Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена: всегда есть гонимые меньшинства, которые не могут в своей стране чувствовать себя свободными и защищенными. И тогда они ищут свободу за пределами родины. В Англии XVII в. таким меньшинством были сектанты-квакеры (наряду со многими другими сектантскими сообществами). Назывались они так, конечно, не потому что квакали с лягушками квакеры имеют даже меньше общего, чем с легендарным компьютерным шутером 19902000-х годов под названием «Quae», в переводе на русский «Дрожь». То ли сектантов в насмешку называли квакерами (т.е. «трепетунами» или «трясунами») их недруги, то ли они сами (подчеркивая, что трепещут перед Богом), так и осталось неясным. В любом случае, формально квакеры называли себя «Христианским обществом друзей» и исповедовали, пожалуй, самую лучшую вариацию протестантизма XVII в., если оценивать ее с сегодняшних гуманистических позиций.
ФОТО 1. Квакерское собрание. Худ. Э. Хемскерк, XVII в.
Известный просветитель Ф. Вольтер не зря называл квакеров «самой подлинной христианской» сектой. Во-первых, квакеры отстаивали свободу вероисповедания, что в сер. XVII в., когда только-только подошел к концу долгий период крупных религиозных войн, уже было большим делом. Во-вторых, их борьба за чистоту веры привела к идее любви ко всему живому. Вкратце, квакерская богословская мысль такова: в каждом человеке присутствует божественный «Внутренний Свет», свет добра и любви, с помощью которого происходит контакт с Богом. Если следовать этому Свету, то грех становится невозможен. А все прочее (канонизированные формы богослужения, англиканское или католическое церковное устройство и т. д.) это лишнее. Конечно, в глазах церковников такие идеи уже сами по себе были ересью, ведь их посредничество между человеком и Богом квакерам становилось ненужным. Более того, квакеры были убеждены в духовном равенстве мужчины и женщины, равно наделенных «Светом», что было совсем уже «за гранью» (как это женщины равны, не зря же Бог вочеловечился в мужчине Иисусе, так судили противники квакеров).
ФОТО 2. Типичный образ квакера в рекламе.
Квакеры считали, раз Свет есть в каждом, то и все равны и достойны любви в равной степени. Их ценности сегодня едва ли кто-то станет оспаривать: уникальность каждой жизни, достоинство личности, равенство, мир, честность, ответственность. Они стремились к аскетизму и нравственному ригоризму (т.е. к строгости). И это-то еще ничего, но раз квакеры не признавали власти англиканской церкви, то логичным продолжением было и непризнание прерогатив короны (для которой религия была опорой). «Друзья Бога» не признавали обязательной службу в армии, присягу королю, десятину и т. д., не снимали ни перед кем шляпы и не преклоняли колени. Некоторые даже высказывались за расовое равенство. В общем, понятно, почему их возненавидели, и когда квакеров стало много (несколько десятков тысяч), корона начала на них жестокие гонения. В 1660-е гг. тысячи «друзей Бога» сидели в тюрьме, а несколько сотен погибло из-за жестокого обращения. Но некоторые сектанты были людьми благородного происхождения, и с ними дело обстояло не так просто.
Уильям Пенн
Вот одним из квакеров аристократического происхождения и был юный студент Оксфорда Уильям Пенн (род. в 1644 г.). Как нередко случается с юношами из хорошей семьи, оторвавшись от дома во время учебы, Пенн попал под дурное влияние. Встреча с квакерским проповедником изменила его жизнь навсегда Уильям так увлекся его идеями, что отказался посещать англиканские обряды и учить молитвы, за что и был изгнан из Оксфорда. Его отец У. Пенн-старший был богатым адмиралом, пэром, любимцем короля, добывшим для него Ямайку, и желал своему старшему сыну придворной политической карьеры. А сын отказывается снять шляпу при короле! В гневе раздосадованный адмирал выгнал его из дома. Только благодаря матери отец смилостивился и отправил сына доучиваться во Францию в надежде, что там тот повзрослеет и откажется от политически вредных идей. Но ничего не вышло вернувшись через два года, Уильям так и остался нонконформистом и проповедовал, за что был арестован и выпущен только из-за своего имени. Пришлось на время отказаться от активной проповеди, но потом Пенн опять взялся за старое. Он попадал в Тауэр то за проповеди, то за богохульный трактат о «воздвигнутых на песке основах». Отречься от квакерства Уильям отказывался, заявляя, что скорее тюрьма станет ему могилой. Его отлучили от церкви и судили. Умирая, отец против воли сына заплатил за него (снова сидящего в тюрьме) штраф, чтобы увидеться в последний раз и примириться. Отец умер в 1670 г.
ФОТО 3. У. Пенн.
Из уважения к адмиралу король обещал не преследовать Пенна-младшего, а напротив, покровительствовать ему. Но как выполнить обещание, если Уильям продолжал распространять идеи квакерства Никак. Так что периодически его арестовывали и сажали за решетку на несколько месяцев. Продолжались и гонения на его единомышленников. И Пенн с другими квакерами задумался об эмиграции в Америку. Тут ему подвернулась удачная возможность. Дело в том, что за несколько лет до кончины его отец помог королю Карлу II, казна которого совсем опустела: одолжил на нужды флота 16000 фунтов стерлингов. Огромный по тем временам долг отдавать было нечем, и король согласился на предложение Пенна-младшего отдать его не деньгами, а землями в Северной Америке. Карлу идея понравилась, ведь такое решение позволяло и сохранить казенные деньги, и избавиться от квакеров, да еще и можно получать доход из новой колонии. А что эмигранты там будут исповедовать, было не так важно. Так Уильям стал самым крупным британским землевладельцем он получил 120 тыс. кв. км. хороших земель за океаном, на которых мог начать свой эксперимент по построению общества, основанного на квакерских идеалах. Пенн был назначен губернатором новой колонии к западу от р. Делавер. Единственное он должен был отдавать короне 20% всего найденного там золота и серебра. Колонию по предложению короля назвали Пенсильванией в честь отца Уильяма и из-за лесистости (от лат. silva лес).
ФОТО 4. Договор с королем. Худ. Ж. Феррис, 1910.
ФОТО 5. Пенсильвания на карте 1763 г.
Пенсильвания и Филадельфия
Прибыв в колонию в 1682 г. (поначалу всего с сотней квакеров) и будучи человеком «дальновидным и добрым», благородным не только по крови, но и нравом, Пенн помогал квакерам и тысячами перевозил их в Америку. Основанная им столица «город братской любви» Филадельфия (в народе называлась Квакертауном) быстро рос, пополняясь угнетенными квакерами и протестантами со всей Европы. Там быстро появились пристань, гостиница, биржа, почта, школа и типография, строились каменные дома. Кроме Род-Айленда, Пенсильвания была единственной на тот момент строго веротерпимой колонией, принимавшей всех. В Пенсильванию помимо английских квакеров потянулись немцы и шведы, французы и шотландцы. Всем обещалась земля и свобода хозяйствования, законность и равноправие. «Город братской любви», по замыслу Пенна, должен был стать подобием рая и утопать в садах.
ФОТО 6. Составленный Пенном план Филадельфии, 1682.
ФОТО 7. Высадка Пенна.
Помимо свободы вероисповедания, дешевых кредитов от Пенна и дешевой земли, поселенцев привлекал мир с индейцами. Пока Пенн правил колонией, мир строго поддерживался. Пенн говорил аборигенам, что Господь не велел ему воевать с ними, как делали белые в других колониях, а велел: «нет, вы не должны вредить вашим красным братьям. Вы не должны касаться их земли». Невиданное тогда дело колонизатор Пенн признавал за индейцами право собственности на землю вместо того, чтобы просто изгонять их с родных мест. И ему пришлось заключать с ними договоры и выкупать у них (хотя и недорого) землю, уже полученную за долги от короля. На первых порах не воевать с индейцам было особенно легко пацифисты квакеры просто не носили оружия. Это очень удивляло воинственных делаверов и ирокезов. И не в пример другим колонистам, Пенн все соглашения с индейцами честно соблюдал. Сюжет миролюбия Пенна столь популярен, что к нему обращались десятки художников.
ФОТО 8. Договор Пенна с индейцами. Худ. Б. Уэст, 1878.
Пенсильвания считается очагом американской демократии еще и благодаря той системе правления, которую Пенн создал в колонии. Уильям считал, что свобода народа выше королевской прерогативы и построил демократическую систему. Кроме губернатора и его заместителя, правил Совет провинции из 72 выбранных фрименами представителей, ежегодно избираемый на треть, а также общая выборная ассамблея, издающая законы, назначающая должностных лиц и утверждающая налоги. Данная Пенном Хартия Свободы гарантировала право голоса, свободных и честных выборов, открытый суд (с выборными судьями) и суд присяжных. К 1700 г. демократия окрепла и власть губернатора уже была небольшой. Решив, что Пенн слишком добр и мягок, ассамблея ограничила его права. Совет без всяких последствий отклонял те его проекты, которые ему не нравились. А Пенн и не думал отвечать репрессиями или интриговать.
ФОТО 9. Дом Пенна в Филадельфии.
Хартии Пенна стали основой для будущей конституции США, веротерпимой и либеральной в целом. Он же придумал идею поправок, благодаря которым основной закон гибко реагировал на рост либеральных запросов. Кроме того, Пенн создал систему избираемой окружной администрации, и эта модель до сих пор работает во многих штатах. Благодаря всему этому Филадельфия очень быстро затмила Бостон и стала крупнейшим деловым центром английских колоний в Америке, а Пенн заслуженно почитается как один из отцов-основателей американской демократии. Кстати, он был еще и первым, кто выступал за объединение американских колоний. Его Пенсильвания процветала. В 1699 г. число жителей уже достигло 18 тыс. человек, и население быстро росло. Уже потом, во время войны за независимость Филадельфия стала первой столицей будущих США, и здесь были приняты два главных документа в истории страны Декларация независимости и Конституция. Квакерская по духу Пенсильвания стала и первым штатом, запретившим рабство (в 1790 г.).
ФОТО 10. Подписание Декларации независимости.
Успехи Пенна впечатлили Европу и вызывали всеобщий интерес. Даже Петр I в 1698 г. виделся с ним и расспрашивал о Пенсильвании. Впрочем, опыт Пенна не оказал существенного влияние ни на Россию, ни на его родную страну. Да и личная судьбу отца-основателя сложилась печально. Приехав в Англию в 1680-е, он вновь угодил в тюрьму на несколько лет за отказ присягнуть новому королю, свергнувшему старого, Якова II. Потом Пенн снова отправился в Америку. Но когда после ограничения его прав как губернатора Пенсильвании Уильям вернулся в Англию, то оказалось, что он из-за своей щедрости и доверчивости накопил много долгов. Будучи уже 62-летним человеком, он оказался в долговой тюрьме, лишь милостью короля замененной на домашний арест. После двух инсультов в 1712 г. Пенн стал инвалидом. Его разбил паралич, и он умер нищим в 1718 г. вдали от Филадельфии. Часть его наследия была разрушена его потомками (семья Пенна правила Пенсильванией до войны за независимость), ограничивавшими веротерпимость и бесчестными в делах. После Уильяма не удавалось и удержать мир с индейцами (и не из-за индейцев). Но его пример, успехи в воплощении идей равенства и свободы было уже не изжить. И сегодня девизом Пенсильвании, очага демократии, остается формула «Добродетель, свобода и независимость»..

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Добрый Уильям Пенн отец-основатель, еретик и враг короны Конечно, «политическое убежище» лишь авторская фигура речи, в XVII в. так не выражались. Суть, однако, одна и та же во все времена:

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *