МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы — Сент Тома. Страсбург. 1777
Мориц Саксонский (1696 1750) побочный сын короля польского и курфюрста саксонского Августа II Сильного от Авроры фон Кёнигсмарк. Жизнь Морица Саксонского и его путь к славе достойны отдельной статьи. В полной силе его предводительский талант проявился в войне за австрийское наследство, при осаде и штурме Праги (1741) и взятии Эгера (1742), а также при военных действиях в юго-западе Германии. В марте 1744 года вопреки интригам завистников Людовик XV под влиянием мадам Помпадур возвёл Морица в звание маршала Франции и поручил ему командование главной французской армией во Фландрии, при которой находился и сам король со своим двором.
Под влиянием царивших тогда взглядов на военное искусство Мориц поначалу был весьма осторожен, как главнокомандующищ, тщательно избегал сражений и преимущественно занимался осадою крепостей; но в кампаниях 17451748 годов, когда он самостоятельно командовал армией, назначенной для завоевания Австрийских Нидерландов, маршал искал сражений в открытом поле и, несмотря на тяжкую болезнь (водянку), одержал победы при Фонтенуа (1745), Наморе (1746), Рокуре (1746) и Лауфельде (1747). Армия Морица захватила всю территорию Австрийских Нидерландов и передовые голландские крепости. Это был самый крупный успех французской армии в Нидерландах начиная с 1672 года. Мориц был возведен в звание главного маршала Франции.
По заключении в 1748 г. Аахенского мира Мориц жил в пожалованном ему замке Шамбор и занимался обучением войск и разными несбыточными проектами, такими как создание израильского царства в Америке и т. п.
Перу Морица принадлежит замечательный трактат о войне и военном деле «Rêveries» (Мориц Саксонский. «Теория военного искусства»), служивший в XVIII веке главной основой для изучения военного искусства. В этом сочинении немало мыслей, значительно опередивших век Морица (идея об отказе от рекрутской повинности в пользу общеобязательной воинской повинности с ограниченным сроком службы; формирование легионов самостоятельных тактических единиц из 3 родов войск общей численностью до 3500 человек; обучение армии быстрым маршам; ружья, заряжаемые с казны; усиление огня пехоты легкими малокалиберными скорострельными пушками; замена хлеба сухарями и шляп касками; и т.д.).
Поскольку Мориц был протестантом, его похоронили не в Париже, а в Страсбурге, в церкви Святого Фомы (главной лютеранской церкви города).
Маршал Саксонский изображен в доспехах и с маршальским жезлом, он откликнулся на зов смерти и спускается по ступенькам лестницы к гробу. Безутешная Франция напрасно пытается одной рукой поддержать своего блестящего полководца, а другой пытается оттолкнуть Смерть, но безрезультатно, Смерть уже откинула крышку гроба. Напротив Смерти печальный Геракл, он символизирует моральную и физическую силу маршала Сакса. Справа развиваются знамена Франции, а с другой стороны — поверженные символические животные австрийский орел, британский леопард, голландский лев. Они олицетворяют побежденные маршалом страны.
Над гробницей, на пирамиде, высечена эпитафия: «Морицу Саксонскому, герцогу Курляндии и Земгалии, главнокомандующему королевской армии, неизменному победителю, Людовик Пятнадцатый, автор и предводитель этих побед, повелел воздвигнуть этот памятник. Он почил (в замке /Шамбор) 30 ноября 1750 года в возрасте 55 лет.» Как видите, король и себя не забыл упомянуть.

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

МАВЗОЛЕЙ МАРШАЛА МОРИЦА САКСОНСКОГО, РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА ЖАНА БАТИСТА ПИГАЛЯ Памятник воздвигнут по велению короля Людовика Пятнадцатого. Церковь Святого Фомы - Сент Тома. Страсбург. 1777 Мориц

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *