Черная судьба «Акулы». Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии

Черная судьба Акулы. Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии Победитель Апачей Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый

Победитель «Апачей»
Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый боевой вертолет, который должен был прийти на смену Ми-24. Победителем могла стать машина, не только превосходящая своего внутреннего конкурента, но и американский «Апач». Наша армия должна была получить действительно лучший в мире атакующий вертолет.
В конкурсе участвовали Ми-28 и Ка-50. Практически по всем позициям выиграл Ка-50, получивший первым среди летательных аппаратов имя собственное — «Черная акула». Одноместный боевой вертолет, оснащенный самой современной авионикой и комплексом высокоточного оружия, реально превосходил по основным характеристикам все мировые аналоги. Однако его настоящий триумф не состоялся потому, что подведение итогов совпало с развалом СССР.
«Черную акулу» все-таки взяли на вооружение Российской армии в 1995 году. Однако это решение оказалось только на бумаге — денег на массовую закупку грозных машин в военном бюджете не оказалось. А ведь уже началась первая антитеррористическая операция на Северном Кавказе, и новый вертолет там был просто необходим. Между тем в конце 90-х появился и вертолет К-52. Эту двухместную машину, способную вести воздушную разведку, самостоятельный бой и одновременно управлять авиагруппой, назвали «Аллигатором».
— По долгу службы я хорошо знаком с вертолетной техникой, в том числе с возможностями Ка-50, Ка-52 и Ми-28, — говорит полковник ГРУ Александр Мусиенко, воевавший в Афганистане и Чечне. — Так сложилось, что со времен афганской войны наша армия все время воюет в горах. И лучшего вертолета для поддержки войск, в том числе спецназа, действующих в высокогорье, чем Ка-50 и Ка-52, не существует. Благодаря соосной схеме они очень маневренны, имеют прекрасную скороподъемность, могут зависнуть на любой высоте и оснащены самыми современными комплексами авионики и высокоточного оружия. Имей мы в Чечне поддержку «Черных акул», потери наших войск сократились бы в разы, а борьба с незаконными вооруженными формированиями, скрывающимися в горных лесах, оказалась бы гораздо более эффективной…
Сейчас ситуация как бы повторилась. Ведь если бы в Южной Осетии работала группа из четырех атакующих Ка-50 и одного командно-разведывательного Ка-52 да еще в тесном контакте с разведгруппами спецназначения, ситуация на земле сложилась бы совершенно иная.
БУГи-вуги ВВС
Действительно, ни «Черных акул», ни «Аллигаторов» в Южной Осетии не наблюдалось. Это тем более непонятно, если учесть, что Ка-50 прошли испытание войной, показав себя с самой лучшей стороны. В 2001 году в условиях повышенной секретности была сформирована экспериментальная боевая ударная группа вертолетов (БУГ). Она состояла из двух Ка-50, воздушного пункта наблюдения и целеуказания Ка-29ВПНЦ и вертолетов прикрытия Ми-24. Летчикам армейской авиации впервые удалось не только испытать новую машину в боевых условиях, но и реализовать принципиально новую тактику применения атакующих вертолетов.
Как работала боевая ударная группа Воздушный командный пункт Ка-29ВПНЦ летал на большой высоте и принимал данные наземной, воздушной и космической разведок. При этом с «акулами», барражировавшими в зоне ожидания, поддерживалась закрытая телекодовая связь. На экранах бортовых дисплеев Ка-50 высвечивалась вся информация об их местонахождении, рельефе местности и координатах цели, которую требовалось уничтожить. Ка-50 были оборудованы отечественной навигационной системой «Абрис», позволяющей летать по цифровой карте местности в любое время суток. На цель вертолеты выводились с точностью в несколько метров. Наносили молниеносный удар и тут же уходили из возможной зоны поражения средствами ПВО. На деле было показано, как должны воевать вертолеты в новом веке.
— Тактико-технические и летные характеристики «Черной акулы» выше всяких похвал. Машина настолько идеально сбалансирована и имеет такую систему управления огнем, что даже неуправляемое оружие становится высокоточным, — считает Герой России полковник ВВС Александр Рудых, бывший начальник отдела боевой подготовки армейской авиации, участник испытаний Ка-50 в боевых условиях. — К примеру, неуправляемый реактивный снаряд (НУРС) должен пускаться на дальность не больше 2,5 километра — иначе залп уйдет в «молоко». Мы стреляли с Ка-50 НУРСами на 3,8 километра и попадали в точку. И из пушки били почти на четыре километра в «десятку». В Чечне мы применяли управляемые ракеты «Вихрь». С дальности в 2,2 километра лично я попал этой ракетой в оконный проем замаскированного опорного пункта боевиков. Скороподъемность в горах у Ка-50 оказалась просто фантастической — 30 метров в секунду. Насколько я знаю, ни один вертолет в мире такой вертикальной скоростью не обладает. А работа в составе боевой экспериментальной группы ударных вертолетов — это вообще отдельный разговор…
