
«Всемирно известных датчан немного Однако есть двое вне конкуренции, два писателя, почти ровесники их чтит целый мир. Об одном все говорят, что читали, другого читали все. Серен Кьеркегор и Ханс Кристиан Андерсен».
(Петр Вайль)
У Андерсена присутствуют многие характерные черты скандинава: настойчивость и упорство, доходящие до упрямства, неукротимая фантазия, северная лукавая чудаковатость, и вместе с тем суровость, гордость и иногда даже кровожадность (как часто он убивает своих героев!) викингов своих далеких предков, и их же неукротимая страсть к путешествиям. Возможно, в чем-то я ошибусь, приписывая черты одного датчанина всем жителям и стране в целом, но у меня сложилось вот такое впечатление, которым с вами и делюсь
Все эти национальные особенности прекрасно дополнены исключительной Андерсеновской способностью удивляться капельке росы на цветке, приходить в восторг от полета шмеля, любоваться крыльями бабочки, общаться с неодушевленными предметами, как с людьми. Это и позволило ему стать великим сказочником. К тому же Скандинавия, по представлениям самих ее жителей, густо заселенная сказочными существами феями, троллями, гномами, богатырями, эльфами (численность мифического населения здесь намного превосходит плотность людского на 1 км2), — рождала и рождает прекрасных сказочников: от безвестных авторов северных саг до живших в ХХ веке Сельмы Лагерлеф («Путешествие Нильса с дикими гусями») и Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон»).
Впрочем, суровая природа севера Европы вдохновляла не только самих скандинавских писателей. В датском Хельсенгере (что в 40 км от Копенгагена), в замке Кронборг, переименовав его в известный теперь всему миру Эльсинор (от названия Хельсингер), поселил великий Шекспир принца Гамлета. Реального его прототипа звали Амлед, правда, жил он в другом датском замке. Однако памятники Гамлету и Офелии стоят именно в Хельсингере.
Что же до викингов предков Андерсена (кстати, отчасти и наших тоже, если иметь в виду князя Игоря викинга Ингвара и его отца Рюрика основателя первой царской династии на Руси) если учесть, что речь идет о конце 1 тысячелетия (VIII-X века н.э.), то изумляет география их путешествий: Восток до Волги, Юг Константинополь (Стамбул), Север острова Исландия и Гренландия, но самое невероятное и малоизвестное, хотя в последнее время признано учеными крайней Западной точкой их странствий былаАмерика! Да, за пять веков до Колумба викинги, отправившись из Гренландии, достигли на своих ладьях американских берегов!
Андерсен, поселившись в Копенгагене, очень много ездил по Европе: уютному креслу у камина он предпочел дальние странствия. Ханс Кристиан путешествовал по Англии, Германии, Швеции, Франции. Восторгался красотами Греции, а позднее, в сказке «Дюймовочка», Греция станет страной, где живут крошечные эльфы, и именно сюда ласточка принесет девочку. В своих путешествиях Андерсен претерпевал массу неудобств, неприятностей и приключений: морская болезнь, пожар в гостинице, вытрясающие душу пропыленные дилижансы. И во время поездок непрерывно и помногу писал, оставив многотомные книги своих путевых очерков. Именно Хансу Кристиану Андерсену принадлежит крылатое выражение: «кто путешествует живет!».
Андерсеновская страсть к путешествиям это генетическая особенность датчан, которым досталась земля, состоящая из 443 островов. У них моря больше, чем суши. И как же тут не странствовать Что они и делали всю свою историю. Только вот незадача: гордятся датчане не совсем тем, чем славны на самом деле, — в точности, как Андерсен, который считал выдающимися свои романы и драматические пьесы, давно забытые потомками, а не свои чудесные сказки. Предмет их самой большой национальной гордости завоевания великой морской державы прошлого. Номер один это гигантский остров Гренландия, который до сих пор принадлежит королевству Дания, будучи в 45 раз крупнее европейской территории Дании. Только жителей там до сих пор почти что нет.
А на востоке интересы королевства простирались до Прибалтики: в XIII веке датский флаг в прямом смысле слова спустился с небес (согласно средневековой легенде) на город, который впоследствии получил название Таллинн (в переводе с эстонского «датский город») и на целое столетие вошел в Датское Королевство. Но теперь Таллинн столица независимой Эстонии. Да и подвиги великих мореходов викингов не стоит идеализировать: они слишком густо замешаны на крови грабежей и убийств (не менее жестоких, чем совершали позже английские и испанские пираты).
Неуживчивость и своенравный характер: как и Андерсен, датчане не ладили с соседями, в особенности со Швецией. Даже сейчас датчане одобрительно и с гордостью смотрят на пушки замка Кронборг («кулак»), стволы которых направлены в сторону Швеции (она на противоположном берегу узкого пролива Эресунн).
Несомненные достоинства датчан их основательность, выражающаяся, например, в архитектуре их замков. Недаром Шекспир поселил Гамлета именно в Дании, ведь по количеству замков страна занимает одно из первых мест в мире: на 5 миллионов жителей приходится 600 замков!
Что же самое большое, за что весь мир ценит Данию так это те великие люди, которых она дала человечеству: физики Нильс Бор и Людвиг Лоренц, писатель Серен Кьеркегор, художник-карикатурист Херлуф Бидструп, режиссер Ларс фон Триер. И, конечно, Ханс Кристиан Андересен, на сказках которого выросла добрая половина ныне живущего человечества.
Андрей Разуваев









