Главная / Вокруг нас / «КИЕВ». ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ АВИАНОСЕЦ

«КИЕВ». ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ АВИАНОСЕЦ

киев. первый советский авианосец 24 декабря 1972 года состоялся спуск на воду тяжёлого авианесущего крейсера «киев». судьба его сложилась так, что советский авианосец, ставший первым подобным

24 декабря 1972 года состоялся спуск на воду тяжёлого авианесущего крейсера «Киев». Судьба его сложилась так, что советский авианосец, ставший первым подобным кораблём в составе ВМФ СССР, после ряда перипетий превратился в плавучий отель.

Авианосец «Киев» заложили в 1970 году на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев. Его строительство предусматривалось проектом 1143 «Кречет» (натовцы впоследствии обозначали корабли проекта как «Kiev»-class). Предшествующий проект 1123 также предполагал создание противолодочных крейсеров, однако в их числе были только вертолётоносцы. Киев» был спроектирован Невским ПКБ, проект утвержден 30 апреля 1970 года. Главным конструктором был Аркадий Васильевич Маринич. Строительство корабля для самолета вертикального взлета и посадки вызывало разноречивые мнения, но надежда с меньшими затратами, чем у вероятного противника, создать авианесущий ко­рабль была заманчива и адмирал флота С.Г. Горшков, в то время командующего ВМФ, устраивала, а личный контроль гарантировал выполнение работ в установленные сроки.

В создании авианосца «Киев» принимали участие более 300 НИИ, КБ и раз­личных предприятий со всех концов СССР. Ежедневно на борту строящегося ко­рабля одновременно находилось около 1500 рабочих, не считая прикомандирован­ных специалистов. В строительстве корабля были задействованы представители более 800 специальностей.

26 декабря 1972 года состо­ялся спуск крейсера на воду, ко­торый посвятили 50-летию обра­зования СССР. В день, когда «Киев» был спущен на воду, николаевские судостроители приступили к постройке его «брата-близнеца» — корабля «Минск».

Авиационную группу «Киева» и всех других кораблей данного типа составляли палубные штурмовики вертикального взлёта и посадки Як-38 (12 единиц), а также противолодочные вертолёты Ка-25 и Ка-27 (12 единиц). Авиационная группа «Киева», летавшая на Як-38 стал первым боевым подразделением лётчиков палубной авиации в ВМФ СССР.

15 апреля 1975 год на кораб­ле был торжественно поднят Во­енно-морской флаг. В строитель­стве «Киева» принимал участие и экипаж, который начал заселять­ся на корабль в феврале 1975 года. Первым командиром был назначен капитан 1-го ранга Юрий Георги­евич Соколов.

Авианосец «Киев» водоизмещением 30530 тонн был официально введён в эксплуатацию в декабре 1975 года, а следующим летом совершил переход в порт приписки Мурманск-35 (ныне Североморск) с пятью боевыми Як-36М и одним учебным Як-36МУ. Во время пребывания в Средиземном море с его палубы впервые за границами СССР взлетели палубные штурмовики Як-36М. А уже в зоне контроля Северного флота прошли запуски ракет ударного комплекса «Базальт». После этих и других испытаний в начале 1977 года «Киев» был принят на вооружение.

Корпус корабля в основном изготовлен из стали толщиной 30-35 мм. Надстройка из алюминиево-магниевого сплава (АМГ). Корпус крейсера имел 18 главных попереч­ных и две продольные водонепроницаемые переборки. Дно корабля двойное, перехо­дило в двойной борт в местах расположения бортовых цистерн, поднимавшиеся до высоты шестой палубы.

Под ангаром располагались машинные отделения, погреба боезапаса для авиа­ции, погреба ракет главного ударного комплекса. Все было рассчитано на сохранение боеспособности корабля при воздушном взрыве ядерного боезаряда 30 килотонн на удалении 2000 метров. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении водой любых четырех смежных отсеков.

Офицеры размещались в 68 одно- и двухместных каютах, мичмана и главстаршины — в 66-ти одно- и шестиместных каютах, старшины и матросы — в 55 и 26 местных кубриках.

