Главная / Вокруг нас / ЙОКОСУКА E14Y GLEN — САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЙОКОСУКА E14Y GLEN — САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

йокосука e14y glen - самый массовый самолет для подводных лодок начало реализации в 1937 году новой обширной программы развития японского подводного флота, известной как «оцу 3», обусловило

Начало реализации в 1937 году новой обширной программы развития японского подводного флота, известной как «Оцу 3», обусловило необходимость создания нового разведывательного гидросамолета. Теперь самолет «подводного» базирования рассматривался не как экзотика, а как нормальное боевое средство крейсерских субмарин.

Несмотря на строгую секретность проекта, разработка велась на конкурсной основе — в конкурсе на создание нового самолёта-разведчика по спецификации 12-Shi приняли участие 1-й авиатехнический арсенал флота Йокосука (на западе он известен под названием Йокосука, а в самой Японии использовалось сокращение — «Kugisho») и «Watanabe Tekkosho».

Но уже на начальном этапе стало ясно, что проект «Kugisho» более перспективен. Группу инженеров «Kugisho» возглавлял Мицуо Ямада.

Самолет, получивший обозначение E14Y, представлял собой моноплан смешанной конструкции (металлический набор фюзеляжа и смешанный с применением древесины — крыла) с низкорасположенным крылом и двумя поплавками. Самолет можно было «втиснуть» в водонепроницаемый ангар овального сечения высотой 1,4 м, шириной 2,4 м и длиной 8,5 м, который располагался на палубе перед боевой рубкой. При этом поплавки отстыковывались от крыла и фюзеляжа, крылья также отстыковывались и укладывались вдоль фюзеляжа, фиксируясь в таком положении струбцинами. Хвостовое оперение складывалось, стабилизатор с рулём высоты разворачивался вверх, а часть киля — вниз.

Испытания двух прототипов состоялись в начале 1939 года (точная дата их начала неизвестна).

При контрольном взвешивании оказалось, что масса E14Y1 составляет 1130 кг, что превышало расчётную величину на 180 кг. Следствием этого стало уменьшение полезной нагрузки. Таким образом, гидросамолёт мог взять только 200 литров топлива, что уменьшало радиус его действия до 480 километров. С такой дальностью полёта гидросамолёт не мог выполнять возлагавшиеся на него боевые задачи, что ограничивало возможности подводных лодок класса I-9, на вооружение которых он должен был поступить. Учитывая перетяжелённость конструкции первых двух машин, третий и четвёртый опытные образцы были облегчены на 80 кг.

(Хотя самолет 1-го арсенала выиграл конкурс у самолета «Watanabe Tekkosho», заказ на серийное производство E14Y1 получила последняя фирма. В 1941-1943 гг. она изготовила 126 самолетов (по другим данным, 136 — 10 предсерийных и 126 серийных). В системе кодов союзников гидросамолет Yokosuka E14Y обозначался «Гленн»).

Гидросамолеты E14Y1 поступали на вооружение крейсерских подводных лодок с 1941 года. В применении они оказались гораздо удобнее предшественников: с момента всплытия подводной лодки до старта E14Y1 с пневматической катапульты проходило 15 минут (натренированный расчет справлялся с этим даже за 6,5 минут).

Свой первый боевой вылет гидросамолёт EI4Y1 совершил на разведку базы Пёрл-Харбор 17 декабря 1941 года (для фотографирования результатов атаки палубной авиации адмирала Нагумо, совершённого 7 декабря). Гидросамолёт стартовал с катапульты подводной лодки 1-7, но обратно не вернулся, пропав без вести. Следующий вылет E14Y1 состоялся 1 января 1942 года в районе о. Оаху. На этот раз полёт завершился успешно, и машина вернулась на борт своей субмарины.

В начале 1942 года в австралийских водах успешно действовала подводная лодка 1-25, на борту которой также находился E14Y1. 17 февраля 1942 года он совершил разведывательный полёт над Сиднейской гаванью, а 26 февраля E14Y1 сфотографировал акваторию австралийского порта Мельбурн. 1 марта гидросамолёт с 1-25 совершил разведывательные полёты над Хобартом в Тасмании. 8 марта та же самая субмарина приблизилась к Веллингтону в Новой Зеландии, и четыре дня спустя E14Y1 совершил вылет на разведку и фотографирование Окленда.

Интересно, что эта машина стала единственным вражеским самолетом, нарушившим воздушное пространство Новой Зеландии во время Второй мировой войны, и всего лишь вторым за всю историю этой страны (первым был гидроплан «Фридрихсхафен» FF.33 «Вольфхен» с немецкого вспомогательного крейсера «Вольф», действовавшего в тех водах во время Первой мировой войны).

Возвращаясь назад в Японию, подводная лодка 1-25 выполнила разведку Сувы на Фиджи.

В мае 1942 года японцы попытались нанести удар по Сиднейскому порту. Для этого выделили пять субмарин, одна из которых (1-21) несла гидросамолет E14Y1, а другие — сверхмалые подводные лодки. 29 мая 1942 года самолет с 1-21 совершил разведывательный полет, обнаружив потенциальные цели, но все вышедшие в атаку сверхмалые субмарины были уничтожены.

Подлодки 1-10 и 1-30 с самолетами E14Y1 действовали в Индийском океане. 2 мая 1942 года самолет с 1-10 выполнил разведывательный полёт над Дурбаном, а несколько дней спустя — над Порт-Элизабет. Тем временем E14Y1 с борта 1-30 выполнил подобные полёты над портами Занзибара, Адена, Джибути, но ни один из портов не представил интереса для атаки. Вскоре обе субмарины совместно с третьей, на борту которой находились две сверхмалые подводные лодки, приблизились к Мадагаскару, где союзники высадились в заливе Диего-Суарес для освобождения острова от французских войск правительства Виши. 29 мая самолет с 1-10 провел разведки побережья Мадагаскара. На следующий день, используя результаты авиаразведки, к острову направились две сверхмалые подводные лодки для блокирования порта Туамасина. Подводные лодки японцев потопили танкер и серьёзно повредили английский линейный корабль «Рэмиллес».

В июне 1942 года несколько субмарин с самолетами Йокосука E14Y1 обеспечивали операцию по высадке на Алеутских островах.

А 9 и 29 сентября 1942 года самолет с 1-25 (пилот Фудзита и наблюдатель Окуда) дважды бомбил территорию США — на лесные массивы в штате Орегон были сброшены зажигательные бомбы. Ожидалось, что их взрывы вызовут обширные лесные пожары, но ожидаемого эффекта не получилось — ввиду затяжных дождей ущерб от бомбардировок оказался минимальным.

Это, впрочем, не помешало гидроплану с 1-25 войти в историю как единственному самолету, бомбившему континентальную территорию США.

6 июля 1943 года подводная лодка 1-8 с самолётом E14Y1 на борту вышла из порта Пенанг (Суматра) и направилась к берегам Европы. 6 сентября она зашла во французский порт Брест. С борта лодки сгрузили курьерскую почту и некоторые другие грузы. В обратную дорогу японцы загрузили различные образцы новой боевой техники, включая ракеты и РЛС. С целью полного использования объёмов лодки гидросамолёт E14Y1 оставили на берегу, но немцы машину не использовали, и впоследствии она была уничтожена в результате бомбардировок авиации союзников.

Гидроплан Йокосука E14Y1 оказался наиболее массовым в истории авиации самолетом, базировавшимся на подводных лодках. Машина активно применялась в первый год войны на Тихом океане, причем не столько для непосредственного наведения подлодок на цели, сколько для разведки обстановки в отдаленных районах, лежащих за пределами радиуса базовой авиации.

Однако с конца 1943 года, когда противники Японии начали активно использовать радары, применение для разведки гидросамолётов E14YI потеряло свою актуальность. Подводные лодки не могли себе позволить долго находиться на поверхности, рискуя быть обнаруженными.

ЙОКОСУКА E14Y GLEN - САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЙОКОСУКА E14Y GLEN - САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЙОКОСУКА E14Y GLEN - САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЙОКОСУКА E14Y GLEN - САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЙОКОСУКА E14Y GLEN - САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЙОКОСУКА E14Y GLEN - САМЫЙ МАССОВЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Читать еще:

Пирамида Кукулькана.

Пирамиду в Чичен-Ице называют большим солнечным календарем. В ее основании лежит квадрат со стороной 55,5 …

Добавить комментарий