Главная / Вокруг нас / Цирк уродов, порка шлюх и рыцарь с корзинкой на голове: гид по развлечениям Средневековья и эпохи Возрождения. Ч.-2

Цирк уродов, порка шлюх и рыцарь с корзинкой на голове: гид по развлечениям Средневековья и эпохи Возрождения. Ч.-2

цирк уродов, порка шлюх и рыцарь с корзинкой на голове: гид по развлечениям средневековья и эпохи возрождения. ч.-2 вариант 5. принять участие в городском празднике большие торжества

Вариант 5. Принять участие в городском празднике

Большие торжества устраивались по разным поводам и, к слову, достаточно часто: важное событие в семье районного префекта, феодала или короля выливалось в народные гуляния — равно как и встреча венценосной особы в конкретном городе, куда он приехал с визитом. Однако по-настоящему крупные праздники — карнавалы и маскарады — устраивались перед Рождеством и особенно перед Пасхой, когда люди торопились насладиться жизнью, прежде чем перейти к воздержанию.

Описания подобных торжеств в изобилии содержатся в сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Так, например, автор живописует один из карнавалов: «Черти вырядились в волчьи, телячьи и ягнячьи шкуры, напялили бараньи головы, нацепили на себя кто — бычьи рога, кто — здоровенные рогатки от ухвата и подпоясались толстыми ремнями, на которых висели огромные, снятые с коровьих ошейников бубенцы и снятые с мулов колокольчики, — звон стоял от них нестерпимый. У иных в руках были черные палки, набитые порохом, иные несли длинные горящие головешки и на каждом перекрестке целыми пригоршнями сыпали на них толченую смолу, отчего в тот же миг поднимался столб пламени и валил страшный дым».

Вообще, карнавалы и маскарады были призваны посмеяться над опасностями и несправедливостью жизни: над болезнями и угнетением со стороны властей, над самой смертью, отчего даже чума не останавливала их проведение. При этом, несмотря на разгульное веселье, даже такие праздники имели некоторые правила — откровенно святотатствовать было нельзя, шутки должны были высмеивать абстрактных персонажей, а не конкретных людей. Естественно, церковные власти то и дело старались бороться с такими увеселениями, но сделать ничего не могли: зачастую и сами священники участвовали в маскарадах. Хотя были и непримиримые борцы за благочестие.

Эдуард Фукс в книге «История нравов» упоминает воспоминания одного из свидетелей торжеств при французском дворе 1389 года: «Ночью все надели маски и позволяли себе такие выходки, которые скорее достойны скоморохов, чем таких знатных особ. Этот вредный обычай превращать ночь в день и наоборот вместе со свободой безмерно пить и есть привел к тому, что люди вели себя так, как не следовало вести себя в присутствии короля и в таком священном месте, как то, где он во время похода держал свой двор. Каждый старался удовлетворить свою страсть, а права многих мужей были нарушены легкомысленным поведением их жен, а многие незамужние дамы совершенно забыли всякий стыд».

Вариант 6. Сходить на рыцарский поединок

Если сами рыцари как класс появились около VIII века, то рыцарские турниры обрели популярность примерно к X столетию. Правда, пойти на такое представление могли далеко не все: как правило, столь зрелищные состязания устраивались в честь больших событий — заключение союза, свадьба в благородном семействе, — так что бедные слои населения не всегда допускались до трибун. Помимо сражения «один на один», популярностью пользовались также и более зрелищные трюки — бугурты, когда рыцари должны были штурмовать специально выстроенную деревянную крепость. Любопытно, что простые люди, не допущенные на эти «праздники жизни», устраивали свои потешные сражения, в основном в рамках всё тех же карнавалов.

Рыцарь в «народном» исполнении выезжал на улицы города на старой кляче, а на голове у него красовался не шлем, а перевернутая корзина.

Тем не менее дрались такие воины всерьез, так что нередко после потешных турниров люди оставались инвалидами или как минимум с неплохими шишками в половину головы.

Вариант 7. Пойти на охоту

Еще одним занятием, которое было доступно исключительно состоятельным господам, была охота. Как вид развлечения, охота появилась примерно в V–VI веках, когда более или менее начала складываться феодальная система в Западной Европе. Примерно с этих пор на гравюрах и картинах художников можно увидеть, как знать выезжает на природу, чтобы поохотиться — не для добычи пропитания, а именно в качестве развлечения. В пользу этого говорят богатые одежды, в которые наряжались охотники, а также большое количество свиты.

Нередко охота проходила не на неведомого зверя, а на конкретного кабана или лиса, которого специально выпускали перед «развлечением».

Отдельно стоит сказать, что за честь поохотиться вместе с господином соперничали многие слуги, так как охота была весьма «интимным» делом, и люди, отвечающие за специальное снаряжение аристократа, пользовались большим почетом. Так, одной из самых престижных профессий в замке при феодале была должность сокольничего — его одевали в бархат, и его внешний вид ничем не уступал иным представителям богатых семейств.

Вариант 8. Посетить церковь

До того, как появились уличные театральные представления (примерно в XII веке), церковь была единственным местом, не считая дворца господина, где можно было увидеть спектакли — пусть исключительно на религиозные темы. Конечно, они были куда сдержаннее тех, что позднее разыгрывали профессиональные актеры, но тоже неплохо, раз других вариантов нет. Кроме того, именно в церквях люди приобщались к музыке: именно там с VI века можно было услышать орган, и, хотя этот инструмент использовался для «нагнетания обстановки», чтобы продемонстрировать величие Бога и незначительность человека, это все равно скрашивало унылые будни. К тому же еженедельные походы в церковь были и поводом «выйти в свет» — именно поэтому здесь обсуждали все последние слухи и сплетни, а также демонстрировали свои наряды.

Вариант 9. Провести время с друзьями за какой-нибудь игрой

Карты. Никто не знает, когда игра в карты появилась в Европе и где была изобретена. Существуют разные версии: что впервые их изобрели в Китае, в Египте, в Индии или, например, что их придумали цыгане.

Бытует версия, будто карты придумал в XIV веке живописец Жикомин Грингонер, который развлекал игрой безумного короля Франции Карла VI — якобы только карты приводили его в спокойное расположение духа.

В любом случае практически сразу после своего появления карты стали преследоваться церковью, а кое-где и официальными светскими властями. Всему виной было то, что карты использовались для гадания — а кто не гадал по ним, тот устраивал азартные игры, что также не приветствовалось.

Шахматы. Эта игра попала в Европу в IX веке и сразу же получила большую славу среди знати, у которой было время на это задумчивое развлечение. Правда, если верить некоторым романам, которые появлялись в Среднике века, шахматы были небезопасным занятием: нередко разозленные соперники набрасывались друг на друга после неудачного хода или уличения в шулерстве.

Бильярд. Принято считать, что он появился в Европе в XV–XVI веках, однако установить это точно — так же как и место его возникновения — невозможно. По одной из версий, бильярд появился в Северной Европе, первоначально став домашней версией крокета.

Камбок. Больше всего эта игра напоминает футбол: две команды из пяти человек стараются забить мяч в ворота противника.

Боулинг. Как ни странно, это развлечение, сегодня ассоциирующееся исключительно с США, появилось в Европе еще в XIII веке. Тогда люди устанавливали деревянные чурбаны друг рядом с другом и бросали в них камни — побеждал тот, кто с одного раза собьет больше «кеглей».

Любопытно, что в Англии этот «прабоулинг» пользовался таким успехом, что солдаты уделяли ему больше времени, чем урокам стрельбы из лука — говорят, начальство было в ярости.

Лакросс. Давний прародитель современного хоккея: две команды стараются забить мяч в ворота противника, пользуясь ногами и специальными палками.

«Утки и селезни». За сложным названием скрывается обычная игра, знакомая каждому: плоский камень надо запустить как можно дальше по воде. Соприкосновение с водой отмечается чередующимися выкриками: утка — селезень, утка — селезень. Побеждает не тот, кто дальше всех запустит камень, а кто угадает на каком моменте он пойдет под воду — на «утке» или «селезне».

Кила. Игра, пользующаяся успехом в Новгородской республике. Больше всего она походит на современный американский футбол: две команды стараются занести мяч в зону своего противника. При этом можно пользоваться и руками, и ногами. Ну а если в ходе игры возникнет потасовка — тем лучше.

Игра в кости. Она была изобретена еще в Древнем Египте и через Рим попала в Европу. В Средние века игра в кости переживала свой подлинный расцвет — играли все, особенно среди знати и духовенства. Любопытно, что представители церкви увлекались этим занятием, несмотря на протесты официального Ватикана: как известно, кости использовались не только для игры, но и для гадания, потому строго преследовались религией.

Бросание лисицы. Пожалуй, самое сомнительное развлечение, которое только можно себе придумать. Суть игры заключалась в том, что в некотором ограниченном пространстве на природе друг напротив друга становились двое человек. Между ними клали пращу в ненатянутом виде и после выпускали лису.

Когда лиса пробегала посреди игроков, они должны были резко натянуть пращу, чтобы запустить лису в «свободный полет». Побеждала та команда, которая подкинет животное как можно выше.

Впрочем, в ход шли не только лисы: учили летать и барсуков, и зайцев, и других небольших зверей.

Катание на коньках. По всей Европе коньки распространились благодаря Голландии, которая унаследовала их от викингов. Из Нидерландов, кстати, коньки попали и к нам — благодаря Петру Великому. Первое литературное упоминание об этом виде развлечения относится к XII веку.

Монах Стефаниус создал «Хронику знатного города Лондона», в которой рассказал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда заниматься спортом на льду. Одни, шагая как можно шире, быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»

Эпилог

Разница между публичными развлечениями в Средневековье и в тех же XVIII–XIX веках объясняется не только техническим прогрессом и условным отсутствием электричества. В восемнадцатом столетии постепенно начинает меняться сама структура общества и сложившаяся система ценностей, образовываются крупные империи, ослабевает церковь. Государство всё больше внимания уделяет личной жизни человека и в том числе качеству этой жизни — по крайней мере, если мы говорим о представителях высших слоев общества. Именно поэтому постепенно начинают создаваться полноценные общественные пространства.

В начале XVIII века в России заработала одна из первых публичных библиотек, а уже в следующем столетии начинает образовываться разветвленная система музеев. Тогда же появляются и туристы — не как единичные смельчаки, а как «класс».

Государственные праздники утрачивают свою «народность», становясь важной частью жизни страны: к ним готовятся осознанно, вкладывая в торжества значительные деньги и, конечно, подводя нужную правительству идеологию. Стихийных, карнавальных элементов в широких гуляниях со временем оставалось всё меньше, пока они практически полностью не исчезли во второй половине XX века.

Цирк уродов, порка шлюх и рыцарь с корзинкой на голове: гид по развлечениям Средневековья и эпохи Возрождения. Ч.-2

Цирк уродов, порка шлюх и рыцарь с корзинкой на голове: гид по развлечениям Средневековья и эпохи Возрождения. Ч.-2

Читать еще:

5 асан, которые снимут головную боль

Боковое сгибание шеи в Свастикасане (позе Благоприятного знака). Сядьте в Сукхасасану с прямой спиной. Правой …

Добавить комментарий