Главная / Вокруг нас / Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

кинем кости невероятная история настольных игр индустрия настольных игр переживает невиданный расцвет, но это тренд отнюдь не последних десятилетий и даже не столетий. нет, древнейшие «настолки»

Индустрия настольных игр переживает невиданный расцвет, но это тренд отнюдь не последних десятилетий и даже не столетий. Нет, древнейшие «настолки» появились более пяти тысяч лет назад и прошли интереснейший путь развития, который, уверены знатоки, еще не окончен.

Во что играли древние

Первые настольные игры появились в Индии, Китае и Месопотамии. Игроки, собиравшиеся за столом, просто кидали кости, камушки с рисунками или некое подобие кубиков на твердую поверхность, и победителем становился тот, кто набирал большее количество очков. Некоторые игры не дожили до наших дней, хотя многократно упоминаются в исторических источниках.

Например, древнеегипетский сенет, напоминающий современные шашки. Наборы для него находили и находят в гробницах фараонов, видимо, их оставляли там, чтобы усопшему было не так скучно в царстве мертвых. А вот нарды, придуманные на Ближнем Востоке, живы до сих пор. В Древнем Китае существовали уникальные вариации на тему вроде любо — помесь азартной игры с гаданием. А прообраз современного домино появился в Индии в конце 1-го тысячелетия, и оттуда же, по-видимому, берут начало шахматы.

Индийская игра чаупар упоминается еще в древнем эпосе «Махабхарата», причем финал игры там влияет на судьбы государств и их правителей. По легенде, один из индийских императоров так любил это развлечение, что выложил перед своим дворцом огромное игровое поле из красного и белого мрамора. По клеткам передвигались красавицы-наложницы из гарема, именно они были живыми «фигурами».

Что же касается домино, хотя цветные пластинки с точками и появились на Востоке, в Азии, однако современный вид игра приобрела в Европе, да и название свое получила в честь монахов-доминиканцев (они, кстати, носили белые плащи с черными капюшонами). В карты им играть воспрещалось, а вот домино в католических монастырях было разрешено.

Настольные игры стремительно распространялись по Азии, в каждой стране приобретая конкретные черты и разнообразные варианты. На основе одних только костяшек в Китае было придумано не менее полусотни самых разнообразных игр.

Не отставали и коренные народы Америки. Инки и майя тоже любили игральные кости, но, помимо этого, изобретали и многочисленные стратегические игры, в основном на тему охоты, иногда войны. Сюжеты их игр впечатляют — например, на небольшом кусочке земли разыгрывалась настоящая битва между двумя сторонами на спине гигантского змея.

Не гнушались игр с костяшками и в Европе, вот только информации о них осталось совсем мало. Исследователи докопались до оригинальной скандинавской игры под названием хнефтафл — это то же «шашечное» семейство, только расстановки на квадратном поле не были симметричными, что делало игру более замысловатой. Из Исландии, Гренландии и Англии благодаря викингам это развлечение попало даже в Киевскую Русь и в летописях фигурирует под названием «тавлеи».

Средневековые «настолки»

С течением времени игры становились сложнее. Одноцветная шахматная доска стала черно-белой, поменялись ходы противников, появились новые фигуры. К слову, правила классических шахмат с XII века практически не менялись, да и шашечные утвердились примерно в то же время.

Новый поворот происходит в XIII–XIV веках — из Египта в Европу попадают игральные карты. Разнообразие колод тогда поражало воображение, но, что интересно, духовные лидеры сразу же невзлюбили карты и пытались их запрещать. Как, впрочем, и другие настольные игры. Не подвергались санкциям только шашки — их почему-то все считали безобидными. Что касается карточных героев — дам, валетов, королей, — то одно время их изображали в виде знаменитых исторических персонажей вроде Юлия Цезаря и Александра Македонского. Самих же игр существовало не менее полусотни.

Позже, в XVIII–XIX веках, вошли в моду игры картонажные. Это не про классические карты, а про изображаемую на поле ситуацию, будь то пересечение сложной местности или, скажем, осада крепости картонными солдатиками. Так постепенно сформировались лото, гусек, а также настоящие тематические произведения игрового искусства вроде «Штурма Измаила» или «Отступления Наполеона из Москвы». Такие развлечения пользовались популярностью и у кавалеров, и у дам, в типографиях печатались фишки, поля и красивые карточки, одно время вообще считалось, что подобная интерпретация известных сражений способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Из принципиально новых игр, появившихся в XIX веке, можно припомнить и реверси, которая возникла в Великобритании, пользовалась успехом пару десятилетий, потом оказалась забытой и пережила новый виток популярности уже в ХХ веке (да и продолжает оставаться востребованной сейчас).

На рубеже XIX и ХХ веков повальную популярность приобрел маджонг, придуманный не то офицерами китайской армии, не то каким-то дворянином из окрестностей Шанхая. Поначалу про игру знали лишь в пригородах Пекина, но к 1920 году он обрел бешеную популярность и стал чуть ли не национальным символом китайской культуры, и не только в самом Китае, но и, конечно же, в Европе и Америке.

Бум XX века

В ХХ веке увлечение настольными играми стало повальным, а сами они превратились в отдельное направление с богатым дизайном, тщательно продуманной легендой и атмосферой, которая способна захватить внимание всех присутствующих.

В 1934 году, во время Великой депрессии, безработный по имени Чарлз Дэрроу из Пенсильвании придумал проект знаменитой «Монополии». Издатели отклонили его заявку, но Дэрроу не сдавался и выпустил игру самостоятельно, изготовив около 5000 копий. Спрос оказался невероятным — уже на будущий год «Монополия» стала самой продаваемой игрой в Америке, а сегодня ею развлекается добрых полмиллиарда жителей Земли, в том числе и на коммерческих соревнованиях с внушительными призовыми фондами.

Скрэбл — еще одна игра, обязанная своим появлением Великой депрессии. Ее в 1938 году изобрел безработный архитектор Альфред Мошер Баттс.

Дальше все новые и новые коммерческие игры посыпались на мировой рынок как из рога изобилия: «Подземелья и драконы», «Талисман» (эта игра стала первой, оформленной в стиле фэнтези), Magic: The Gathering. «Колонизаторы» Клауса Тойбера вышли в 1995 году и стали первыми в серии игр в немецком стиле (см. врез ниже), а «Энергосеть», увидевшая свет в 2004-м, стала и экономической стратегией, и игрой на занятие территории одновременно. Начался настоящий бум «настолок» — с созданием фан-клубов по интересам и тиражированием коллекционных карточек, которые стоили баснословных денег. Большая часть таких игр появилась за рубежом, но вот, например, легендарную «Мафию» придумали в 1986-м студенты МГУ, а уже потом она завоевала если не весь мир, то изрядную его часть.

Были и совсем безумные варианты, например «Кампания за Северную Африку» (1979) — по-видимому, самая сложная стратегия из когда-либо созданных. В ней две команды из пяти игроков сражаются друг с другом в течение минимум полутора тысяч часов при помощи 1800 фигурок!

Главная тенденция конца ХХ века — формирование широкого класса так называемых настольных игр немецкого стиля. Иногда для краткости их называют немецкими или европейскими играми, потому что начало этому направлению было положено в Германии. Правила в играх немецкого стиля относительно просты, партии длятся не очень долго, поэтому к этому классу относится большая часть семейных игр.

Основная их специфика — высокое качество изготовления, тщательно продуманный красочный дизайн, причудливое оформление, замысловатый сюжет. Немецкие игры рисуются профессиональными художниками и дизайнерами и часто приносят последним мировую славу. Основная информация на поле и карточках передается простыми образными символами вроде пиктограмм — так легче распространять игры. Обычно для локализации нужно всего лишь перевести правила, а дизайн фишек остается неизменным.

На любой вкус

У настольных игр нет какой-то общепринятой классификации. Их можно объединять в группы по самым разным признакам. Например, по требуемому инвентарю: карты, кости, миниатюрные предметы, разлинованное поле, карандаш и бумага (как в случае с «Морским боем»), полноценный набор карточек и фишек… Или вообще ничего, ведь есть огромное количество разговорных игр, тоже условно причисляемых к настольным.

Важный момент — количество игроков. Тот же пасьянс — для одного, да и собирание пазлов вполне можно отнести к настольным играм. Бывают игры с фиксированным количеством участников, а в некоторые могут играть все желающие. Понятное дело, есть игры индивидуальные, где каждый сам за себя, и командные, где от кооперации участников, их умения сработаться и договориться зависит результат.

По характеру настольные игры делятся на интеллектуальные и азартные. Первые — логические, стратегические, для успеха нужно тщательно обдумать ход, предварительно проанализировав ситуацию. В случае со вторыми многое определяет случайность, хотя зачастую и от умения игрока, например от скорости его реакции.

Пожалуй, самая интересная классификация современных игр — по содержанию на абстрактные и имитационные. Последние, в свою очередь, делятся на экономические конкурентные, управленческие) и военные (стратегические, тактические).

Во что играют сегодня

Шашки, нарды и домино — это нетленная классика, правила этих игр знают все. А вот еще несколько игр, которые покорили весь мир и пользуются огромным успехом у профессионалов и любителей.

«Каркассон»

Участники создают уникальное игровое поле с помощью квадратов, на которых изображены города и монастыри, дороги и поля. Действующие лица — рыцари, монахи, разбойники и крестьяне.

Задача — получить как можно больше очков и расширить, таким образом, влияние, то есть игра является стратегической и будет интересна детям уже с 8–9 лет, при этом ее правила не очень сложны. «Каркассон» получил множество престижных наград, у него есть масса альтернативных версий и дополнений.

«Колонизаторы»

Эта игра была и остается одной из самых популярных в мире. Ее легко освоить, даже если вы новичок. Сегодня доступны и классическая версия, и многочисленные дополнения и расширения, но суть одна: игроки перевоплощаются в отважных колонизаторов, перед ними оказывается огромный остров, и им предстоит осваивать территорию, добывать сырье, строить дороги и города, налаживать торговлю и отбиваться от разбойников, создавая сильное и независимое государство.

«Находка для шпиона»

Отличная игра для вечеринки, если собралась большая компания. У участников есть возможность окунуться в романтику фильмов о Джеймсе Бонде… а быть может, и о Штирлице или других культовых героях. В этой настольной игре можно побывать как в шкуре шпиона, так и на месте спецагента, который пытается его разоблачить. «Находка для шпиона» чем-то напоминает классическую «Мафию», только здесь не требуется выбирать специального игрока на роль ведущего — в приключении заняты все. Игра проходит в виде разговора. Один из участников — шпион, но не знает, где он находится. Всем остальным известна локация, но личность шпиона для них тайна, и его пытаются вычислить, задавая друг другу вопросы!

«Соображарий»

Увлекательная игра для семейных посиделок или дружеских вечеринок, причем понравится она и детям, и взрослым. Каждый участник тянет из колоды карты букв и категорий, а потом должен проявить чудеса реакции и скорости, чтобы первым вспомнить слово, соответствующее заданию. Тут даже не надо быть самым эрудированным — нужно просто быстро соображать, и тогда вы вспомните максимум профессий на букву С за минуту или первым назовете самое длинное имя на букву И, а также самое короткое название напитка, начинающееся на Р.

«Цитадели»

Эта игра появилась в 2000 году и стала настоящим хитом, изданным на 25 языках. Ее участники соревнуются за право называться главными строителями королевства. Для этого нужно удивить средневекового монарха, а также заручиться поддержкой вельмож и богачей. В начале каждого раунда тайно выбирается персонаж-помощник — это может быть как сборщик налогов, так и шпион, разоблачающий соперников. У «Цитаделей» есть масса дополнений и расширений с новыми локациями, карточками и персонажами.

«Ужас Аркхэма»

Игра для тех, кто хочет немного пощекотать нервишки. Еще Лавкрафт писал о том, что страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого. Как раз по мотивам мифов этого писателя и создан «Ужас Аркхэма». Действие игры разворачивается в сонном американском городке Аркхэм, где группа смелых сыщиков пытается разгадать и устранить очередную зловещую угрозу, нависшую над местными жителями.

Исследователи перемещаются по городу, сражаются с монстрами, собирают улики, спасаются от сил зла, периодически проникают в потусторонние миры, ворота в которые то и дело открываются по ходу игры. Исход может быть очень неожиданным, вплоть до внезапной победы монстров над сыщиками.

«Берсерк. Герои»

Продолжение классического «Берсерка», который был придуман в России. Стратегическая карточная игра — сражение двух героев, каждый из которых ведет за собой армию. Участники «нанимают» в боевые отряды самых разных фантастических существ, используют магическое оружие и заклинания, а также разыгрывают карты событий, чтобы получить превосходство на поле битвы. Прелесть игры еще и в том, что в ней далеко не всегда добро борется со злом. Например, в дуэльном наборе «Хиан и Пирс» сталкиваются безжалостный воин-некромант и коварный разбойник.

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Кинем кости Невероятная история настольных игр

Читать еще:

Ампутация руки из-за наручников

Женщина из Питтсбурга выдвинула против властей судебный иск, после вынужденной ампутации её руки, из-за того, …

Добавить комментарий