Главная / Вокруг нас / АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

акваманил (водолей) в период с xii по xvi в. на территории северной и западной европы, преимущественно в германии, в церкви для омовения рук священников перед мессой, реже в быту, применялись

В период с XII по XVI в. на территории Северной и Западной Европы, преимущественно в Германии, в церкви для омовения рук священников перед мессой, реже в быту, применялись фигурные сосуды — акваманилы (aquamanile m.<лат. aqua вода + manus рука.).

Акваманилы отличаются высочайшим уровнем исполнения и широким многообразием форм с превалирующими зооморфными мотивами, главным образом львов и лошадей, нередко в группе с всадником или охотником. Ряд сосудов имеет вид человеческой головы, бюста или целой фигуры. Многочисленна группа акваманилов, исполненных в виде фантастических существ — грифонов, драконов, сирен. Изредка встречаются сюжетные композиции, как, например, Аристотель и Филлида, Самсон и лев. Большая часть сохранившихся водолеев изготовлена из бронзы по методу «вытесненного воска». Акваманилы отливались в основном в мастерских Нижней Саксонии с центрами в Хильдесхайме, в Магдебурге и в регионе реки Маас на территории современных Бельгии, Франции и Голландии. Отливка некоторых водолеев, возможно, производилась в бронзолитейных центрах на территории Швеции и Дании.

В XIX в. в ходе секуляризации хранившиеся в ризницах акваманилы вместе со средневековыми подсвечниками, распятиями, реликвариями и монстранциями за бесценок продавались церквями и монастырями. Таким образом они постепенно начали рассеиваться по частным, а в дальнейшем и по музейным коллекциям. Повышенный интерес к искусству Средневековья подтолкнул мастеров XIX в. к воспроизведению и копированию оригиналов декоративно-прикладного искусства. Копии изготавливались в основном по методу отливки в песчаные формы, таким образом, что с одной модели можно было изготовить целую серию. Они могли служить в качестве церковной утвари, декоративных предметов или учебного материала в художественных школах.

В XIX в. в Германии существовало большое количество школ декоративно-прикладного искусства, в которых работа с металлом и воспроизведение старых образцов было неотъемлемой частью образовательного процесса.

Копиисты акваманилов XIX в. не были выдающимися мастерами ни по части технического исполнения, ни по части изобретательности. Нередко акваманил не копировался целиком, воспроизводились только его отдельные части. К сожалению, в XIX в. целый ряд копий (как выполненных без корыстного умысла, так и изначально ориентированных на то, чтобы ввести в заблуждение) оказался в музейных и частных коллекциях, а в некоторых из них пребывает и до сих пор. Акваманилы и сегодня предлагаются к торгам в крупных аукционных домах и пополняют частные коллекции.

Источник: Барекян К. Ш. Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина.

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

АКВАМАНИЛ (ВОДОЛЕЙ)

Читать еще:

В поисках либерии Иоанна Грозного: Потерянные знания

Загадка исчезновения библиотеки (либерии) Грозного, первого царя Московии Ивана IV (1530-1584), будоражит умы многих людей …

Добавить комментарий