
В XIX веке отечественная парфюмерная продукция успешно конкурировала с ведущими европейскими производителями. Духами и одеколонами, произведенными в России, пользовались члены императорской семьи, парфюмерия получала престижные награды на международных выставках. Эта статья о том, кто создавал продукцию, известную миллионам людей в России и за границей.
Альфонсо Ралле и автор «Chanel №5»
Родоначальником отечественного парфюмерного дела в России считается француз Альфонсо Ралле. В 1843 году он открыл в районе Бутырок небольшое производство по изготовлению свечей. Очень скоро Ралле накопил достаточный капитал, чтобы расшириться, — так производство скромных размеров стало парфюмерной фабрикой «А. Ралле и Ко». До этого времени в Российской империи не было масштабного производства парфюмерии.
Дело быстро разрасталось, и уже в 1855 году любой желающий мог зайти в фирменный магазин «А. Ралле и Ко» и купить духи, одеколоны, мыло, пудру для лица, помады для волос и губ. Весомым преимуществом товаров была их доступная цена — в сравнении с французскими. Компоненты для них доставлялись из Франции и Италии, а вот состав разрабатывался в России, тут же находилось и производство. Вскоре Ралле стал официальным поставщиком Двора Его Императорского Величества, а затем двора шаха Персидского и князя Черногорского.
Альфонсо Ралле был главным «носом» своей фабрики — нередко он сам и создавал парфюмерные композиции. Например, именно Ралле придумал духи для морозной погоды «Парфюм де фурор»: пара капель таких духов, нанесенных на кожу или одежду в зимнее время, давали легкую хрустальную нотку. Они быстро стали популярными среди дам из высшего общества, которые сбрызгивали ими перчатки, меховые воротники и шляпы из зимнего гардероба.
В 1856 году у Альфонсо Ралле появилось два компаньона — фабрика превратилась в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Поскольку один из партнеров был владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, то туалетные воды, одеколоны и духи начали разливать в оригинальные флаконы. Благодаря изысканным бутылочкам, которые изящно смотрелись на дамских туалетных столиках, доходы товарищества возросли. В 1913 году капитал компании составлял два миллиона рублей, а в ее штат входило 1500 рабочих.
В 1857 году здоровье Альфонсо Ралле ухудшилось, и он перестал быть главой компании. Вскоре совет директоров возглавил француз Эдуард Бо, а 1898 году сюда же пришел работать его сын — Эрнест Бо. Именно он в 1920 году создал формулу легендарных духов «Chanel №5» — уже во французской эмиграции. Он стал известным французским парфюмером, однако его дорога к парфюмерному Олимпу началась в Москве.
Адольф Сиу: конфеты, шоколад и парфюм
В середине XIX века в Москву приехал молодой француз Адольф Сиу — он устроился работать по контракту на одно из парфюмерных производств. В 1855 году Сиу накопил достаточно денег, чтобы открыть свое собственное дело — небольшую кондитерскую. Дела быстро пошли в гору — уже через несколько лет пирожные, печенье, шоколад и торты от «Сиу и Ко» ели в лучших московских кофейнях и кафе. К тому времени контракт Сиу закончился, и появившийся капитал позволил ему открыть дело своей мечты — парфюмерное производство. Духи выпускались под той же «кондитерской» маркой «Сиу и Ко».
В отличие от большинства конкурентов, Сиу сосредоточился на выпуске элитной парфюмерии. При этом его ароматы могли позволить себе и девушки со скромным достатком — принцип его коммерческой деятельности гласил: «Высокое качество — низкая цена». Более бюджетные духи отличались от элитных не качеством, а стоимостью упаковки: один и тот же аромат был закупорен либо во флакон из чеканного серебра, либо в скромный бутылек из стекла. К тому же он сделал ставку не на сладкие и удушающие ароматы, а на производство легких и холодных композиций. Такие духи выбирали элегантные женщины с тонким вкусом.
Яркий пример коммерчески успешного парфюма, покорившего сердца тысяч дам по всей стране, — духи «Снегурочка». Скромный и звонкий запах был воплощением молодости и чистоты. Но настоящая парфюмерная сенсация произошла, когда торговый дом «Сиу и Ко» выпустил аромат «Свежее сено». Его композиция раскрывалась нотами свежескошенной травы и полевых цветов.
К началу XX века парфюмерное производство «Сиу и Ко» достигло своего расцвета: на тот момент торговый дом производил более 120 разновидностей духов и 40 видов одеколона. Компания также выпускала подарочные наборы, в которые, помимо флакона с духами, входил одеколон, кусочек мыла и пудра. И все они были с одинаковым ароматом. Обороты фабрики (включая кондитерское направление) достигли четырех миллионов рублей в год.
В Москве компания «Сиу и Ко» открыла несколько красивых бутиков, а в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и многих других городах работали официальные представительства. Огромные партии парфюмерных товаров «Сиу и Ко» доставлялись даже в Персию и Китай.
Генрих Брокар и духи «Красная Москва»
Француз и потомственный парфюмер 24-летний Анри Брокар приехал в Москву по приглашению своего товарища парфюмера Гика, который собирался открывать здесь производство ароматов. Анри стал называться Генрихом Афанасьевичем и получил место инженера на одном из производств. Поначалу Россия Брокару не понравилась, но очень скоро он понял, что это золотое дно для предприимчивого парфюмера: в то время парфюмерные производства можно было пересчитать на пальцах одной руки.
Через два года работы у Гика Брокару улыбнулась удача — он придумал метод получения концентрированных духов, запатентовал его во Франции и получил вознаграждение в размере 25 тысяч франков. Этого было достаточно, чтобы открыть собственное дело.
Великая империя Брокара началась с 60 кусков детского мыла, рецепт которого он также придумал сам. Чтобы обогнать конкурентов и увеличить продажи, мадам Брокар предложила мужу изготавливать мыло в виде игрушек, кубиков с буквами и фигурок животных. Новинка имела оглушительный успех, продажи взлетели и через пару лет у Брокара было достаточно денег, чтобы начать производить духи.
Но к началу 1870-х годов у него уже были сильные конкуренты: «А. Ралле и Ко» и «Сиу и Ко». В борьбе за место на рынке парфюмер разместил в журналах объявление о начале продажи подарочных наборов в честь открытия второго фирменного магазина на Биржевой улице. В наборы, стоимость которого составляла всего 1 рубль, входили духи высшего сорта, одеколон, помада для волос, крем, туалетный уксус, вазелин, пудра, пуховка, саше, помада и мыло. До трех часов дня магазин продал более 2000 наборов. Это был успех. С тех пор Брокар стал одним из самых известных и успешных производителей парфюмерии в России.
После смерти Брокара в 1900 году предприятие перешло к его вдове и сыновьям, которым удалось добиться звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К 300-летию Дома Романовых в 1913 году «Брокар и Ко» создали духи «Любимый букет Императрицы», которые после революции 1917 года получили название «Красная Москва».
Александр Остроумов: любимый парфюмер артистической элиты
Из числа аптекарей вышло немало талантливых парфюмеров. Одним из таких был Александр Остроумов, который начинал свой путь в качестве простого провизора, но достиг невероятных высот в деле создания ароматов.
Именно Остроумов изобрел крем «Метаморфоза», который в дореволюционной России был одним из популярнейших косметических средств. Благодаря ему Остроумов разбогател и начал производить духи. Вскоре ароматы «Товарищества А.М. Остроумова» продавались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и Ташкенте, Одессе, Варшаве и многих других городах. Теперь компания Остроумова стояла в одном ряду с ведущими отечественными производителями косметики и парфюмерии.
Духи и одеколоны Остроумова пользовались большим спросом в артистических кругах. В числе их поклонниц были балерины Тамара Карсавина и Мария Петипа, певицы Антонина Нежданова, Елена Степанова, Надежда Плевицкая, актриса Вера Пашенная и многие другие. Он бесплатно присылал им на дом большие коробки с лосьонами, кремами, пудрой, а они, в свою очередь, рекламировали ее в салонах высшего света.
Особой любовью дам пользовались духи «Идеал» и «Виолетт», одеколон «Альпийский ландыш» и «Наполеон». Актриса Императорских театров Раиса Рейзен вспоминала: «Если бы Наполеон душился остроумовским «Наполеоном», Жозефина никогда бы ему не изменяла». А оперная певица Евгения Попелло-Давыдова даже посвятила ароматам Остроумова стихи:
Вы спрятали в граненом хрустале
Волнующую гамму ароматов,
И ею дамы, так сдается мне,
Мужьям устроят много шах и матов.









