ИРАНСКИЕ БАРМАКИДЫ: ТВОРЦЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА

ИРАНСКИЕ БАРМАКИДЫ: ТВОРЦЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА «Знай, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везиры, то умей отчитываться, разбирайся в делах и народах. Умей хорошо

«Знай, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везиры, то умей отчитываться, разбирайся в делах и народах. Умей хорошо вести дела, с повелителями своими будь правдив, воздавай должное благодетелю своему. Не желай все забрать себе, ибо говорят: кто желает всего, тот все и утратит.

Всего тебе не дадут. Если на время тебе и дадут, то потом с тебя стребуют. Если вначале малое спустят, то потом не спустят. Потому оберегай добро господина». Такой совет дает правитель Кей-Кавус, автор знаменитого зерцала «Кабус-наме», своему сыну. Царь был далеко не одинок в своих советах о мудром и справедливом советнике мечтали многие династии, а о самых лучших из них слагали легенды.

Титул визиря известен еще с доисламских времен такие же функции выполнял и главный советник правителей из династии Сасанидов.

Самым знаменитым сасанидским визирем по праву считается Бозоргмехр, служивший при дворе Хосрова I Ануширвана, в эпоху, которую называют золотым веком государства Сасанидов.

Среднеперсидские и в большей степени новоперсидские источники сохранили массу легенд о мудрости, справедливости и смекалке Бозоргмехра. Одной из самых известных историй повествует о появлении в Иране шахмат. В этой истории Хосров получает в подарок от индийского правителя неизвестную иранцам игру с просьбой разгадать ее правила именно шахиншах должен быть самым мудрым человеком государства. На разгадку Хосрову было дано 4 дня, но уже на третий день Бозоргмехр справился с этой задачей. Более того визирь придумал свою игру, ставшую предшественницей нардов. Здесь уже пришлось потрудиться индийским мудрецам, однако никто из них не сумел понять ее правила, а их правителю пришлось заплатить Ирану большую дань.

Аббасидская революция, произошедшая в 750 году и приведшая к власти в Халифате новую династию, кардинально изменила положение дел в мусульманском государстве. Аббасиды, взошедшие на престол на волне антиомейядских и антиарабских настроений, не могли не вовлекать в политическую и культурную жизнь государства своих союзников представителей неарабского населения Халифата (в первую очередь, иранцев). Это оказывает серьезное влияние на все сферы жизни мусульманского государства.

Иранцы начинают играть важную роль в бюрократическом аппарате Аббасидского государства. Там они почти что оккупируют класс «людей пера» (ahl-e qalam): занимают посты писцов, казначеев и даже визирей. Занимая должности в системе, они приносят туда сложившиеся в период Сасанидов методы управления и придворные обычаи. Многие ученые справедливо утверждают, что сама система Аббасидского двора была создана их иранскими служащими.

Одной из самых знаменитых династий иранских государственных служащих были представители рода Бармакидов.

Раннемусульманские историки сообщают, что основатель рода Бармак был жрецом в зороастрийском храме в городе Ноубахар, неподалеку от Балха. Жрецом он, по всей видимости, был, но не зороастрийским, а буддийским. На это указывает и его имя, происходящее от санскритского pramua («глава»), и этимология названия города Ноубахар, восходящая к санскритскому nava-vihāra («новый монастырь»).

В сочинении «Сообщения о Бармакидах» рассказывается о том, что Бармак принял ислам и пользовался большим уважением у Омейядских наместников. Бармак представлен как обладающий большими познаниями в медицине, астрологии и даже наделенный даром предвидения. В сочинении приводится легендарная история, в которой Бармак видит проходящего мимо представителя рода Аббасидов и говорит своему сыну Халиду, что именно к этому роду в скором времени перейдет власть.

Халид активно участвует в аббасидской пропаганде в Гургане, Табаристане и Рее, прикрываясь торговой деятельностью. Когда армии Абу Муслима покидают Хорасан и отправляются на запад для свержения Омейядов, Халида назначают ответственным за распределение военной добычи. Позже он удостаивается приема у первого аббасидского халифа ас-Саффаха, который, как сообщается, из-за красноречия Халида принимает его за араба. Позже потомок Бармака делает блестящую административную карьеру: он служит одновременно в диванах (министерствах) армии и налогов, а впоследствии из-за интриг визиря удаляется от двора, но служит наместником Фарса, а позже Табаристана.

Сын Халида Яхья с ранних лет посвящает себя административной работе, помогая отцу управлять делами в городе Рей, а затем также служит воспитателем Харуна, наследника престола. Придворные интриги сказываются и на положении Яхьи: халиф ал-Хади хочет лишить Харуна права на наследование престола, в результате чего все его сподвижники отправляются в заточение. После смерти ал-Хади Харун все же восходит на престол, принимая тронное имя ар-Рашид, и делает Яхью своим визирем.

Правление Харуна ар-Рашида становится апогеем влияния семьи Бармакидов. Сыновья Яхьи Фадл и Джаʻфар были важными государственными деятели, а сам Яхья занимал пост визиря в течение 17 лет. Фадл назначается наместником Хорасана, где, как сообщается, проявляет себя как блестящий администратор и благоустроитель. Он строит постоялые дворы, каналы и мечети.

Падение Бармакидов, которых часто обвиняли в равнодушии к нормам ислама, было столь же внезапным, как и взлет. Все начинается с убийства Джафара по приказу халифа, а затем в заключение попадают Яхья и другие его сыновья. Огромное имущество Бармакидов конфискуется, а избежать халифского наказания удается лишь младшему поколению внукам Яхьи.

Бармакиды, являвшиеся творцами «золотого века» Аббасидского халифата, становятся первой в целом ряде семей «государственных мужей», ставших жертвами придворных интриг на протяжении истории исламской цивилизации.

История этого семейства отнюдь не нова: творцы бюрократической системы, поднявшиеся на самую вершину власти, позже становятся жертвами обстоятельств, собственной недальновидности, а зачастую и самой выстроенной ими системы.

ИРАНСКИЕ БАРМАКИДЫ: ТВОРЦЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА «Знай, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везиры, то умей отчитываться, разбирайся в делах и народах. Умей хорошо

ИРАНСКИЕ БАРМАКИДЫ: ТВОРЦЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА «Знай, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везиры, то умей отчитываться, разбирайся в делах и народах. Умей хорошо

ИРАНСКИЕ БАРМАКИДЫ: ТВОРЦЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА «Знай, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везиры, то умей отчитываться, разбирайся в делах и народах. Умей хорошо

ИРАНСКИЕ БАРМАКИДЫ: ТВОРЦЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» АББАСИДСКОГО ХАЛИФАТА «Знай, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везиры, то умей отчитываться, разбирайся в делах и народах. Умей хорошо

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *