По древним представлениям карел, могила дом мертвеца, а кладбище деревня мертвецов.

По древним представлениям карел, могила дом мертвеца, а кладбище деревня мертвецов. На кладбище находятся умершие предки и родичи. В старину, когда жители одной деревни были связаны кровным

На кладбище находятся умершие предки и родичи. В старину, когда жители одной деревни были связаны кровным родством, покойники на деревенском кладбище состояли в родстве между собой, в также и с живыми, обитающими в деревне. Когда родовая община сменилась соседской, и в одной деревне насчитывалось несколько родственных групп, деление это соблюдалось и на кладбище. Каждый «род» имел на кладбище свой уголок. Чужаков, особенно если они были иной веры, хоронили на окраине кладбища или даже за его пределами.

Карельское слово, обозначающее «кладбище», является производным от слова alma. Кладбище almisto, almismua, almuzima, almizin. Карельские кладбища в старину находились на островах, на мысах и вообще в стороне от деревни, куда обычно не ходили. На многих озёрах Карелии и сейчас можно встретить название острова almosuari (остров калмы, кладбищенский остров), которое говорит о том, что здесь, вероятно, когда-то было кладбище (например, остров almosuari недалеко от дер. Вокнаволок).

Старинное кладбище дер. Венехъярви находится на узком длинном мысе и называется almoniemi. Старые кладбища расположены в ельниках или сосновых борах. В причитаниях часто говорится о «красивых еловых лесах» или «ужасных ельниках» (иногда можжевеловых лесах), куда унесут покойника, но сосновые боры в плачах не упоминаются. Вероятно, древние кладбища находились только в ельниках. Это предположение подтверждается тем, что в северо-восточном Приладожье кладбища назывались «ельниками» (uusio, uuzi) и всегда были в еловых рощах. Многие старые кладбища располагались также в ельниках в районе Сегозера (например, в деревнях Евгора и Лазарево).

Все имеющееся на кладбище считалось достоянием покойников. С кладбища нальзя было унести ни одной веточки, ни цветочка; нельзя было даже срубать сухостой и убирать валежник.

Кладбище было и священным и страшным местом. Сюда приходили только для поминовения усопших, чтобы поплакать на могиле, и то лишь до полудня после полудня нельзя было беспокоить покойников. Здесь не разрешалось шуметь, смеяться, вести себя вызывающе по отношению к умершим. Если кто-либо не посчитается с этими запретами, то может навлечь на себя гнев или месть покойников.

Вот как описывал собиратель и большой знаток финской и карельской традиционной культуры Самули Паулахарью карельское кладбище: «Приближаясь к деревне, замечаешь сразу же рядом с деревней, среди полей и пашен островок густого леса. Удивляешься, зачем этот лесок тут оставлен. <> Лесок этот карельское кладбище, священная роща, где они хоронят своих умерших. <> Неприкосновенное святое место это карельское кладбище. Нельзя там срубать деревья, даже веточку или листочек тронуть. Нетронутыми могут там деревья расти и стареть, наконец от старости рухнуть. <> Там, где упали, пусть гниют и превращаются в прах вместе с подмятыми при их падении могильными столбиками или гробницами».

По древним представлениям карел, могила дом мертвеца, а кладбище деревня мертвецов. На кладбище находятся умершие предки и родичи. В старину, когда жители одной деревни были связаны кровным

По древним представлениям карел, могила дом мертвеца, а кладбище деревня мертвецов. На кладбище находятся умершие предки и родичи. В старину, когда жители одной деревни были связаны кровным

По древним представлениям карел, могила дом мертвеца, а кладбище деревня мертвецов. На кладбище находятся умершие предки и родичи. В старину, когда жители одной деревни были связаны кровным

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *