ПРОТИВ ВСЕХ.

ПРОТИВ ВСЕХ. Вторая мировая война хранит в себе множество неясностей и загадок, которые, возможно, никогда не будут объяснены или обнародованы. Однако существуют менее таинственные секреты,

Вторая мировая война хранит в себе множество неясностей и загадок, которые, возможно, никогда не будут объяснены или обнародованы. Однако существуют менее таинственные секреты, раскрытие которых приоткрывает завесу над непостижимыми и многозначительными событиями того периода. Одним из таких эпизодов является участие Швейцарии во Второй мировой войне.

Так как около сорока процентов всех мировых денежных средств хранятся в швейцарских банках, само государство признано военно и политически нейтральным. Такое положение вещей действует еще с 1815 года, когда на Венском конгрессе были приняты гарантии абсолютного нейтралитета страны и безусловной неприкосновенности ее территории. С тех пор Швейцария не принимала участия ни в одном боевом столкновении или междоусобице, а ее финансовые учреждения не подвергались внешнему влиянию или ограблениям. В своих внешнеполитических отношениях с другими державами Швейцарская Конфедерация следует принципу поддержания связей не между правительствами, а между странами, поэтому позволяет себе вести диалоги со всеми, независимо от их политической или идеологической направленности.

Швейцария во Второй мировой войне выступила как вооруженная нейтральная страна. Это было обусловлено тем, что государство опасалось внезапного и жестокого нападения как со стороны союзников, так и со стороны стран оси.

Весной 1940 года, с началом активизации боевых действий, участились случаи нарушения воздушных границ Швейцарии. Во время Второй мировой войны (в ранний период) нейтральное государство без проблем заставляло конфликтующие стороны соблюдать Венское соглашение.

К этому времени ВВС Швейцарии имели на вооружении вполне современные истребители: закупленные у немцев «Мессершмитты» Bf 109E и французские «Моран-Солнье» MS.406. Последние под обозначением D-3800 швейцарцы также строили по лицензии.

10 мая 1940 года немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do.17 был перехвачен истребителями ВВС Швейцарии и посажен на аэродроме Альтенхайн.В тот же день: немецкий бомбардировщик «Хейнкель» He 111 был подбит в небе над Швейцарией и упал уже на австрийской территории. 16 мая два швейцарских военных лётчика Виктор Штрайфф (Victor Streiff) и Рихард Кислинг (Richard isling) сбили второй такой бомбардировщик.

1 июня 1940 г. формация из 36 бомбардировщиков He.111, вылетевших на задание в район Марселя, решила «срезать угол» через воздушное пространство нейтральной страны. На перехват было поднято 12 швейцарских «Мессершмиттов» нарушители попробовали оказать сопротивление. В результате два немецких самолета было уничтожено. Швейцарцы потерь не понесли.

4 июня 1940 г. состоялась «акция возмездия» одинокий He.111 выманил 12 швейцарских Bf.109E на территорию Франции, где те попали под удар 28 истребителей Люфтваффе. В результате короткой схватки бомбардировщик-нарушитель и два немецких Me.110 были сбиты. Собственные потери швейцарцев составили 1 самолет.

Дело принимало серьезный оборот крошечная страна и её «игрушечные» военно-воздушные силы отчаянно не желали пропускать самолеты Люфтваффе и жестко пресекали любые нарушения своей границы.

8 июня 1940 г. был предпринят открытый рейд на швейцарскую территорию группа бомбардировщиков He.111 (G 1) под эскортом 32 Bf.110C (из II/ZG 76) попыталась нанести удар по аэродромам ВВС Швейцарии. Планам фашистов помешал случай на пути группы оказался патрульный EW C-35. «Этажерка» был немедленно сбит, но перед своей гибелью он успел поднять тревогу. На перехват немедленно вылетели двенадцать Bf.109. В завязавшемся воздушном бою швейцарским летчикам удалось сбить три «Мессершмитта» в обмен на потерю одного своего самолета.

6 июня главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг выразил протест: он утверждал, что немецкие лётчики действовали исключительно в воздушном пространстве Франции и нарушали границу по ошибке. 19 июня последовала дипломатическая нота, в которой Германия заявила, что рассматривает происходящее как акт агрессии, и пригрозила своему соседу санкциями. 20 июня главнокомандующий швейцарской армией Анри Гизан распорядился не вступать в воздушные бои над территорией Швейцарии, а 1 июля 1940 года Федеральный совет страны извинился за возможные нарушения границ швейцарскими лётчиками, не признавая, впрочем, что они действительно имели место. В июле в Швейцарии вступил в силу запрет на проведение воздушных операций.

К счастью для швейцарцев, войны не случилось. Швейцария была полезнее Рейху в качестве партнера, нежели в качестве врага. Несмотря её малые размеры (площадь Швейцарии примерно равна площади Крыма), вооруженное вторжение в горную страну, испещренную тоннелями, укреплениями и высеченными в скалах огневыми точками, при 100% мобилизации её населения (прекрасно обученной и хорошо оснащенной народной милиции) делало захват Швейцарии крайне длительным и затратным мероприятием. На это ушло бы не 2-3 дня, как это планировало немецкое руководство.

40-дневное противостояние Люфтваффе и «Швайцер люфтваффе» стоило немцам 11 самолетов. Потери швейцарцев оказались заметно ниже всего 2 истребителя Bf.109E и один патрульный С-35.

С середины войны основным противником швейцарских ВВС стали самолеты союзников, регулярно вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Подбитые и сбившиеся с курса машины принудительно сажались на аэродромах Швейцарии. За годы войны было зарегистрировано свыше ста подобных инцидентов. Как и положено, авиатехника и пилоты интернировались на территории нейтрального государства до окончания войны. Британских и американских летчиков размещали на горнолыжных курортах, отрезанных от остального мира войной, горами и снегом.

С началом высадки союзников в Нормандии около 940 пилотов союзных стран самовольно покинули место своего заточения и попытались перебраться через границу во Францию. 183 беглеца были задержаны швейцарской полицией и помещены в лагерь для военнопленных в районе Люцерна с гораздо более жестким режимом, чем прежде. Их выпустили лишь в ноябре 1944 г.

Впрочем, далеко не каждый получал шанс поселиться в альпийском шале 13 апреля 1944 г. поврежденный американский самолет был безжалостно сбит в воздушном пространстве Швейцарии, несмотря на то, что демонстративно выпустил шасси (что по международным правилам означало «следую на указанный вами аэродром»). Погибло семеро американцев.

Но настоящий «экшн» связан с налетами стратегических бомбардировщиков на протяжении всей войны швейцарская территория регулярно подвергалась бомбовым ударам. Наиболее известны следующие эпизоды:

1 апреля 1944 г. Формация из 50 «Либерейторов» обрушила свой смертоносный груз на Шаффхаузен (вместо обозначенной цели на территории Германии, на 235 км севернее). Жертвами бомбежки стали 40 швейцарцев;

25 декабря 1944 г. Мощной бомбардировке подвергся Тайнген;

22 февраля 1945 г. Янки разбомбили 13 населенных пунктов на территории Швейцарии;

4 марта 1945 г. Американские стратегические бомбардировщики одновременно бомбили Базель и Цюрих. Примечательно, что настоящей целью был расположенный на 290 км севернее Франкфурт-на-Майне;

Бомбежки происходили и ранее. В течение 1940 года крупнейшие города Швейцарии (Женева, Базель, Цюрих) периодически подвергались бомбовым ударам со стороны Королевских ВВС Великобритании.

Сами незадачливые пилоты также несли потери: в начале марта 1944 г. швейцарским истребителям удалось сбить «Летающую крепость»; второй бомбардировщик такого же типа был принудительно посажен на территории Швейцарии.

Случайными или намеренными были все эти «ошибки» История не дает точного ответа. Известно лишь, что бомбардировки Швейцарии встречали одобрение со стороны американских пилотов: среди швейцарского населения были распространены сильные пронацистские настроения, а многие из пострадавших предприятий были непосредственно связаны с ВПК Третьего рейха. Командующий ВВС США генерал Арнольд придерживался версии, что большая часть эпизодов с бомбардировкой швейцарских городов провокации нацистов, использующих трофейную авиатехнику. Тем не менее, после окончания войны швейцарцам выплатили неплохую компенсацию.

1 июля 1945 в Лондоне состоялся показательный суд над пилотами и штурманами стратегических бомбардировщиков, участвовавших в налетах на Швейцарию. Летчики лишь пожимали плечами и ссылались на сильный попутный ветер и скверную погоду над целью. Все были оправданы.

В годы войны на вооружении ВВС маленькой Швейцариии находилось свыше ста истребителей «Мессершмитт» (включая устаревшие 109D, интернированные машины и 12 приобретенных истребителей модификации 109G-6).

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *