Влюбиться с первого свайпа: должны ли мы искать свою любовь и можно ли найти ее онлайн

Влюбиться с первого свайпа: должны ли мы искать свою любовь и можно ли найти ее онлайн Стереотип о существовании второй половинки жив в наш век диджитализации и приложений для быстрых свиданий.

Стереотип о существовании второй половинки жив в наш век диджитализации и приложений для быстрых свиданий. Остается ли в онлайн-пространстве место для настоящей любви и все ли могут ее там найти
Какая нелегкая приводит нас в приложения для знакомств
Булат учится на программиста в Иннополисе. Параллельно занимается исследовательской деятельностью, увлекается нейролингвистикой. Времени выезжать в Казань, до которой час пути, у него остается немного. В кампусе пойти тоже особо некуда, да и незачем: среди студентов большинство парни. После расставания с девушкой Булат задался вопросом, как ему расширить свой круг общения, и зарегистрировался в тиндере.
«Изначально я сделал это шутки ради хотел проверить свою гипотезу: напишет ли мне кто-то первый Я создал скрипт, который лайкал по сто аккаунтов в день и присылал мне уведомления, если меня лайкали в ответ и писали в чат. Гипотеза подтвердилась: со мной начинали общаться девушки, но дальше диалогов в интернете дело не заходило», говорит Булат.
Каждый третий человек в мире пользуется приложениями для знакомств. 48 % из них признаются, что делают это просто «по фану», 19 % что ищут партнера. Тем не менее благодаря одному лишь тиндеру каждую неделю на свидание приходит около миллиона жаждущих любви, но Булат в их число еще не попадал. Очевидно, в этом он не одинок.
Трудности с поиском подходящего круга общения и беспокойство из-за недостатка близких для миллениалов превратились в серьезные проблемы.
Психологи подтверждают: молодые люди 20+ поколение индивидуалистов, стремящихся к личной свободе и одновременно страдающих от одиночества. Ему особенно подвержены представители сексуальных меньшинств. В России, например, многие из них сталкиваются со стигматизацией и даже травлей. Онлайн-пространство становится наиболее безопасной и комфортной территорией: исследование показало, что представители ЛГБТ значительно чаще флиртуют и находят пару в интернете, чем гетеросексуалы.
Индивидуализм проявляется и в том, какой смысл мы теперь вкладываем в определение «взрослый». Раньше человек становился таковым в момент изменения своего социального статуса и появления штампа в паспорте. Сегодня это слово всё чаще выступает синонимом к «самодостаточный», что подразумевает охрану личного времени и пространства.
Примерять меньше социальных ролей, но оставлять больше времени на себя с такой установкой традиционные коллективистские общества не были знакомы. Потому перед нашими бабушками и дедушками чаще всего не вставал вопрос, где искать друг друга.
«Я просто не шарю, как вообще люди знакомятся», говорит герой своего digital-времени Булат.
Какой была советская романтика
Ответ на вопрос одиноких современных людей можно поискать в недавнем прошлом нашей страны и попробовать повторить маршруты бабушек и дедушек: да, на партсобрания уже не сходить, но вечеринки нам сохранить удалось.
Кандидат исторических наук и доцент Европейского университета истории в Санкт-Петербурге Алиса Клоц уверяет, что в Советском Союзе знакомились так же, как и сегодня, то есть везде. Настолько везде, что однажды в СССР чуть не создали алгоритм для поиска партнера.
Казалось, у порядочного советского гражданина проблем не было: многие находили свою пару в доме культуры или «на танцах» в клубе. Только не ночном, а культурно-просветительском например, при заводе Криворожсталь.
Но в конце 1960-х годов в прессе начали активно обсуждать проблему одиночества, прежде всего женского. Причиной такой социальной тревоги стала возросшая независимость «прекрасного пола».
И когда руководство страны всерьез озаботилось этой проблемой, дело чуть не дошло до советского тиндера.
«Именно в этом контексте моральной паники по поводу одиноких женщин родились инициативы по разработке специальных механизмов для создания пар. Например, появлялись клубы знакомств.
В последнее советское десятилетие настоящий бум переживали брачные объявления в периодической печати. Впервые они были опубликованы еще в конце 1960-х годов в Литературной газете и на самом деле представляли собой социальный эксперимент: по свидетельствам Владимира Шляпентоха, группа социологов составила два объявления, чтобы затем проанализировать полученные письма.
Исследователей интересовали представления советских граждан о любви и желаемых качествах партнера. Количество полученных ответов превзошло все ожидания, но сама практика публикации брачных объявлений вызвала нарекания: существовавшие еще до революции, в Советском Союзе они считались буржуазным излишеством.
Однако страх, что одиноких женщин будет становиться всё больше, победил, и в 1980-х объявления о знакомствах уже печатались повсюду.
Для решения проблемы одиночества даже пытались задействовать кибернетиков. По свидетельствам того же Владимира Шляпентоха, советские ученые разрабатывали алгоритмы для поиска оптимальных партнеров при помощи компьютеров.
Это и был прообраз современных сайтов знакомств, которые предлагают пару на основе данных о тебе и потенциальном избраннике. Реализовать столь смелый замысел на практике тогда не удалось, и советский тиндер так и не появился», рассказывает Алиса Клоц.
Онлайн-знакомства против романтики
Дейтинговые приложения иногда называют «человеческим супермаркетом» современного общества потребления. Они делают поиск партнера таким же быстрым, как заказ пиццы, когда можно в несколько кликов выбрать нужные характеристики с грибами или четыре сыра. Это меняет наше представление о ценности романтических и межличностных отношений в целом.
Если раньше за всю жизнь человек мог встретить двух-трех подходящих ему партнеров и каждый разрыв воспринимался как большая утрата и трагедия, то приложения для знакомств убедили нас в том, что свято место пусто не бывает.
Пользователь видит сотни аккаунтов с привлекательными фотографиями, интересными описаниями и начинает думать, что жизнь не так уж плоха, раз потенциальных партнеров, красивых и умных, хватает с избытком. Это чувство, по мнению психологов, способствует массовому переходу к краткосрочным отношениям.
Современная волна представлений о свободе, самоуверенности и случайном сексе начала набирать силу еще в 20-х годах прошлого века вместе с идеями эмансипации, но массовой стала лишь сегодня. Новый всплеск hooup-культуры после затишья в 10 000 лет (тогда, во время неолитической революции, беспорядочность половых связей была обусловлена переходом человека к оседлому образу жизни) совпал с появлением дейтинговых приложений.
«Романтика жива только в торговле» такую мысль высказывает профессор психологии Томас Каморро-Премузик. Современный человек вечно занят, карьера часто перевешивает отношения, а задача найти родственную душу на практике оказывается статистически невыполнимой.
Возникает обратная зависимость дейтинговые платформы работают на количество в ущерб качеству, наши запросы становятся скромнее.
О снижении ценности одного конкретного знакомства говорит и Булат:
«Ты перестаешь заботиться о качестве общения, не тратишь на это силы. Какой смысл мне писать девушке, вести умный и интересный диалог, если параллельно у нее открыто еще 20 бесед Пока не задумываешься, ты этого не замечаешь, но в определенный момент появляется ощущение безразличия: какая разница, кто следующий»
Тем не менее отказ всё равно нередко снижает самооценку. Отвергнутые пользователи начинают рефлексировать и думать, что с ними что-то не так.
Чувство, возникающее при отказе, стимулирует тот же участок мозга, что и физическая боль. Другими словами, мозг не может определить, что у вас сломано сердце или нога.
Пессимисты и противники знакомств онлайн называют их hooup factory рассадником однодневных сексуальных отношений и даже предрекают апокалипсис романтики. Но так ли фатален прогресс
Знакомства онлайн, действительно, меняют привычный алгоритм развития романтических отношений: вместо того чтобы узнавать потенциального партнера постепенно в ходе свиданий, пользователи дейтинговых приложений получают справку о нем и принимают решение еще до первой встречи. При этом наивно проводить четкую границу между реальным и виртуальным миром, когда у всех так или иначе есть возможность посмотреть чужую биографию если не в тиндере, то в фейсбуке.