Полетная палуба площадью 5600 м2 длиной 189 и шириной 20,7 метра имела семь взлетно-посадочных площадок. (ВППл). На правом борту располагалось 10 техничес­ких позиций для подготовки авиатехники к полетам.

В ходе боевых служб авианосец несколько раз выходил в Атлантический океан, Балтийское и Средиземное моря. В год начала перестройки, когда корабль находился с визитом в Алжире, экипажу было объявлено о присвоении ордена Красного Знамени, как отличившемуся в боевой подготовке. Десятая боевая служба авианосца прошла с 5 января по 24 июня 1987 года в Средиземном море, с заходом в город Сплит (СФРЮ) и столицу Ливии — Триполи.

Вплоть до начала 1980-х годов, когда на вооружение ВМС США начала поступать авиационная версия управляемой ракеты Harpoon, противокорабельные возможности ТАКР типа «Киев» существенно превосходили даже любой из многоцелевых авианосцев США: против кораблей те располагали только бомбами с палубных самолётов, которые вынуждены были бы для атаки действовать глубоко в зоне досягаемости ПВО противника — с небольшим шансом вообще достичь точки сброса, не говоря уже о поражении цели. В то время как «Киев» располагал мощнейшими ракетами «Базальт» — малоуязвимыми за счёт своей скорости и бронирования, способными ставить помехи ПВО противника, объединяться в группы под единым управлением, на малой высоте прорываться к цели и поражать её за 550 км от крейсера. Один советский ТАКР способен был держать под прицелом, например, почти половину всей акватории Средиземного моря.

«Киев» пережил распад Советского Союза, но с 1991 года в походах уже не участвовал. В 1993 году (по другим данным, в 1994-м) он был выведен из состава флота за недостатком финансирования – к этому времени авиносец значительно выработал свой ресурс.

Дальнейшая судьба корабля в разных источниках подаётся по-разному.

В 2000 году газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что корабль продан в Китай на металлолом. Покупателем, по информации издания, стала американо-китайская компания «Maritime Suppliers LLC». Сумма сделки не уточнялась. «Киев» был отбуксирован в Поднебесную с военно-морской базы Видяево, где стоял в последние годы. Вопреки первоначальному сообщению, корабль не разрезали на части, как, например, это произошло с «Минском» и «Новороссийском».

«Аргументы и факты» писали, что авианосец за 1,6 млн долларов стал собственностью «неустановленных лиц», которые перепродали его китайскому правительству за 8,2 млн долларов. Телеграфное агентство «Тайбэй» назвало покупателем компанию Tianjin Tianma Ship Recycling Engineering Co., Ltd.

После отбуксировки авианесущий крейсер «Киев» оказался в порту города Тяньцзиня в Бохайском заливе. Официально объявлялось, что он будет переоборудован в музей, на деле же с 2003 года корабль является частью тематического развлекательного парка Бинхай, посвящённого истории авиации. С 2004 года доступ на авианосец был открыт для всех желающих – цена билета первоначально составляла 110 юаней. По отзывам в Сети русскоязычных работников и посетителей парка, на борту авианосца проводились развлекательные танцевальные шоу и парады. Для посещения было открыты пять палуб корабля. На верхней из них были выставлены макеты самолётов и вертолётов, а на второй и третьей палубах сохранены каюты и боевые посты. Гид рассказывал туристам об истории корабля и выполненных им походах.

В 2011 году «Киев» вновь ждало переоборудование. Инвесторы вложили в работы 15 млн долларов, и авианосец превратился в роскошный отель. Внешне он не изменился, но сейчас же в нем обустроены сто сорок восемь номеров для постояльцев, в том числе, и два президентских люкса, а также три комнаты для VIP-гостей. Общая площадь отеля составляет 6000 квадратных метров. На борту «Киева» есть бар, ресторан и клуб отдыха. Отдельным номерам отеля даны русские названия, например, «Ялта» и «Москва».

По статьям:

Тимур Сагдиев. Что случилось с первым советским авианосцем.

Морполит. Авианосец «КИЕВ». Строительство.

Киев» — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР), Военно-Морского Флота СССР.

Читать еще:

Очарование зимнего пейзажа

Художник Юшкевич Виктор Николаевич Источник

Добавить комментарий