Главная / Вокруг нас / «Светлячок» (HMS Glowworm, H92)

«Светлячок» (HMS Glowworm, H92)

«светлячок» (hms glowworm, h92) британский эскадренный миноносец типа g «глоуворм» был заложен в августе 1934 года, спущен на воду в июле 1935 года и вступил в строй в январе 1936 года.

Британский эскадренный миноносец типа G «Глоуворм» был заложен в августе 1934 года, спущен на воду в июле 1935 года и вступил в строй в январе 1936 года. Водоизмещение англичанина составляло 1.350 тонн, длина — 95,1 метров, ширина 10,1 метров, осадка 3,8 метра.

Корабль «бегал» со скоростью 35,5 узлов, а при 15-узловом ходе его дальность составляла 5.530 миль. Брони этот легкий корабль не имел, вооружение его было достаточно скромным: 4 120-мм пушки, 2 счетверенных 12,7-мм зенитных пулемета, 2 пятитрубных торпедных аппарата, 20 глубинных бомб. Экипаж: 145 человек.

«Вечером 5 апреля из шотландской гавани Скапа Флоу вышел линейный крейсер «Ринаун» с тремя эсминцами. Их задачей было прикрыть отряд кораблей, которым через двое суток предстояло ставить мины. Погода выдалась отвратительная — море штормило. Утром 6 апреля один из тройки эсминецев, «Глоуворм» лейтенант-коммандера Джерарда Рупа, просигналил на «Ринаун», что ложится на обратный курс, чтобы найти смытого за борт торпедиста. Больше англичане эсминец не видели. Лишь утром 8 апреля линейный крейсер принял из Скапа ретрансляцию сообщения «Глоуворма» об обнаруженном им противнике. Найти своего матроса Руп не смог. А 7 апреля за борт смыло ещё одного члена экипажа — моряка подобрали, но он был тяжело ранен. «Глоуворм» пошёл на соединение с флагманом, однако буря помешала ему это сделать.

А вскоре корабль вынесло прямо на одну из групп немецкого десанта. Снежным утром 8 апреля он встретился с тяжёлым немецким крейсером «Хиппер» и четырьмя эсминцами. Немцы пошли на хитрость. Когда «Глоуворм» заметил «Ганса Людеманна» и запросил его название, тот притворился шведом и ответил: «Гётеборг». Руп не поверил и приказал открыть огонь. «Немец» отвернул и скрылся в тумане. Менее чем через час «Глоуворм» установил контакт с «Берндом фон Арнимом». На этот раз «англичанин» сразу начал стрельбу. «Немец» ответил. Корабли обменялись залпами, но попаданий не добились. Остальные вражеские эсминцы в бой не вступили: семибалльный шторм помешал. Но Руп решил не уходить и продолжил преследовать немцев. Британцы нырнули в штормовой шквал вслед за противником. Как вспоминали потом выжившие, командир эсминца понимал, что идёт в западню. Но хотел выяснить, с какими силами имеет дело. Когда британский корабль вышел из снежных зарядов, перед ним возник сам «Адмирал Хиппер».

Побороть такого противника у англичан шансов не было. Но они решили продать свои жизни подороже. Командир приказал поставить дымовую завесу и радировать в эфир о контакте с вражеской эскадрой. Завязался бой. Используя дым как прикрытие, эсминец дважды атаковал крейсер и выпустил десять торпед. «Хиппер» уклонился от них, но при этом всё время держал «Глоуворм» под обстрелом. Первым же попаданием он разбил эсминцу радиорубку. Огонь по британскому кораблю вели не только 203-мм орудийные башни. Когда дистанция позволяла, крейсер обстреливал англичан из более мелких калибров, включая даже зенитные автоматы.

«Глоуворм» уже получил несколько попаданий. Его центральный артиллерийский пост затопило. Корабль горел. Как вспоминал кочегар Берт Харрис: «Наш командир был хорошим моряком, и он знал, как обращаться с кораблём. К тому моменту мы были сильно повреждены, но он продолжал манёвры так, чтобы облегчить стрельбу своим артиллеристам. Но это не могло длиться долго. Большинство орудий вскоре вышли из строя».

По свидетельствам очевидцев, на мостике вместе с Рупом находилась его собака. Пёс преданно сидел между ног своего хозяина и был убит одним из осколков. Положение ухудшалось. Понимая, что «Глоуворм» не сможет долго держаться под таким огнём, Руп отдал приказ: «Приготовиться к тарану!». Немцы заметили манёвр эсминца, но увернуться не успели — форштевень «Глоуворма» врезался в нос «Хиппера» с правого борта. Но удар вышел скользящим. Хотя крейсер и получил некоторые повреждения, боеспособности он не лишился. А искалеченный эсминец начал тонуть. «Хиппер» прекратил огонь и в течение часа пытался спасти британский экипаж. Но из 149 членов команды «Глоуворма» удалось поднять на борт только 31 человека. Джерарда Рупа среди них не было.

Командир «Глоуворма» посмертно удостоился Креста Виктории. Однако произошло это уже после окончания войны. Считается, что Руп является первым кавалером этого ордена во Второй мировой войне, несмотря на позднее награждение. В июле 1946 года в «Лондонской газете» опубликовали королевский указ о награждении. Он содержал пояснения: «Полная информация об этом бое стала известна лишь недавно, и командир корабля награждается Крестом Виктории в знак признания высочайшей доблести: отбив превосходящие силы эсминцев, он выследил мощную боевую единицу, вступил в бой c превосходящим по силе противником и в итоге протаранил врага, проявив выдающееся мастерство и выдержку».

«Светлячок» (HMS Glowworm, H92)

«Светлячок» (HMS Glowworm, H92)

«Светлячок» (HMS Glowworm, H92)

«Светлячок» (HMS Glowworm, H92)

«Светлячок» (HMS Glowworm, H92)

Читать еще:

Встречаем 2019 в Санкт-Петербурге

1. Рождественские базары Обязательный пункт программы новогодних каникул в Петербурге уже давно полюбившиеся всем традиционные …

Добавить комментарий