Лев Щеглов, доктор медицинских наук и бывший президент Института сексологии, предлагает относиться к онлайн-знакомствам как к закономерному явлению эпохи:
«Я не ярый противник приложений для знакомств и не отношусь к числу тех, кто сравнивает их с сексом по телефону. Такой формат будет развиваться, и его бессмысленно отвергать. Можно сказать, что это вызов времени, как, например, глобальное потепление, одна из характеристик общества потребления, и не нужно забираться в пещеры и пытаться повернуть историю вспять.
Здесь есть свои плюсы: как минимум это коммуникационное облегчение в потоке переписки, которое может заменить одиноким людям естественное общение.
Нужно изучать, исследовать и контролировать отрицательные последствия. Также необходимо помнить, что из шести типов любовных отношений подобный формат знакомства подходит лишь одному прагме*.
Такой человек хорошо знает себя и отчетливо представляет, что ему нужно. Например, он понимает, что хочет блондинку с мягким характером, которая умеет готовить и разделяет его хобби. И если прагматик не врет о себе, то у него велик шанс найти в сети партнера для длительных отношений».
* Наиболее известная модель шести типов любви, выделенных канадским психологом Джоном Аланом Ли, основана на понятиях греческой философии и классификации темпераментов.
Агапэ любовь всепрощающая, терпеливая и постоянная. Психологи полагают, что такие отношения, безвозмездные и построенные на глубоком доверии, проходят проверку временем.
Прообразом сторгэ стала любовь Пенелопы к Одиссею, которая, вопреки всему, дождалась своего мужа. Этому чувству присуща родительская забота, оно прочно и только усиливается со временем.
Прагма «практическая» любовь, которая основывается на осознанном рациональном выборе партнера. И как раз потому, что прагматик прислушивается к разуму, а не к сердцу, он ценит и бережет свою половинку.
Мания всепоглощающая эгоистическая любовь, постоянно требующая к себе внимания. Отношения в этом случае строятся по синусоиде: от подъема и восторга до падения и отчаяния.
Людус любовная игра, когда обе стороны не придают отношениям большого значения. «Людянин» ценит свою независимость, поэтому может иметь несколько партнеров.
Эрос сексуальное влечение, которое внезапно возникает и пропадает. Такие отношения бывают яркими и чувственными, но краткосрочными.
Около трети браков сегодня заключаются после знакомств онлайн.
Историю со сказочным сюжетом о найденной в сети любви рассказывает 22-летняя Алена из Праги. Она пользуется тиндером с момента его появления и за это время побывала почти на тысяче свиданий, пока однажды не встретилась с Фредриком. 37-летний бизнесмен из Швеции отправился в отпуск в Италию через Чехию, но до моря не доехал. Он написал в тиндере Алене и ему пришлось продлять аренду квартиры сначала на неделю, затем на месяц, а потом съездить в Швецию за вещами.
«Мы встретились и больше не расставались. Уже на втором свидании я переехала к нему, но до последнего не верила, что он останется. Сейчас я очень счастлива. К нам приезжали родители Фредрика и двое его детей кажется, я им понравилась. Пока он управляет своей фирмой в Швеции дистанционно отсюда, но уже планирует зарегистрировать ее в Праге», рассказывает Алена.
Однако вдохновляет эта история не всех. Кто-то вовсе не стремится искать онлайн вечную любовь, а альтернативные формы отношений становятся сегодня всё более открытыми.
Пока одни используют специализированные сервисы для адюльтера вроде secondlove.com и тайно изменяют своим партнерам, другие выступают в защиту новой философии открытых и честных отношений.