БУГ так и остался одним из секретов второй чеченской кампании. Впрочем, вскоре после испытаний Ка-50 в боевых условиях расформировали не только экспериментальную ударную группу, но и командование армейской авиацией (куда входили вертолетчики), подчинив ее Главному штабу ВВС и ПВО. Генералы Военно-воздушных сил в новую тактику применения вертолетов вникать не стали, Ка-50 в воюющую армию не пустили, зато неожиданно воспылали любовью к, казалось бы, давно забытому проекту Ми-28.
Молчаливый запрет
Чтобы хоть как-то оправдать факт отсутствия лучшего в мире боевого вертолета в войсках, у Ка-50 нашли «существенные» недостатки. С точки зрения, как правило, анонимных экспертов от авиации, их несколько.
Во-первых, как утверждается, вертолетчики привыкли к Ми-24 и пересаживаться на боевые «Ка» не хотят.
Это не так, поскольку те пилоты, что имели возможность летать на «крокодилах» и «акулах», однозначно высказываются в пользу Ка-50.
Во-вторых, одному пилоту Ка-50 управлять машиной в бою гораздо сложнее, чем экипажу из двух человек на Ми-28.
Если к современной войне подходить с теми же критериями, что и полвека назад, то это так. Но ведь будущее за беспилотными летательными аппаратами, а уже сегодня воюет не отдельно взятый образец, а система. Одноместная с высочайшей степенью автоматизации управления «акула» — первый шаг к беспилотному боевому вертолету. А как надо воевать системно — наглядно показал опыт БУГ еще в 2001 году.
В-третьих, оппоненты «акул» утверждают, что соосная схема чревата соударением винтов.
Такая опасность есть, но наступает она при таких перегрузках, при которых вертолет с несущим винтом обрубает себе хвостовую балку. Просто не стоит выходить за критический режим полета, когда у «Ка» и «Ми» катастрофа неминуема.
Невидимый «охотник»
В фаворе у заказчиков от ВВС сейчас Ми-28. Старому-новому вертолету добавили букву «Н», что значит «ночной». Для убедительности нарекли «Ночным охотником». Без обязательного конкурса, в нарушение существующего законодательства, в приказном порядке в 2005 году приняли на вооружение. Были выделены средства для организации серийного производства и массовых закупок этих вертолетов. А ведь единственный экземпляр Ми-28Н на то время даже не прошел необходимых госиспытаний. И не было никаких гарантий того, что принятые на вооружение машины вообще смогут летать и воевать, особенно ночью.
Возможно, в процессе испытаний у «Ночного охотника» действительно вылезли такие конструктивные изъяны, что на их устранение потребуются годы и дополнительные миллиардные вливания из военного бюджета. Иначе просто невозможно объяснить, почему принятый несколько лет назад на вооружение Ми-28Н в Вооруженных силах так и не появился. Где этот ужас, летящий на крыльях ночи, и почему его не было в небе Южной Осетии, когда грузинская артиллерия громила мирный Цхинвал
А как у них
В самом начале этого века в мировом вертолетостроении случилась сенсация. Фирма «Сикорский» объявила, что приступает к проектированию вертолетов, имеющих соосную схему — ту самую, которая всегда была козырем фирмы «Камов», правда, с толкающим винтом. Американцы, проведя большой объем исследовательских работ, пришли к выводу, что вертолет с одним несущим винтом не может летать быстрее, чем 350 км/час. А вот соосная схема с жесткими винтами и толкающим двигателем позволяет развивать скорость до 500 км/час.
Впрочем, фирма «Камов» на авиасалоне МАКС-2007 показала свой ответ американцам — вертолет Ка-92, который способен совершить настоящую революцию в транспортной авиации. Мы можем и должны быть первыми. Если опять свои не помешают.

Черная судьба Акулы. Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии Победитель Апачей Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый

Черная судьба Акулы. Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии Победитель Апачей Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый

Черная судьба Акулы. Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии Победитель Апачей Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый

Черная судьба Акулы. Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии Победитель Апачей Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый

Черная судьба Акулы. Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии Победитель Апачей Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый

Черная судьба Акулы. Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до Российской армии Победитель Апачей Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *