О школьном питании, фастфуде, вегетарианстве и витаминах

О школьном питании, фастфуде, вегетарианстве и витаминах Врач-диетолог рассказывает, почему школьники не хотят есть столовские обеды, а бегут в ларёк за чипсами. Говоря о будущем наших детей, мы

Врач-диетолог рассказывает, почему школьники не хотят есть столовские обеды, а бегут в ларёк за чипсами.
Говоря о будущем наших детей, мы готовы часами обсуждать интеллектуальное развитие, школьные программы и педагогические методики, упуская из вида самое главное здоровье. Фактически мы вспоминаем о нем, когда что-то уже пошло не так, и измученный образованием ребенок внезапно выдаёт аллергию или нечто хроническое. А ведь помочь выдержать учебные нагрузки может просто правильно организованное питание.
КАК КОРМИТЬ ШКОЛЬНИКА
Рекомендации по питанию дело сугубо индивидуальное. Все мы разные. У нас по-разному работают ферменты. В силу наследственности и влияния внешних факторов по-разному происходит обмен веществ. Нет такого продукта, который был бы вреден или полезен абсолютно всем. Диеты, рекомендующие массово питаться каким-то определенным образом нелепость, причём способная нанести существенный вред. Как говорили древние:
Всё есть лекарство, и всё есть яд. Всё дело в дозе.
Поэтому догматы в питании не полезны с любой точки зрения. Скажем, есть мнение, что детям обязательно нужно молоко. Действительно, у одних детей оно хорошо усваивается и идёт на пользу. Другие же молоко не любят, но их усердно заставляют. А этого делать категорически нельзя.
Существует пять основных групп продуктов, которые включены в официальные диетологические рекомендации и взрослых, и детей.
Первая зерновые. Это хлеб, крупы, макароны. Важно, чтобы 50% продуктов этой группы содержали цельные, а не обработанные злаки.
Вторая молочные и кисломолочные продукты.
Овощи и фрукты относятся к отдельным группам.
Пятая группа источники белка, как животного, так и растительного происхождения. Отдельная подгруппа это жиры. Если принудительно убрать из рациона одну из групп или, наоборот, с какой-то группой переусердствовать, возможны проблемы со здоровьем. Особенно это касается детей, которым в период роста критически важно сбалансированное питание.
ГРУСТНЫЕ СУПЫ ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ
Проблема школьной еды совсем не в её составе. Есть жёсткие требования к питанию учащихся, прописанные до мелочей в различных документах. Эти требования действительно соблюдаются и тщательно контролируются. Но дело в том, что пища, приготовленная таким «правильным» образом, получается удивительно невкусной. Всё внимание специалистов по питанию в образовательных учреждениях концентрируется на составе еды, соотношении белков, жиров и углеводов, нужной калорийности и прочем, но о вкусе никто не задумывается.
А ведь для того, чтобы эта «польза» в детский организм попала, ребенок должен, как минимум, захотеть приготовленное блюдо съесть. В итоге получается, что грустные «полезные» супы с переваренной в них сметаной вёдрами выливаются в помойку, а дети тянутся в буфет или близлежащие магазины за чипсами, конфетами и сладкой газировкой.
ФАСТФУД
У нас есть три основных врождённых вкусовых предпочтения. Первое сладкое. Этот вкус приходит в нашу жизнь с первого дня с материнским молоком. Глюкоза в составе углеводов даёт питание мозгу, что, безусловно, важно.
Тяга к сладкому заложена в нас от природы.
Второй компонент соль. Она также жизненно необходима организму для поддержания водно-электролитного баланса.
И третий жиры как запас энергии и питательных веществ, позволяющих продержаться до следующего приёма пищи. Поскольку все три компонента нужны нам для выживания, мозг относит их к категории «вкусное».
Еда с большим количеством жира, сахара и соли субъективно воспринимается как вкусная пища. На этом понимании физиологических и биологических механизмов основано всё производство еды.
Так называемая «мусорная» еда всегда содержит очень много жира, сахара и соли. И мало полноценного белка, клетчатки, витаминов и минералов. Например, в одной пачке чипсов содержится дневная норма соли для подростка. Питаясь таким образом регулярно, мы замещаем другую еду, не получая достаточно питательных веществ, а значит, способствуем дисбалансу в организме.
Еще один неприятный аспект фастфуда его почти не надо жевать. Когда вы едите быстро, чувство сытости не успевает сформироваться. Человек за раз съедает дневную норму калорий, даже не поняв, что насытился. Такая же проблема с жидкими калориями из газировок. Плюс огромная нагрузка на поджелудочную железу, вынужденную перерабатывать избыточный сахар.
Вообще сахар должен составлять менее 10% от суточной калорийности рациона. При рационе в 2 000 ккал, на сахар должно выпадать не больше 200 ккал, то есть 50 г (десять чайных ложек). Только в одном стакане сладкой газировки содержится 5-6 чайных ложек сахара. А ведь это, как правило, не единственный источник сладкого в день.
При домашнем питании, когда вы кладете одну чайную ложку сахара в кашу и две в чай, вы вряд ли переберёте норму.
МАСКИРУЮЩИЙСЯ ФАСТФУД
Зачастую детей приучают к вредной еде сами родители. Причём из лучших побуждений. Ребёнок не ест мяса ему дают сосиски. Не пьёт обычное молоко ему предлагают молоко со сладкими наполнителями. Не хочет натуральный творог его убеждают съесть хотя бы сырок.
Многие продукты, якобы предназначенные для детского питания тоже, по сути мусорная еда. Если мы посмотрим состав детских готовых завтраков, то увидим, что сахар там будет на втором месте и составляет более 30% калорийности завтрака. Это недопустимое количество.
К тому же, чем больше продукт переработан, тем меньше в нём содержится витаминов и микроэлементов, и тогда их приходится добавлять. Искусственно добавленные витамины не отличаются от натуральных, но проблема в том, что в нормальной еде содержится множество других полезных веществ, роль которых только расшифровывается. И именно этот комплекс нужен для естественной работы организма, а не отдельно взятый витамин или микроэлемент.
ВЕГЕТАРИАНСТВО
Нет ничего ужасного в вегетарианстве. Есть дети стихийные вегетарианцы. Они не любят мясо. Есть люди, которые эффективно переваривают белок и им достаточно либо небольшого количества мяса, либо они получают белок из других продуктов. В животных продуктах содержатся полноценные белки с полным аминокислотным составом, то есть все 20 аминокислот, из которых 9 являются незаменимыми, в организме не синтезируемыми. Они обязательно должны поступать извне. Из растительных таким полноценным продуктом является только соя.
Есть целые культуры, где не едят мясо. Но они традиционно комбинируют в одном приеме пищи или в одном блюде растительные источники белка, содержащие разные незаменимые аминокислоты, получая таким образом полный набор.
Если ребенок вегетарианец, но получает молочные продукты и яйца, то в большинстве случаев проблем не возникает. Иногда может понадобиться какая-то коррекция по железу и цинку, но это решает детский диетолог после того, как обследует ребенка.
Опасно навязанное вегетарианство. Когда организму не хватает незаменимых аминокислот, есть дефицит железа, особенно необходимого в период роста, ребёнок становится бледным, вялым, раздражительным. Быстро утомляется и часто болеет.
Есть дети, у которых при таком питании возникнут неизбежно проблемы. Но сказать наверняка это может только врач-специалист по питанию. А вот в веганских семьях коррекция питания нужна на 100%. Без дополнительного приёма витаминов и минеральных веществ не обойтись.
ВИТАМИНЫ
Это миф, что витамины повышают иммунитет и школьную успеваемость. Научными исследованиями это не доказано. Витамины и минеральные вещества так же, как лекарства, должен назначать врач. Не всем они нужны, не всегда нужны витаминные комплексы. Важно понимать, что именно нужно конкретному человеку, в какой дозировке и форме они усвоятся именно у него, учитывая вес, рост, состояние желудочно-кишечного тракта, наследственность. Ненужные витамины просто выводятся с мочой. А вот дозу жирорастворимых витаминов, которые запасаются в печени, легко можно превысить.
Обычный городской житель при разнообразном полноценном питании и достаточной физической активности, как правило, получает все необходимые витамины из пищи. А, например, витамин D дарит нам сама природа. Пятнадцать минут в неделю на солнце легко обеспечат его достаточным количеством.
ПРАВИЛА ДЕТСКОГО ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
Обеспечьте разнообразие питания. Пусть все пять основных групп продуктов входят в недельное меню.
Читайте этикетки на продуктах, обращая внимание на содержание соли и сахара, насыщенных и гидрогенизированных жиров. Производители часто добавляют сахар в несладкие продукты.
Чем больше в меню ребёнка продуктов, продающихся «без коробок», тем лучше. Имеются в виду крупы, овощи, фрукты, орехи, яйца, мясо, рыба. То есть продукты, состав которых не надо указывать.
Мясные бульоны, копчёности, икра это то, что должно быть очень редко. От небольшого кусочка колбаски ничего не случится, а вот регулярное употребление в пищу колбасных изделий может вызвать существенный дисбаланс в организме.
Не лишайте детей сладкого вовсе, если у них нет медицинских противопоказаний. Если ребёнок активен и подвижен, ему нужна энергия. Не забывайте, что положительные эмоции от вкусной пищи нужны нашему организму не меньше, чем сбалансированная диета.

О школьном питании, фастфуде, вегетарианстве и витаминах Врач-диетолог рассказывает, почему школьники не хотят есть столовские обеды, а бегут в ларёк за чипсами. Говоря о будущем наших детей, мы

О школьном питании, фастфуде, вегетарианстве и витаминах Врач-диетолог рассказывает, почему школьники не хотят есть столовские обеды, а бегут в ларёк за чипсами. Говоря о будущем наших детей, мы

О школьном питании, фастфуде, вегетарианстве и витаминах Врач-диетолог рассказывает, почему школьники не хотят есть столовские обеды, а бегут в ларёк за чипсами. Говоря о будущем наших детей, мы

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *