Как ходить в музей: практические советы

Как ходить в музей: практические советы Когда идти в музей, какой зал Эрмитажа выбрать, как настроиться на выставку и сколько минут смотреть на экспонаты Искусствовед Софья Багдасарова и ее

Когда идти в музей, какой зал Эрмитажа выбрать, как настроиться на выставку и сколько минут смотреть на экспонаты Искусствовед Софья Багдасарова и ее коллеги, постоянно посещающие музеи и галереи, делятся лайфхаками, рекомендациями и секретами этикета, которые пригодятся всем, кто хочет приобщаться к высокому.

Не забывайте о потребностях своего тела

Трудно воспарять душою к небесам, когда твое тело испытывает дискомфорт, так только йоги умеют. Если вы планируете посетить крупную выставку или постоянную экспозицию (то есть провести в музее больше одного часа), прежде всего позаботьтесь о себе и о собственном самочувствии. Рекомендации те же, что и для туристов, любителей пеших прогулок: обувь должна быть удобной, не натирать, и никаких высоких каблуков!

Если есть возможность, положите бутылочку с водой в сумку (но не пейте в залах с картинами только в коридорах. Но имейте в виду, что в некоторых музеях ее всё же могут отобрать). Во время долгой экскурсии взбодриться поможет заначка из шоколадок или леденцов в кармане. А вот алкоголь табу: он мешает сосредоточиться и лишает самоконтроля, который так нужен посетителям музеев (особенно при общении с современным искусством). Не стесняйтесь делать паузы: подкрепитесь в музейном кафе и снова возвращайтесь к экспонатам.

Мария Санти, лектор, радиоведущая, арт-путешественница, создатель авторских экскурсий по музеям Европы:

«Когда я веду группу по музею, то прошу своих слушателей каждые 2030 минут делать перерыв присесть на банкетки, которые всегда стоят в залах. Надо отдыхать до того, как человек почувствует себя утомленным. Усталость мешает понимать искусство, не допускайте ее. Один из способов снять напряжение массаж ушей и затылочной части головы.

Опыт показал, что не стоит тратить больше четырех часов, какой бы ни была экспозиция. (Впрочем, в компании знатоков можно пропасть хоть на сутки.) Запланировать лучше один музей в день. Если же это небольшие галереи и вы хотите посетить два, то разделите их обеденным перерывом в уютном ресторанчике».

Будьте предусмотрительны

При планировании визита в музей изучите календарь. Например, не стоит соваться в Третьяковскую галерею в дни зимних школьных каникул: вас просто затопчут маленькие мамонты. Если вы в исламской стране проверьте, когда Рамадан и как к с ним связана ваша заветная цель. Помните, что крупные музеи продают онлайн-билеты на фиксированные сеансы (и на выставки, и на постоянные экспозиции). Постарайтесь не вляпаться в какую-нибудь хитовую историю (вроде пресловутой «очереди на Серова»), а если вы именно к этому и стремитесь, то хотя бы будьте морально готовы к толкотне.

Во многих странах музеи предпочитают устраивать выходные по понедельникам, и, если вы собираетесь в галерею на другой конец города, лучше проверить на сайте график работы, чем грустно куковать под запертой дверью.

Возможно, в этот день здесь вообще закрыты все музеи, и вам попросту некуда податься в вашей культурной программе тогда ищите действующий храм подревнее, там тоже обычно красиво.

Расписание на сайте музея еще не гарантия, что вас пустят, вдруг именно сегодня там решили устроить пафосную презентацию с фотосессией каких-нибудь лахудр Лучше позвоните и уточните (да, интроверты, сочувствуем вам). Более того, на сайте вообще может отсутствовать объявление, что здание уже год как закрыто на реконструкцию (особенно если речь идет о небольшой организации). Пользуйтесь Google Maps и изучайте свежие комментарии от обжегшихся бедолаг. Интерактивные карты также отлично помогают группировать пункты, которые вы желаете посетить, по географическому принципу и строить удобный маршрут. Полезную информацию можно найти на «Викигиде», «Викимапии» и других площадках, где аккумулируется пользовательский опыт.

Если вы впервые оказались в городе, в котором музеи буквально на каждом шагу, и от такого выбора разбегаются глаза начните с хитов, с самых известных. То же правило действует, если вы попали в мини-город вроде Лувра или Эрмитажа. Осмотреть всё вы точно не успеете, так что выберите одну тему, которая вас особенно интересует, например зал Рубенса или скифское золото, посмакуйте ее как следует, а потом уже расширяйте круги по зданию в зависимости от количества оставшейся у вас энергии.

