КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА 9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

Прелюдия к битве

В эти дни мы ещё раз хотим рассказать о событиях февраля 1904 года, которые навсегда вошли в героическую историю русского флота. Корабль был заложен на верфи компании «Крамп» в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. В Филадельфию прибыл экипаж в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов во главе с капитаном 1 ранга Бэром и старшим офицером капитаном 2 ранга Крафтом. Начались работы по установке оборудования и подготовке судна к ходовым и артиллерийским испытаниям.

На нашем флоте появился новый, современный, очень красивый корабль. В мае 1901 года он пересёк океан и встал на рейде в Кронштадте. Знакомиться с кораблём прибыл сам царь. Николай II был так очарован им, что даже на радостях простил строителям некоторые огрехи. А их, к сожалению, хватало, и в дальнейшем они ещё сыграют свою отрицательную роль.

В американской прессе корабль, названный «Варягом», расхваливали на все лады, называя чудом техники и вершиной инженерной мысли. Русские специалисты были сдержаннее. Крейсер имел массу технических недочётов, много вопросов вызывали паровые котлы Никлосса, которые оказались капризными в работе, и даже опасными для экипажа.

Выявились ошибки в самом проекте. Самая крупная из них заключалась в том, что крейсер не имел требуемой устойчивости. Очевидцы рассказывали, что «Варяг» «похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер». Чтобы исправить дефект, пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. Но это вело к снижению хода и перерасходу топлива. На этом фоне узость и теснота кают и технических помещений кажутся мелочами, но и они изматывали экипаж.

Тем не менее, 3 мая 1901 года новый крейсер российского флота отдал якорь на Большом кронштадтском рейде. Смотрелся «Варяг» внешне эффектно, поэтому стал главной звездой всевозможных морских парадов и торжеств.

В то время, как крейсер находился в Средиземном море, высшее командование приняло решение в связи с ухудшающейся внешнеполитической обстановкой на Дальнем Востоке новейшему кораблю там самое место. Вскоре после этого крейсер отправился на Дальний Восток и вошёл в состав Тихоокеанской эскадры. В феврале 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур главную базу русского флота в Жёлтом море. Перед этим крейсер зашёл в Нагасаки, где его смогли оценить будущие противники японцы.

Последний бой

До 1904 года «Варяг» чередовал выходы в море с бесконечными ремонтами. Того идеального крейсера, каким он задумывался, из него не получилось. Недоделки при строительстве стали проявляться всё чаще. Ломалась машина крейсера, снизилась скорость. Всё это вынудило командование эскадры отправить корабль в корейский порт Чемульпо. Чтобы не перегружать машины, крейсеру для связи была прикомандирована канонерская лодка «Кореец».

Тем не менее, в России его продолжали считать одним из лучших кораблей флота. Так же считали и японцы, 8 февраля 1904 года блокировавшие его в бухте Чемульпо…

24 января 1904 г. соединённый японский флот вышел в море, чтобы за пять дней до назначенного в Токио начала войны постараться нанести урон русским кораблям. Корабли контр-адмирала Сотокити Уриу уже готовились принять капитуляцию русских кораблей в Чемульпо.

Учитывая это, русское командование 26 января отправило «Корейца» в Порт-Артур с сообщением о вероломном нападении японцев. Задание канонерская лодка не выполнила, так как была обстреляна японскими кораблями. Это было первое боевое столкновение в начинавшейся войне.

Японцы заблокировали залив и начали высадку десанта. 27 января контр-адмирал Уриу предложил иностранным кораблям покинуть Чемульпо, чтобы они не мешали бою с русскими кораблями. Командиры судов, стоявших в Чемульпо, провели совещание на борту английского крейсера «Талбот». Они осудили этот ультиматум и даже выразили протест. Командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев заявил, что будет прорываться и примет бой. Зарубежные капитаны смогли выразить русским морякам лишь сочувствие, а вот командир крейсера «Талбот» коммодор Л. Бейли поступил по хорошо известному принципу «англичанка гадит». Он передал японцам планы русских моряков.

9 февраля «Варяг» и «Кореец» начали свой путь в бессмертие. Моряки иностранных судов выстроились на своих палубах и провожали наших моряков. Французский капитан 2-го ранга В. Сэнес писал: «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть».

Итоги этого трагического сражения хорошо известны. Фраза «Погибаю, но не сдаюсь» на долгие годы стала девизом русского флота. Крейсер «Варяг» ушёл в воды залива с развевающимся на мачте Андреевским флагом. Сегодня различные злопыхатели и фальсификаторы истории в разных вариантах пытаются умалить значение этого подвига. Но мы знаем, что победа осталась за русским крейсером, он ушёл на дно не от действий врага, а был затоплен после боя по решению офицерского состава. Русские моряки не стали военнопленными, они были спасены французами, англичанами и итальянцами в ответ на сигнал капитана «Терплю бедствие» (как потерпевшие кораблекрушения). Помощь русским морякам не оказали только американские моряки.

Один корабль, две судьбы

С гибелью «Варяга» жизнь корабля не закончилась. Японцы подняли затонувший крейсер. Эти работы продолжались полтора года и стоили им больших денег. Через два года после сложного ремонта крейсер под названием «Сойя» стал японским боевым кораблём. Девять лет на нём проходили стажировку японские курсанты. На корме крейсера была установлена табличка с надписью «Варяг» на японском языке, рассказывающая о храбрости русских. Каждый раз новая команда кадетов, получала разъяснения, что они будут проходить обучение на русском корабле, который не сдался, а сражался с целой японской эскадрой. После войны японцы создали в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга», а командир легендарного крейсера В.Ф. Руднев был награждён орденом Восходящего Солнца.

В 1916 году крейсер вновь стал русским. Его выкупило у японцев российское правительство, и он самостоятельно добрался до Мурманска, там крейсер был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана, а после был отправлен на ремонт в Великобританию.

Революция в России изменила приоритеты: большевики отказались оплачивать ремонт, после чего союзники разоружили крейсер и продали его на металлолом. При буксировке корабль наскочил на камни в Ирландском море. Корпус взорвали, чтобы он не мешал судоходству.

Демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным. Поэтому спустя ещё 80 лет российские исследователи и журналисты нашли в этом месте на дне разбросанные на огромной площади останки крейсера.

Принимая неравный и безнадёжный бой, моряки «Варяга» показали врагу, что лёгкой победы в предстоящей войне с Россией ждать не придётся. Врагу было показано, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА 9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА 9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА 9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА 9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА 9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»: ПОДВИГ НА ВЕКА 9 февраля исполнилось 115 лет со дня подвига моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Героизм моряков навсегда вошёл в историю русского флота.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *