Главная / Вокруг нас / Туалет на шаттле

Туалет на шаттле

туалет на шаттле 22 ноября 1989 г. шаттл «дискавери» стартовал с площадки космического центра кеннеди во флориде и отправился на пятидневную секретную миссию на околоземную орбиту. экспедиция

22 ноября 1989 г. шаттл «Дискавери» стартовал с площадки Космического Центра Кеннеди во Флориде и отправился на пятидневную секретную миссию на околоземную орбиту. Экспедиция имела военный характер: эксперты считают, что шаттл выводил на орбиту разведывательный спутник для Министерства Обороны. Но официально миссия засекречена и по сей день, так что с полной уверенностью миссию может описать только Правительство США.

Однако некоторые детали экспедиции всё-таки всплыли, и среди них – ситуация с системой удаления отходов (проще говоря, туалетом). Устройство стоимостью 30 миллионов долларов выглядело как обычный унитаз, но, конечно, таковым не являлось. Поскольку оно было спроектировано для работы в условиях нулевой гравитации, способ его использования сильно отличался от привычного нам. Этот унитаз оснащался ремнями безопасности и стременами, позволявшими астронавтам привязать себя к нему, чтобы не улететь куда-нибудь посреди процесса. А вместо кнопки смыва у него был специальный рычаг.

Работало это дело примерно так. Когда астронавт чувствовал зов природы, он привязывал себя к унитазу и дёргал рычаг, закрывая при этом клапан стравливания за борт (обычно он был открыт). Затем рычаг поднимался ещё раз, чтобы открыть внутренний клапан, находящийся внизу унитаза. После этого астронавт мог приступить к своим делам: для мочи была отдельная специальная воронка, подсоединённая к всасывающему шлангу, а… твёрдые отходы сбрасывались прямо в унитаз. Но в условиях невесомости необходимо добиться, чтобы эти самые отходы не разлетелись по кораблю, а упали вниз. Для этого рычаг нужно было дёрнуть ещё раз. Это действие включало вентилятор, который и сдувал отходы в нужном направлении.

После того, как отходы попадали во внутренний отсек унитаза, рычаг трижды двигался в обратном направлении. Сначала выключался вентилятор, потом закрывался внутренний клапан, и, наконец, открывался клапан стравливания за борт. Таким образом отходы человеческой жизнедеятельности охлаждались, дезинфицировались и не оставляли запаха. При этом сами они оставались во внутреннем отсеке: только представьте, какой урон может нанести даже замерзшая капля на скорости более 20000 км/ч (что уж говорить про «бомбочку»!).

Обычно система так и работала. Однако утром 23 ноября 1989 г. что-то пошло не так. Командир корабля Фредерик Д. Грегори проснулся пораньше и пошёл по своим делам. Всё шло хорошо до тех пор, пока он не стал закрывать внутренний клапан. Клапан не закрылся, а сам Грегори этого не видел. Ну сами представьте: если вы привязаны к унитазу, насколько легко вам будет исхитриться и посмотреть, открыт где-то в глубине клапан или нет

И когда Грегори дёрнул рычаг опять, открылся внешний клапан. Таким образом, оба клапана оказались открытыми, и воздух из кабины шаттла устремился в открытый космос. Астронавты оказались в смертельной опасности: нужно было быстро действовать, иначе они бы погибли.

Грегори быстро понял, что что-то пошло не так. Неудивительно: если для этого было недостаточно потока холодного воздуха, летевшего между его ног, то пониманию поспособствовала сработавшая из-за падения давления тревога, разбудившая остальной экипаж. Да, не завидую я Грегори – я бы точно не хотел оказаться без штанов, да ещё и привязанным к унитазу в такой ситуации.

Автоматически активировалась система, выпустившая водород и кислород из баков. Но эти баки находились в грузовом отсеке, а он ничем не утеплён, газы там содержатся в жидком состоянии. К счастью, перед выпуском содержимое баков нагревается до тех пор, пока вновь не примет газообразный вид. Но, увы, только до этой степени – а это значит, что газы ОЧЕНЬ холодные. И если несчастному Грегори требовалось напоминание о критичности его положения, то выпуск водорода и кислорода стал этим напоминанием. Потому что они выпускаются через газопровод над унитазом. Так что «в дополнение» к холодному потоку воздуха между ног на него сверху стало дуть ещё более холодной смесью водорода и кислорода. Ах да, ещё и сирена орала.

Космонавт-исследователь Стори Масгрейв оказался первым на месте аварии. Вместе с Грегори они смогли закрыть внутренний клапан и остановить утечку воздуха. После этого Масгрейв помог заледеневшему коллеге слезть с унитаза.

Опасность миновала. Однако теперь единственный туалет шаттла был неисправен, и миссия находилась под угрозой срыва. Правила полёта NASA были однозначны: если туалет шаттла не работал и не поддавался ремонту, шаттл должен вернуться на Землю «так скоро, насколько это возможно в разумных пределах».

Шаттл должен был вернуться на Землю, но не потому что теперь было нельзя сходить в туалет. На самом деле способ был: на корабле были запасные системы складирования отходов, также известные как «пакеты Аполлона». Они использовались при полётах на Луну на кораблях «Аполлон» (отсюда и название) в конце 1960-х – начале 1970-х. Но космонавты настолько их невзлюбили, что экипажи успешно уломали NASA ввести данное правило, чтобы больше не страдать. Я как-нибудь в другой раз расскажу, почему их использование было сущей пыткой.

Как бы то ни было, командование совершенно точно не хотело досрочно завершать секретную миссию, особенно из-за какого-то туалета. Инженеры в центре управления полётами должны были решить сложившуюся проблему. Они взяли аналогичный туалет и собрали инструменты, имевшиеся у астронавтов. За несколько часов они вместе с инженерами, спроектировавшими саму систему, смогли выяснить причину поломки и предложили решение: каждый раз открывать и закрывать клапан вручную прижимными клещами. Конечно, не фильм «Аполлон-13», но сойдёт.

В остальном же миссия прошла успешно (по крайней мере, насколько мы знаем), и пять дней спустя «Дискавери» успешно приземлился в Калифорнии.

Кстати, «Дискавери» использовался до 2011 г., и совершил 39 вылетов – больше, чем любой другой шаттл. Он вывел на орбиту телескоп «Хаббл», больше 10 раз отправлялся на стройку МКС и дважды выполнял секретные задания Министерства Обороны. Сегодня «Дискавери» выставлен в музее в Музее Смитсоновского института в Виргинии.

P.S. Кстати, не только у «Дискавери» были проблемы с туалетом. К концу жизни отечественной станции «Мир» её солнечные батареи потеряли около 40 процентов своей мощности. Почему Потому что советские инженеры решили выбрасывать отходы человеческой жизнедеятельности в космос. Замёрзшие капли мочи нанесли батареям огромный урон, врезаясь в них на огромной скорости.

Туалет на шаттле

Туалет на шаттле

Туалет на шаттле

Читать еще:

5 асан, которые снимут головную боль

Боковое сгибание шеи в Свастикасане (позе Благоприятного знака). Сядьте в Сукхасасану с прямой спиной. Правой …

Добавить комментарий