Главная / Вокруг нас / Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана

Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана

откуда на шлеме русского царя цитата из корана в собрании «оружейной палаты» хранится уникальный шлем, известный под названием «шапка ерихонская». этот шикарный шлем по какой-то причине стал

В собрании «Оружейной палаты» хранится уникальный шлем, известный под названием «Шапка ерихонская». Этот шикарный шлем по какой-то причине стал объектом откровенных спекуляций и путаницы. Началось все с того, что в XIX веке появился миф о том, что якобы шлем этот принадлежал самому Александру Невскому. Почему именно ему сказать трудно, но вместе с этим утверждалось, что в XVII веке шлем был переделан для первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича.

В XX веке этот миф был развеян, так как исследования позволили установить, что шлем этот был изготовлен в XVII столетии, а значит, никакого отношения к Александру Невскому иметь не мог.

Однако, на этом путаница не закончилась. Дело в том, что шлем этот увенчан арабской вязью, но это не просто надпись, а целая цитата из Корана, которая переводится как:

«Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы.»

Кроме этого шлем украшен орнаментом в виде корон, а также изображением архангела Михаила. Вот тут-то и возник еще один повод для путаницы и спекуляций. Еще бы! Ведь как на один шлем могли быть нанесены и цитата из Священного писания мусульман, и православное изображение Михаила!

Возникали версии о том, что якобы шлем этот был сделан оружейным мастером Никитой Давыдовым, но на восточный манер. Казалось бы, а почему и нет Только вот на самом шлеме нет никаких надписей, указывающих на авторство этого мастера, но арабские почему-то есть.

Возникали и откровенно спекулятивные версии, высказываемые некоторыми лжеисториками, утверждавшими, что на Руси до определенного времени арабская письменность использовалась наряду с русской.

В действительности же дело обстояло куда проще и понятнее. Шлем этот действительно принадлежал первому царю из династии Романовых. По всей видимости, Михаил Федорович получил его в дар, а изготовлен он был, вероятно, где-то на Ближнем Востоке. Тем не менее, мастер Никита Давыдов все же приложил к нему руку. Так, С. Ахмедов замечает, что в «Приходно-расходной книге Казенного приказа» запись от 18 декабря 1621 года сообщает, что Давыдов не изготовил шлем, а лишь «наводил», т.е. украшал золотом его поверхность. Видимо отказаться от такого подарка царь не мог, но и носить его по тогдашним меркам было не принято. А потому и было поручено мастеру несколько «адаптировать» «шапку ерихонскую» в соответствии со статусом русского царя.

С. Ахмедов. Шлем работы Никиты Давыдова, или Как русские писали арабскими буквами.

Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана

Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана

Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана

Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана

Откуда на шлеме русского царя цитата из Корана

Читать еще:

Рабы на троне фараонов

Почему Египет называли «страной тюрков» Часть-2 «Колодец Голиафа» К счастью мамлюков, Хулагу и основная часть …

Добавить комментарий