
Открытие и колонизация континента сопровождались не только истреблением его коренных жителей, но и подлинной войной белого человека с природой. Специфика отношения к природе, к ресурсам страны и их использованию явилась одной из главных причин конфронтации индейцев и колонизаторов.
Индейцы обожествляли природу, считали себя частью своей земли. В силу особенностей исторического развития они не понимали принципа частного владения землей и придерживались идеальной для человека установки землей могут пользоваться все и брать ее плоды в необходимых размерах. Но хрупкий баланс человека и природы, который индейцы интуитивно соблюдали, был грубо нарушен европейцами. Ресурсы страны казались колонизаторам безграничными, и товарный капитализм повел тотальное наступление на природу. Программа завоевателей сводилась к тому, чтобы отнимать и уничтожать, непрерывно богатея. Этот принцип отражал соответствующие идейные убеждения. Колонизаторы твердо верили в свою «цивилизаторскую» миссию и считали себя вправе использовать природные ресурсы так, как им захочется. «Бог не указал бы англичанам пути к Новому Свету, если бы он не намеревался дать его им во владение»1. В многочисленных трактатах по поводу «погрязших в грехе» и нуждавшихся «в спасении» туземцев белые рисовали перспективы спасения их душ. Так, в трактате сэра Джона Пекхема (1583 г.) в связи с колонизацией Ньюфаундленда предлагалась весьма «благочестивая» картина подобного «спасения». Поскольку индейцы якобы не умеют обращаться с землей, англичане сумеют научить их это делать. Если же не получится, то будет вполне допустимо как по закону, так и с точки зрения морали применение оружия2. Так белые колонисты оправдывали уничтожение людей и природы.
Долгие годы в Америке шла настоящая экологическая война. Индейцев лишали естественной среды обитания: изгоняли из селений, заставляли переселяться на новые места, засоряли реки, вследствие чего гибли рыба и водоплавающая птица, людей лишали источников питания. Многие умирали от голода, лишений и болезней. На Северо-Западе США к 1835 г. были почти полностью уничтожены морские бобры и котики, которые давали самые ценные меха. В те же годы американские торговые компании на востоке страны стали скупать бизоньи шкуры. Хищническое истребление бизонов приобрело огромные масштабы. Охотники, вооруженные восьмизарядными ружьями, располагались у водоемов и рек, куда бизоны приходили на водопой. Животных отстреливали с максимальной эффективностью в течение 24 часов. В результате целые поля бизоньих туш оставались гнить на солнце. Когда в районах обитания комаычей, кайова, арапахо и чейенов эти животные почти исчезли, индейцы были вынуждены питаться мясом собственных лошадей 3. Знаменитый своими кровавыми «подвигами» по отношению к индейцам генерал Шеридан считал, что власти должны быть благодарны белым охотникам на бизонов и награждать каждого бронзовой медалью с изображением мертвого бизона с одной стороны и обескураженных индейцев с другой4.
Уничтожение бизонов поставило индейцев перед катастрофой, так как для равнинных жителей охота на этих животных составляла основу их существования. «История американской нации в XIX в.,отмечал биолог Фэрфилд Осборн,в той ее части, которая касается использования лесов, пастбищ, фауны, флоры и воды, является самой жестокой и разрушительной» 5.
Экологическая война продолжается и сегодня. Крупные монополии обостряют дефицит земельных ресурсов, ведут экономическое наступление на земли коренных американцев. В результате длившегося несколько веков расхищения земель, принадлежавших индейцам (только за время после принятия в 1887 г. печально известного закона Дауэса и до начала 1980-х годов размеры индейского землепользования сократились почти в 3 раза с 155 млн акров до 50,4 млн 6), они лишились лучших сельскохозяйственных угодий.
Однако потребности развития экономики США в период после второй мировой войны, особенно повышенный спрос на энергоносители и руды цветных и редких металлов, используемые в передовых технологических процессах, обусловили своеобразный всплеск интереса монополий и государства к ресурсам, сосредоточенным в индейских резервациях. Даже принимая во внимание неравномерность распределения месторождений минерального сырья от резервации к резервации, а также тот факт, что далеко не все месторождения, расположенные в резервациях, являются собственностью индейцев (в резервации племени кроу, где сосредоточено 11 млрд т угля, лишь 22% территории принадлежит аборигенам), следует признать эти ресурсы весьма значительными: запасы нефти в текущее десятилетие составляют 4,2 млрд баррелей, газа 17,5 трлн куб. футов, угля 200 млрд т, или 15% всех разведанных в США запасов, урана 11% мировых ресурсов7. Увеличивается значение и гидроресурсов, особенно в засушливых районах интенсивно развивающегося Юго-Запада США.
Правомерно поставить вопрос: в связи с повышением «статуса» ресурсной базы индейских резерваций и начавшейся ее экономической эксплуатацией улучшилось ли социально-экономическое положение самих индейцев Пожалуй, наилучший ответ дала Комиссия США по гражданским правам: «Хотя индейцы обладают значительными ресурсами… наличие этого потенциала не привело к приобретению ими экономической мощи или политического влияния. Проблема выживания племен была актуальной во времена образования США и продолжала оставаться такой на протяжении всей их истории» 8.
В качестве альтернативы застою хозяйственной жизни индейских общин, необходимость преодоления которого очевидна, государственные органы США навязывают им свою концепцию экономического развития. Ее исходная посылка и в то же время конечная цель стимулирование капиталистического освоения ресурсов, находящихся в районах проживания коренного населения. Основная доля ответственности за ее осуществление падает наряду с министерством внутренних дел на министерство торговли США, в рамках которого действует Администрация экономического развития. С середины 60-х годов администрация выделила более 500 млн долл. на различные программы создания рабочих мест и источников дохода на территории индейских резерваций9.
Можно назвать несколько «операционных» уровней, на которых государственно-монополистический капитал США пытается реализовать свою концепцию экономического развития для индейцев.
Во-первых, финансирование в основном в форме обычных коммерческих займов «чисто индейских» предприятий. В частности, из упомянутой суммы 500 млн на эти цели было израсходовано 78,3 млн для развития туристского бизнеса (коммерческие парки, кемпинги, отели, музеи) и еще 29 млн. для строительства промышленных объектов.
Политика развития «индейского» бизнеса, которую можно рассматривать как очередную модификацию концепции «черного» бизнеса или «бизнеса меньшинств», имела своей сверхзадачей создание и расширение в резервациях конформистской прослойки мелких (реже средних) собственников. Однако и эту цель в полной мере достичь не удается, так как, выйдя на капиталистический рынок, слабые в финансовом отношении, не имеющие достаточного делового опыта предприятия индейцев в подавляющем большинстве не выдерживают жестокой копкуренции и разоряются, принося племенам вместо доходов и новых рабочих мест растущую задолженность. Так, к настоящему времени уже обанкротились 30 из 54 промышленных комплексов, созданных в резервациях, на грани банкротства находятся 8 из 10 наиболее дорогостоящих проектов в сфере туризма. В таком же положении большая часть корпораций, фактически коммерческих фирм, созданных в соответствии с «Актом об удовлетворении территориальных претензий коренного населения Аляски» (1971г.) : ряд из них имеет суммарный дефицит в размере 100 млн долл. Хотя так называемый аляскинский эксперимент и выходит за рамки темы данной статьи (там, как известно, отсутствуют резервации и индейцы составляют пусть и преобладающий, но не единственный компонент коренного населения), обойти его вниманием не представляется возможным как в силу его крупномасштабности и возлагавшихся на него надежд на радикальное улучшение положения коренных жителей Аляски, так и в силу весьма показательных результатов. По прошествии более чем 16 лет после его принятия, по образному выражению корреспондента журнала «Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт», «грандиозные планы немедленного обогащения на обширных земельных владениях и природных ресурсах обернулись рассыпавшейся в прах мечтой… коренных жителей Аляски» 10.
Средства, выделяемые буржуазным государством на экономическое развитие индейских общин, всегда несоизмеримые с масштабами их проблем, первыми попадают под сокращение на социальные расходы. В таких условиях становится совершенно очевидной маргинальность «индейских» программ в стратегии капиталистического освоения находящихся в их распоряжении ресурсов. Это освоение мыслится правящими кругами США прежде всего как поощрение неиндейских элементов к эксплуатации материального и людского потенциала резерваций. Именно им достается львиная доля займов, направляемых по каналам Агентства экономического развития и других ведомств. Ставка на привлечение частного капитала извне определила содержание и так называемой новой инициативы в сфере экономического развития резерваций, с которой выступила в начале 80-х годов республиканская администрация Р. Рейгана11.
Поощряя неиндейский, как правило, «белый», бизнес, государственные агентства дискриминируют самих индейцев. Так, к осуществлению в конце 70-х годов под эгидой ряда федеральных министерств крупного строительного проекта па территории племени блэкфут практически не были привлечены ни рабочие-индейцы, ни одна индейская строительная фирма. Министерство городского развития США вообще отказало в ассигнованиях предпринимателям-индейцам племени блэкфут и еще 7 племенам штата Монтана12. Для того чтобы поставить коренное население в невыгодное положение, используется весь арсенал средств скрытой, неформальной дискриминации, многие проекты становятся жертвами бюрократической волокиты. В результате белые бизнесмены контролируют ключевые сектора экономики резерваций. Крупнейшей в США резервации племени навахо Уиндоу-Рок, например, принадлежит лишь 40 (27%) из 150 коммерческих предприятий, что позволяет «пришлым» беззастенчиво обирать индейцев, искусственно завышая цены.
И все-таки движущая сила политики правительства США в отношении коренного населения интересы крупных корпораций. Именно для них создают режим наибольшего благоприятствования государственные органы США. Не случайно значительная часть ассигнований Администрации экономического развития направляется на развитие водных ресурсов, транспортной сети, средств связи в той мере, в какой это необходимо для деятельности монополий горнодобывающей и электроэнергетической отраслей. Таким образом формируется инфраструктура капиталистической сверхэксплуатации резерваций и их жителей. Обычно корпорациям предоставляются разнообразные льготы в виде дополнительного выделения земельных участков, проведение строительных работ за счет самих индейцев. Существенный факт, привлекающий в резервации большой бизнес, наличие сверхдешевой рабочей силы, не объединенной, за редкими исключениями, в профсоюзы и используемой для выполнения преимущественно неквалифицированного и малоквалифицированного труда в наиболее вредных и опасных производствах.
В течение 70-х годов на территории индейских общин было начато осуществление ряда крупных индустриальных проектов туда устремились мощные транснациональные компании «Экссон», АМАКС, «Шелл», «Галф ойл», «Пибоди Коул». Официальный Вашингтон, средства массовой информации поспешили преподнести их участие в освоении ресурсов коренного населения в качестве своеобразной «гарантии» быстрого разрешения стоящих перед ними социальных и экономических проблем. Выступая в начале 1983 г. с заявлением по поводу «индейской» политики своей администрации, президент США Р. Рейган вновь подчеркнул, что как индейцы, так и вся нация вправе рассчитывать на выгоды от разумного (!) использования больших запасов угля, нефти, газа, урана и других полезных ископаемых на их землях 13. Формально против этого вряд ли можно было что-либо возразить, однако представляется существенным установить, о каких «выгодах» и о каком «разумном использовании» для коренного населения идет речь.
Хозяева монополий утверждают, что индейцы получают справедливую компенсацию за земли, отторгаемые у них корпорациями на индустриальные нужды. Чем оборачивается в действительности «справедливая» компенсация, показывает пример Блэк-Месы, района, расположенного на территории племен навахо и хопи в штате Аризона. Здесь компанией «Пибоди Коул», электроэнергетическими фирмами создан грандиозный комплекс, включающий открытые разработки угля и сеть электростанций для снабжения энергией всего Юго-Запада США. С этой целью у индейцев при помощи нечистоплотных приемов было отторгнуто 65 акров земли (аренда 30 лет), а сумма ежегодной компенсации установлена во много раз ниже реальной стоимости участка 1 долл. за акр.
На таком же минимальном уровне определяются и отчисления от эксплуатации минеральных ресурсов. В большинстве соглашений между монополиями и индейцами действует принцип оплаты за единицу продукции (тонну, баррель и т. п.), а не фиксированный процент от суммы продаж. В результате владельцы корпораций кладут себе в карман разницу между арендной платой и рыночной ценой полезных ископаемых, индейцам же достается ничтожная часть от рыночной стоимости их ресурсовв среднем 8,5% (выплаты за тонну угля, например, колеблются от 15 до 37 центов за 1 т при цене 20 долл.). За аренду нефтяных месторождений, оцениваемых в 85 млн долл., племя апачи получило 685 тыс. долларов, т. е. менее сотой части14.
Прямая ответственность за подобное положение ложится на министерство внутренних дел США, под надзором и руководством которого заключаются несправедливые арендные соглашения.
Попытки индейцев добиться их пересмотра, ввести скользящую шкалу отчислений (многие соглашения были подписаны еще в 50-х годах) заканчиваются в основном безрезультатно. Начиная со второй половины 70-х годов в США все активнее заявляют о себе силы, выступающие за аннулирование всех договоров с индейцами, ограничение их прав на пользование водными ресурсами и земельными наделами вплоть до запрещения индейцам рыбной ловли и охоты на территории и вне резерваций. Особо опасную для коренного населения ситуацию представляет позиция Верховного суда США, высказавшегося за возможность в одностороннем порядке аннулировать права племен па земельные и природные ресурсы без всякой компенсации.
Те немногочисленные юридические акты, которые определяли хотя и формально благоприятный для индейцев режим использования ресурсов, находящихся на территории их проживания, ныне стараются предать забвению. Следует подчеркнуть, что появление соответствующих законов и судебных решений не являлось «благотворительным актом» со стороны «белой» Америки. Как свидетельствует вся история взаимоотношений индейцев с федеральными, штатными и местными властями, эти законы принимали обычно тогда, когда тот или иной вид ресурсов резерваций еще не представлял практической ценности для делового мира Соединенных Штатов (к тому же зачастую предоставление индейцам прав на использование ресурсов было призвано компенсировать ущемление интересов коренных жителей в других сферах). Вслед за изменением ситуации, связанным с повышением значения определенного вида полезных ископаемых, принятые ранее постановления отменялись либо юридически, либо фактически явочным порядком.









