыми Ясперс работал, никогда не были для него обезличенными объектами изучения. Подход к пациенту, основанный на «объективировании», ни к чему хорошему не приведет. Ясперсу было необходимо принять на себя все те душевные страдания, с которыми к нему приходили пациенты. Конечно, есть в этом и опасность, но профессионализм врача включает в себя и умение этой опасности противостоять. Ясперс выработал принцип, который распространил на все свои занятия, – как исследователь и философ. Ничто для него в сфере человеческого не могло быть объектом – дистанцированной вещью. Все, о чем он писал, было обязательно пропущено через его собственный опыт осмысления. Это было субъект-объектное понимание. Этим Ясперс отличается от многих других ученых.

Еще с его профессиональной базой связано вот что: с самого начала речь для него шла о душевной жизни человека – психике, которая невидима и неизвестно где находится. Которой практически нет. О ней можно судить только по внешним проявлениям. Ясперс, как и другие представители его профессии, работал с тем, что абсолютно непостижимо. Этот феномен тайны потом будет играть важную роль в его концепции истории. Душу человека невозможно постичь, измерить, нельзя «влезть» в нее. Даже для психиатра. Однако вся человеческая культура и история – не что иное, как процессы душевной жизни человека. Они непостижимы, но надо с этим работать.

И еще один момент касается как основной нити в философии Ясперса, так и его идеи истории. Пациенты приходят к психиатру с болезнями. Природа душевного расстройства описуема весьма условно. Но Ясперс должен был лечить людей. Идея врачевания, исцеления становится для него чрезвычайно значимой не только во врачебной практике, но и в исследованиях культуры. Экзистенция – существование в состоянии изначальной лишенности. Это касается не только душевнобольного. Человек – в принципе существо, которое изначально страдает от своей неполноты. Но в его же собственной природе есть потенциал исцеления (обретения себя как достижения состояния полноты и счастья). Это древняя тема задания, которое человек должен исполнить, – он должен исцелить сам себя. Масштаб не важен: отдельный человек или все человечество – принцип один.

Тема исцеления. На религиозном языке это называется спасением: даровать полноту жизни. Вывести человека в такое измерение жизни, где ему не будет ничего не хватать. Не будет форм страдания и лишенности. Обретение целостности не сверхзадача, а задача, к которой человек продвигается в каждый момент своей жизни. Хотя Ясперс дискурсивно дистанцировался от христианства в своих текстах.

Те же принципы движут его философию истории. Он не строил схем. В названии его работы – истоки и цель. История – то, что между ними. Разворачивание истории человечества как истории культуры видится Ясперсом так, как если бы он со всем человечеством работал как с отдельно взятой личностью. Вся история человечества со всеми ее этапами рассматривается как история личной судьбы. Слово судьба и в повседневной речи часто употребляется в смысле личной истории. История жизни человека. Всегда имеется в виду человеческая природа, совершающая свой путь через пространство культуры по общим законам, которые можно наблюдать.

Что Ясперс говорит об истории, хорошо известно. Он делит ее на 4 этапа:

•Доистория

•Великие культуры древности

•Осевое время

•Век науки и техники

Начало теряется в непроглядной тьме. Общие истоки человечества неизвестны. Это тайна. Тайна и вверху схемы истории тоже – к чему все это, к чему история ведет человека

История это жизнь, которая разворачивается между двумя безднами. Внизу – неизвестно где возникающие истоки истории человечества. Не ясно, откуда человеческое берется. И бездна в конце (наверху) – цель истории. Как только история закончится, не будет и говорящих о ней. История не может закончиться, пока она разворачивается. Бездна как тайна. Смысл жизни есть только тогда, когда она длится. Цели истории мы не знаем. Цель – само ее развитие. Цель существования человечества во времени – разворачивание своих возможностей. Человеческая судьба – то, что бесконечно вершится во времени. Этот процесс заключает в себе свой собственный смысл. Разворачивание собственных сил.

Раз у Ясперса есть экзистенция (человеческое существование между рождением и смертью), то есть и трансценденция – то, что превосходит человеческий уровень бытия. Человеческое существование определяется только его отношением к трансценденции – к тому, что за пределом. Здесь трансценденция явлена и в цели, и в истоках. Она – то, что окружает со всех сторон человеческую жизнь (О трансценденции можно гадать: там можно видеть Бога, изобретать религии, обожествлять природу…). Важно понимать, что без отношения к трансцеденции человек не существует. Это отношение для Ясперса – творческий порыв, движущий человеком и историей. Трансцендентное всегда будет трансцендентным, тайным, бездной. Благодаря бездне трансценденции человек и понимает сам себя. Бездна питает человеческую экзистенцию. Там есть некие ключи, питающие источники. Без этих ключей/основы человеку не на что было бы опереться. Оттуда проистекает энергия, придающая силу всему человеческому.

Этим у Ясперса объясняется вера в возможности человеческой мысли. Вера в ее силу, позволяющую все дальше и глубже проникать в тайну собственного бытия. Эта вера ничем не обеспечена – поэтому она и зовется верой.

Ясперс верил в мысль. В другом измерении он верил и в Бога, но это было личное. Философская вера – то, что должно объединять всех людей. Не каждый должен быть философом, не каждый может исповедовать ту или иную религию, но верить в силу мысли желательно каждому – иначе мы не поймем ни самих себя, ни ближнего, ни дальнего, ни истории. Еще раз подчеркнем, прежде чем читать «схему» истории: из бездны трансценденции исходят энергии, которые питают всякий человеческий порыв.

Первый этап развития человечества – доистория. Время, когда человек формируется биологически, накопление навыков и первичных духовных ценностей. Об этом времени точно ничего не известно. Ясперс говорит, что доистория на то и до-история, чтобы быть за пределами собственно истории. Но она включена в процесс как первый этап истории. Это неизбежный парадокс. Перед нами уже время существования человека. В традиционном понимании об истории можно говорить, только когда появляются письменные источники. Но что для Ясперса история Судьба как жизнь. Поэтому доистория – словно младенчество человечества, когда младенец еще говорить не умеет. Из нее вдруг произрастает очень многое. Мы не можем отследить, как это происходит.

Второй этап – высокие культуры древности. Почти одновременно в трех частях земного шара возникают великие культуры. Ближний Восток (Египет + Двуречье). Индия. Китай. Долгое время они существовали устойчиво. Однако постепенно они приходят к своему распаду. На смену их длительному стабильному существованию приходит нечто новое. Здесь центральная идея Ясперса – идея осевого времени.

Осевое время – третий этап, 800-200 годы до нашей эры.

«В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии – в Индии, как и в Китае, – были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга». Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.32-33.

Рисунок воспроизводится по книге: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.55

Восток-Запад, Индия, Китай – три очага новой культуры. Человек начинает пытаться понять и познать самого себя. Начинает устанавливать и расширять границы своих возможностей. Ставит цели, которых ранее не ставил. Начинает размышлять о свободе. Существование теперь понимается все больше как принципиально свободное или движущееся к свободе. Ясперс многократно подчеркивает эти вещи.

Я хочу обратить внимание на то, что в своей теории Ясперс постоянно стремится понять себя, поэтому часто повторяет, варьируя на разные лады, одни и те же формулы и мысли.

В осевое время рождается новый тип человека. Он доминирует на земле. Это человек, способный к абстрактному мышлению на всех уровнях. Человек, стремящийся к свободе и счастью на земле. Этого не было ранее. Новый тип, который пытается достичь пределов своих возможностей. Все ускоряется: развитие мышления, научного знания. Немыслимая прежде интенсивность и насыщенность духовного развития.

Только благодаря осевому времени, впоследствии становится возможен четвертый этап исторического развития – научно-технический век.

Через этот этап человечество приходит к «единому миру». Равный вес обретают разные регионы, культуры, народности. Так Ясперс предсказал глобализацию. Он говорит, что к середине ХХ века достигнуто единство человечества благодаря энергии, идущей от осевого времени.

На определенном этапе первенство взял себе Западный мир. Век науки и техники обусловили черты западного мышления, которые зародились еще в античности и которые привели к тому, что западный мир стал вождем всего человечества. Это не европоцентризм, речь идет лишь об одном из этапов. Научные достижения западной цивилизации определили собой облик всей мировой культуры.

Осевое время постепенно вовлекает в свою орбиту все остальные регионы и культуры. Вокруг идей, которые возникают в осевое время, вращаются все идеи послеосевого времени.

Если осевое время тоже просто этап – это значит, что нечто важное там создано и представляет собой некое «наследие». Но осевое время – особый феномен. Ясперс говорит, что вокруг него вращается история человечества. Как Можно попытаться объяснить, как из Индии проникали идеи в западный мир – народы кочевали. Но Ясперс говорит, что это не ответ на вопрос. Он спрашивает не о том, почему именно в этот период на хронологической шкале произошли те или иные события, не о причинах, которые обусловили распространение идей в это время, а о смысле. Люди путешествуют – переносят идеи. Этот простой факт не отвечает на вопрос, чем отличается осевое время от любых других важных «времен». Потому что «геометрия» у Ясперса неевклидова.

Речь идет о точке в истории, когда вечность вторгается во время. Тайна начинает воплощаться в людях, в их мышлении, стремлениях, чувствах. Таинственное прорывается в эту эпоху, начинает воплощаться в людях. Как у Гегеля воплощается мировой дух в народах и в отдельном человеке. Мы живем на плоскости, ограниченные двухмерным пространством. А ось проходит перпендикулярно. Осевое время – момент, когда тайный замысел судьбы (без персонификации) был явлен человеку. Это сопоставимо с идеей судьбы отдельно взятого человека. В истории, которую каждый может рассказать о себе, наверное, тоже есть момент осевого времени – точки, в которой мы понимаем что-то важное и определяющее.

Конечно, осевое время, понятое как эпоха, как период, имеет начало и конец. Конец осевого времени совпадает с эпохой эллинизма. Этот конец осевого времени ознаменован возвратом к предшествующему состоянию культуры. В чем выражается Начинают строиться величественные империи. Некий возврат к опыту прошлого. Свидетельство завершения осевого времени. Энергия человечества начинает иссякать. Чтобы зафиксировать достигнутое, человек начинает строить громадные постройки. Долго это не продлится. Империи не выдержали внутреннего напряжения. Тем не менее, закономерно пытаться удержать энергию. После падения гигантских построек, высвобождается новая энергия. Начинается движение к научно-техническому веку. Средневековье готовит новое время. Символичность 1948 года, когда написана книга – символика границы. Прямо перед серединой ХХ века. Теперь нужно задаться вопросом о том, что будет дальше.

Идея о том, что возможно новое осевое время. Ось – топос вторжения трансцендентного в человеческое. Тот масштаб жизненной силы, который сам человек не может себе обеспечить. От Бога, природы, дао. Оно чем-то в человеке готовится. Возможно, оно будет сильнее, ярче, чем осевое время прежнее. Есть вечные идеи. Вся творческая деятельность человечества вращается вокруг жизни, смерти, любви, предательства. Осознание остроты и масштабов этих феноменов имеет определенный ритм. Осевое время – эпоха, когда человек начинает наиболее интенсивно думать о смысле своей жизни. Новое осевое время не будет похоже на старое. Всегда была раздробленность, а сейчас регионы имеют равный удельный вес. Земля становится неизбежно единым культурным пространством.

Центральные темы будут осмыслены так, чтобы сохранить жизнь на земле. Мир (и в смысле космоса, и в смысле состояния, противоположного войне) как само целое человечества. Человечество продолжит развивать в бесконечных вариантах науку, искусство, мысль, технику. Развивать технику, чтобы она не поработила человека и не разрушила мир. Нужно новое осевое время. Ясперс полон оптимизма, но уделяет достаточное внимание и бедам.

Ясперс жил в эпоху, когда популярными становятся концепции игры. Он эксплицитно не обращается к феномену игры, но понимает возможность такого осмысления культуры. Смысл истории как движения человечества во времени – разворачивание своих потенций ради них самих. Игра. Играют ради игры. По Ясперсу, хотя он таких формул не дает, можно сказать, что все – свободная игра духовных сил человека.

В работе есть пассаж о том, что просто набросать четыре этапа как схему – чушь. Но попробуем осмыслить историю как два периода, как двухтактную смену дыхания, динамически. Первое дыхание ведет от доистории через религию и культуру к осевому времени. Потом выдох – немного оседаем. И второе дыхание после осевого времени – через научно-технический век к современному состоянию человечества. Был выдох – потеря дыхания. Должен последовать новый вдох.

В дыхании воплощен сам принцип живого, которое всегда противопоставлено смерти. Сохранение этого живого дыхания и дыхания мысли, которое влечет человека вперед и ввысь– неотменяемая задача человечества. Как только человек перестанет видеть свою заданность, если успокоится в собственной данности, то перестанет мыслить и существовать.

Как только кончится задание (представьте: нет домашнего задания – разве это жизнь) – исчезнет и культура. Она существует за счет превосхождения человеком самого себя.

В погоне за трансцендентным: концепция истории Карла Ясперса

В погоне за трансцендентным: концепция истории Карла Ясперса

В погоне за трансцендентным: концепция истории Карла Ясперса

Читать еще:

Сказочные городки Вьетнама

1. Фанранг Тхапчам (Phan Rang-Thap Cham) Место, где есть все. Хотя многие люди без ума …

Добавить комментарий