Вадим Разумов, создатель туристического проекта «Усадебный экспресс»:

«При планировании групповых экскурсий я тесно сотрудничаю с работниками музеев, куда мы собираемся приехать. Только личный контакт в нашем деле может дать по-настоящему хороший результат ищите фирмы, которые любят свое дело. В этом смысле маленькие авторские проекты действительно намного заботливее гигантских туристических концернов. Я всегда сперва интересуюсь, какие готовые экскурсии есть в музее, и если мне хочется чего-то большего, то мы начинаем создавать проекты для Усадебного экспресса. Очень часто бывает так, что у замечательных работников наших музеев море по-настоящему крутых идей, которые не реализуются лишь потому, что не вписываются в универсальный формат. Мы же стараемся дать волю фантазии. Поэтому мой совет прост: чтобы действительно получить удовольствие от поездки, планируйте ее заранее. Тщательно выбирайте тех, кому вы доверите организацию своего времени, ищите редкие и необычные варианты».

Настройтесь психологически

Визит в музей, соприкосновение с искусством, со старой культурой это душевный труд. Настройтесь на сосредоточенную умственную работу, а не на посещение забавного аттракциона.

Психологическая усталость от большого количества шедевров совершенно нормальное состояние. Существует даже так называемый синдром Стендаля, когда человек испытывает головокружение и другие неприятные симптомы от «передозировки» искусством.

Не упрекайте своего ребенка, если ему становится скучно в музее: порог утомляемости, физической и тем более умственной, у детей намного ниже. Искусство и эстетика выдумывались взрослыми и для взрослых. Если вы хотите подсаживать свое чадо на культуру, делайте это маленькими дозами. И наоборот, не стоит убеждать себя, что дети «всё равно ничего не поймут» и лучше вообще отказаться от походов с ними в галереи. Это приведет к тому, что они будут робеть, как советский человек в церкви, и не знать, куда девать руки, когда уже повзрослевшими впервые попадут в храм искусств.

Мария Санти: «Многие посетители просто стесняются совершать некоторые действия. Например, для лучшей сохранности иногда витрины с произведениями графики сверху прикрыты тканью. Но можно подойти, поднять ее, осмотреть экспонаты и, разумеется, вернуть всё на место, это совершенно нормально.

Другая черта, которая отличает продвинутых пользователей музеев, они смотрят на картины подолгу. Настоящий знаток может стоять перед шедевром 15 минут; такие люди нередко приезжают на выставку, чтобы насладиться всего двумя-тремя картинами.

На мой взгляд, этот способ осмотра лучше, чем марафонский бег по всем залам и этажам».

Интеллектуальная подготовка сделает ваши ощущения богаче

Не надо идти на выставку художника, если вам о нем не известно ничего, кроме фамилии. Вы просто не поймете львиной доли того, что расскажут кураторы. Путеводители и энциклопедии обычно скучны попробуйте поискать художественный или хотя бы документальный фильм о персоне. Тогда этот мастер превратится в вашего знакомого. Если есть время, прочитайте книгу о нем подойдет даже полный вымысла роман, вы же собираетесь не диссертацию писать, а лишь окунуться в эпоху.

Если музей располагается в старинном здании, загляните в «Википедию» узнайте, кому раньше принадлежал дворец, в который вы планируете наведаться. Вдруг именно по этим залам дефилировала в бальном платье ваша любимая Мария-Антуанетта или Роксолана. Делать селфи в старинном дворцовом зеркале намного интереснее!

Берите путеводители, аудиоэкскурсии, ищите музейные приложения (сейчас этими программами обзаводятся все подряд). Смотрите тщательно: западные музеи нередко предлагают своим посетителям хорошие аудиогиды на русском. Большая их коллекция есть и на онлайн-площадке izi.TRAVEL, где очень подробно освещены отдельные региональные музеи, дворцы и усадьбы проверьте там наличие интересующих вас объектов.

Марьяна Скуратовская, лектор, историк костюма, экскурсовод в Музее русского импрессионизма:

«Если вы наняли гида, убедитесь, что он знает правила того места, которое вы планируете посетить, иначе могут случиться неприятные сюрпризы. А экскурсоводы, постоянно работающие в этом музее, гарантированно не доставят вам проблем. И еще они наверняка намного лучше знают свои экспозиции и выставки ведь, в отличие от общегородского гида, им приходится помнить гораздо меньший объем информации.

Совет всегда нанимайте экскурсовода я не дам: во-первых, это недешевое удовольствие, во-вторых, всегда есть риск нарваться на халтуру. Выбрать хорошего гида можно только с помощью сарафанного радио. Увы, других способов нет. Спросите друзей, кто их водил и понравилось ли им. Поищите отзывы в интернете но помните, что иногда гиды пишут сами о себе. Так что рекомендация живых людей, пусть и виртуальных знакомых из фейсбука, всегда лучше».

Часто этикетки к экспонатам почти не дают полезной информации. Гуляя по залам и натыкаясь на интересное, не стесняйтесь останавливаться, заходить в интернет, искать сведения о понравившемся вам произведении или художнике.

Во многих музеях есть бесплатный вайфай; если необходим пароль, попробуйте найти инструкцию в районе касс или спросить сотрудника. (Правда, есть опасность залипнуть в соцсетях и вообще забыть про музей.)

Впрочем, интернет вам никто не гарантирует, поэтому заранее загружайте в телефон или планшет путеводители и интересные статьи. В «Википедии», например, есть функция «Скачать как PDF», благодаря которой материалы достаточно удобно просматривать офлайн. В общем, к простому посещению музея надо готовиться точно так же, как к ограблению (судя по голливудским фильмам), очень тщательно!

Вадим Разумов: «Мой принцип организации экскурсий по музеям воздействие на туриста с помощью различных эмоций и каналов восприятия. Человеку очень приятно увидеть что-то впечатляющее, потрогать историю своими руками это важно: всё запоминается намного лучше. Мы стараемся сделать так, чтобы посетитель мог задать вопросы сотрудникам музея, купить милый сувенир, попробовать что-то вкусное, ощутить атмосферу места и, конечно же, не стоять в одной точке. Для этого мы часто используем радиогиды, которые позволяют туристам свободно перемещаться в пространстве, не теряя возможности хорошо слышать экскурсовода».

Помните о музейном этикете (и экономьте деньги)

Не надо быть эгоистом, вокруг тоже люди. И в этом лайфхаке нет ничего «добродетельного»: если вы ведете себя социально приемлемо, то другие посетители не будут делать вам замечания, а сотрудники не захотят наорать или вывести вас из зала. Например, многие трепетно относятся к своим рюкзакам и не желают их сдавать в гардероб. Однако, рассекая по музею с такой ношей за спиной, задевая при повороте других людей, вы мешаете окружающим точно так же, как и в метро. Вдобавок сумкой можно ненароком зацепить экспонаты. Оставьте рюкзак дома или в гостинице, в гардеробе в крайнем случае перевесьте его на живот. Пользуйтесь дезодорантом от пота, избегайте резких и сильных духов. Не красьте в залах ногти лаком (реальная жалоба от сотрудника ГМИИ)!

Марьяна Скуратовская: «Во многих путеводителях есть хитроумный совет: Встретив в музее экскурсию, попробуйте к ней незаметно пристроиться. Сможете на халяву узнать много интересного! Во-первых, не обманывайте себя незаметно не получится: поверьте, и люди, заплатившие несколько тысяч рублей, и сам экскурсовод, которому теперь придется сильнее напрягать голос, разумеется, заметят кукушонка. Если вы решили им стать, будьте хотя бы тактичны не лезьте вперед поближе к чужому гиду, не перебивайте, не говорите громко».

Не фотографируйте всё подряд (если только это не нужно вам для работы или учебы). Поверьте, потом вы никогда в жизни не откроете папку с отснятым материалом, а сейчас потеряете время, не рассмотрев экспонаты как следует.

Не используйте вспышку: у музейных работников на нее резкая аллергия, чреватая приступами агрессии.

Селфи, конечно, делайте (разве есть силы, способные от этого удержать!), только, пожалуйста, не у каждого экспоната в зале и не пятьтесь в поисках идеального ракурса так пострадало уже много музейных предметов.

Еще опыт показывает, что дорогой толстый каталог рядовому посетителю, если он не работник отрасли, вряд ли пригодится. В итоге такой том, как трофей, просто пылится на полке. Лучше на память о визите в музей купите магнит, открытку. Если хочется чего-нибудь поматериальнее поищите реплики экспонатов, например украшений.

Перед тем как отправиться домой, посидите в музейном кафе дайте отдых усталым ножкам, а голове возможность хоть немного уложить в памяти полученные впечатления.

Как ходить в музей: практические советы Когда идти в музей, какой зал Эрмитажа выбрать, как настроиться на выставку и сколько минут смотреть на экспонаты Искусствовед Софья Багдасарова и ее

Как ходить в музей: практические советы Когда идти в музей, какой зал Эрмитажа выбрать, как настроиться на выставку и сколько минут смотреть на экспонаты Искусствовед Софья Багдасарова и ее

Как ходить в музей: практические советы Когда идти в музей, какой зал Эрмитажа выбрать, как настроиться на выставку и сколько минут смотреть на экспонаты Искусствовед Софья Багдасарова и ее

Как ходить в музей: практические советы Когда идти в музей, какой зал Эрмитажа выбрать, как настроиться на выставку и сколько минут смотреть на экспонаты Искусствовед Софья Багдасарова и ее

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *