Главная / Вокруг нас / АЛТАЙСКАЯ ШАТРА

АЛТАЙСКАЯ ШАТРА

алтайская шатра что будет, если скрестить шашки с шахматами, украсив получившийся гибрид забавами из древней индии, персии и китая результат известен - получится алтайская шатра. алтай — словно

Что будет, если скрестить шашки с шахматами, украсив получившийся гибрид забавами из Древней Индии, Персии и Китая

Результат известен — получится алтайская шатра.

Алтай — словно перекресток, на котором сходятся разные культуры Востока. Будучи частью России, республика граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. Коренное население Алтая — алтайцы, но это лишь объединяющее название для множества малых народов, среди которых теленгиты, кумандинцы, тубалары, челканцы, телеуты. Живя вместе, они обзавелись общими традициями.

Шатра — новодел, национальный продукт, созданный в 1970-е учеными в рамках программы по возрождению культурного наследия Алтая.

К тому моменту, когда этнографы взялись за воссоздание шатры, игра практически исчезла. Специалисты Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы ездили по отдаленным стойбищам Кош-Агачского аймака (района) и играли со старейшими животноводами, выспрашивая, как выглядела доска и ходили фигуры. Чтобы собрать обрывки правил воедино, научные сотрудники консультировались с ведущими шашистами и шахматистами. Сейчас трудно понять, что в шатре было изначально, а что привнесли этнографы. На Алтае постоянно ведутся раскопки, но среди находок нет ни игровых досок, ни фигур.

Однако шатра и сама может многое рассказать о себе: в ней перемешались элементы древнейших игровых систем разных стран.

Название происходит от персидского «шатрандж», что, собственно, и означает «шахматы». Большое сетчатое поле отсылает к арабской игре киркат. Наличие крепостей напоминает об индийских шашках. Конусовидная форма фигур характерна для индо-персидской игровой традиции.

Игровое поле в шатре разделено «рвом» — это аналог реки в китайских шахматах сянци. Как и шатры, пешки в сянци на домашней части поля ходят только вперед и лишь на половине противника обретают свободу маневра. Вероятно, сянци на Алтай завезли китайцы или монголы (кстати, национальные монгольские шахматы носят название «шатар»).

Кроме обычных фигур в шатре есть бий («вождь»), по значению напоминающий шахматного короля. Привилегированная фишка бытовала в древних шашечных системах от римских латрункулей до лапландского дабло, но сохранилась только в шатре. Ее наличие вносит в игру дополнительный элемент стратегии: для победы необязательно уничтожать все силы противника, достаточно срубить фишку-предводителя.

Некоторые элементы правил явно заимствованы из современных шашек и шахмат. В частности, дойдя до противоположного конца поля, шатра превращается в дальнобойного батыра (богатыря), который ходит и бьет, как ферзь.

В дружных домах древние традиции часто обрастают семейными ритуалами. Родные готовят специальные блюда на праздники, говорят особые тосты, надевают похожие костюмы. Народы Алтая объединили все древние игры Востока в одну, чтобы играть в нее вместе, по-семейному.

Получилось интересно — профессиональные шахматисты старались не зря.

На доске есть большое поле боя и две крепости. Клетки, отделяющие крепости от основного поля, называются воротами. Ров (серединная линия) делит игровое пространство ровно пополам.

В шатру играют обыкновенными шашками. Перевернутая шашка — это бий, а сдвоенная — батыр

Бий — предводитель отряда. Ходит в любом направлении на одну клетку.

Батыр — богатырь. Ходит в любом направлении на любое количество клеток, как шахматный ферзь.

Шатра — воин. На своей половине поля ходит только вперед на одну клетку. Достигнув рва, обретает способность двигаться по диагонали, а окончательно перейдя ров — еще и вбок. Отступать шатра не имеет права.

Принцип взятия шашечный: если за фигурой соперника есть свободное поле, она бьется прыжком в любом направлении, в том числе назад. Взятие обязательно для шатры и батыра, но не для бия. Если бий отказывается от рубки, он все равно должен сделать ход. Серию взятий шатра и батыр обязаны доводить до конца. Оказавшись в воротах, фигура приобретает «право бия»: игрок может выбирать, рубить ею или нет.

Дойдя до последней линии вражеской крепости, шатра превращается в батыра. Если шатра производит серию взятий с превращением, батыр обязан завершить ее.

Чтобы победить, нужно лишить соперника возможности сделать ход, срубив или заперев все его фигуры, или просто уничтожить вражеского бия.

Шатры в крепостях и воротах — это резерв. Ходить внутри крепости они не могут, но игрок может выставлять их по одной на большое поле, причем только по порядку: слева направо, сверху вниз, на любую клетку своей половины. А вот взятие в крепостях происходит по общим правилам: агрессора бьют резервной шатрой.

Фигура с большого поля не имеет права входить в свою крепость или ворота, пока там находится хотя бы одна шатра начального резерва. Шатра или батыр, оказавшиеся после взятия в своей крепости или воротах, не могут даже рубить — такое позволено лишь бию. В опустевшей крепости фигуры не только свободно перемещаются, но и обретают свойства резерва: могут выставляться на большое поле.

Вторжение в крепость противника разрешено в любой момент, при этом шатры ходят там по общим правилам и также обретают права резерва, но выставляться могут только на половину соперника.

Компьютерную программу для алтайской национальной игры написал знаменитый британский рок-музыкант. Фрэнсис Монкман, основатель групп Curved Air и Sky, а по совместительству программист, изучил правила игры по книгам и сайтам. Программа была написана в 1998 году для Windows 98, но работает и на современных компьютерах.

С компьютером можно сыграть в шахматный, более сложный, вариант шатры.

Шатра — это одна из самых популярных игр в республике. В Горно-Алтайске в школах есть кружки, где преподают шатру.

АЛТАЙСКАЯ ШАТРА

АЛТАЙСКАЯ ШАТРА

АЛТАЙСКАЯ ШАТРА

Читать еще:

Рабы на троне фараонов

Почему Египет называли «страной тюрков» Часть-2 «Колодец Голиафа» К счастью мамлюков, Хулагу и основная часть …

Добавить комментарий