Общественное сознание накладывает определенное табу на немоногамные союзы, и поэтому те, кто ведут альтернативный образ жизни, рассматривают интернет как самый надежный ресурс для поиска партнеров. И поскольку рынок дейтинговых платформ уже достаточно сегментирован (скажем, здоровые и осознанные отношения ищут на Gluten Free Singles), свою нишу заняли и приложения для полиаморов например, PolyAmorieMatch для сторонников таких союзов из Нидерландов.
Недавнее исследование бельгийских лингвистов показывает, как существование подобных платформ меняет общественное представление об отношениях и сексе в немоногамных группах, а открытые свободные союзы становятся одной из форм борьбы за равноправие. Поэтому и разработчики, и пользователи трепетно относятся к концепту полиаморного образа жизни в целом: открытую полигамность они располагают в самой верхней точке условной «шкалы морали», а использование интернета для измен и вовсе осуждают.
Честность и открытость провозглашаются главными ценностями, женщинам советуют «раздвигать сперва сознание, а уже потом ноги».
Становление целой философии честных свободных отношений одно из проявлений того самого индивидуализма, который психологи приписывают современному человеку. Стремление к комфорту и независимости коррелирует с восприятием секса как еще одной разновидности досуга. Близость в таком случае освобождается от эмоций, ожиданий и обязательств.
О дивный новый мир
Но представления о виртуальной любовной жизни как об утопии, где все равны и свободны от предрассудков, далеки от истины. Эксперимент BuzzFeed показал, что в сети нами движут те же старые стереотипы, что и в реальной жизни. Например, люди, которых по фотографии мы подсознательно относим к представителям рабочей прослойки, чаще получают отказ, чем те, кого мы идентифицируем как средний класс. Не только социальный статус, но и раса оказалась важной для прогрессивных адептов формата виртуальных знакомств: смоделированный профиль темнокожей девушки в тиндере получил всего 43 % правых свайпов, в то время как представительница смешанной расы 89 %.
Предубеждения заставляют людей привирать в сети: около 80 % пользователей дейтинговых приложений приукрашивают реальность, указывая свой вес, рост, возраст или финансовое положение.
В основном это маленькая ложь всё равно рано или поздно придется встретиться в реале.
Недостоверная информация служит и средством защиты: одни сталкиваются с кибербуллингом, другие боятся незаконного использования личных данных. И правильно делают: кроме любви, дейтинговые приложения дарят еще и сведения о нас но уже третьим лицам. Тиндер, например, хранит данные каждого из 50 млн своих пользователей по всему миру: переписки, сексуальные предпочтения, политические убеждения, музыкальные вкусы, геопозицию. В приложении для би- и гомосексуалов Grindr к этому списку добавляется и ВИЧ-статус.
Личные данные продаются и покупаются: в 2011 году Ocupid уличили в сливе информации об употреблении пользователями алкоголя, табака и наркотиков.
Всё, что мы говорим онлайн, может быть однажды использовано против нас при устройстве на работу, получении кредита или медицинской страховки.
Это не значит, что от приложений для знакомств нужно бежать при грамотном использовании из них даже можно извлекать неожиданную практическую пользу. Там находят работу, нужных сотрудников, товарищей по интересам и даже попутчиков на не самые популярные маршруты.

Влюбиться с первого свайпа: должны ли мы искать свою любовь и можно ли найти ее онлайн Стереотип о существовании второй половинки жив в наш век диджитализации и приложений для быстрых свиданий.

Влюбиться с первого свайпа: должны ли мы искать свою любовь и можно ли найти ее онлайн Стереотип о существовании второй половинки жив в наш век диджитализации и приложений для быстрых свиданий.

Влюбиться с первого свайпа: должны ли мы искать свою любовь и можно ли найти ее онлайн Стереотип о существовании второй половинки жив в наш век диджитализации и приложений для быстрых свиданий.

Влюбиться с первого свайпа: должны ли мы искать свою любовь и можно ли найти ее онлайн Стереотип о существовании второй половинки жив в наш век диджитализации и приложений для быстрых свиданий.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *