ТРИУМФ «ГОРБАТОГО»: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ «ЗАПОРОЖЦА»

 

ТРИУМФ «ГОРБАТОГО»: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ «ЗАПОРОЖЦА» Как только не называли этот автомобиль! «Запор», «Горбатый», «Чебурашка», «Мыльница», он выглядел смешно, тарахтел громко, зато стоил

Как только не называли этот автомобиль! «Запор», «Горбатый», «Чебурашка», «Мыльница», он выглядел смешно, тарахтел громко, зато стоил относительно дешево. Чтобы купить такой, нужно было «всего-то» откладывать среднюю зарплату менее двух лет и выстоять очередь и, пожалуйста, собственный автомобиль, мечта многих миллионов советских граждан.
Всё началось с того, что Никита Хрущев решил догнать и перегнать Америку по количеству автомобилей на душу населения. И вот, вслед за характерными квартирами той эпохи, прозванными в народе «хрущевками», стала малогабаритной и машина что-то вроде Volswagen Beetle. Разработать модель поручили Московскому заводу малолитражных автомобилей, а за основу взяли «Фиат 600». К 1958 году стало ясно, что мощностей для производства не хватает, и Совмин СССР принял решение… создать новый автомобиль на Запорожском заводе сельскохозяйственной техники «Коммунар», причем без отрыва от основного производства. Ни своих инженеров, ни разработок у «Коммунара» на тот момент не было.
Основанный в 1863 году голландцем Авраамом Коопом Запорожский завод «Коммунар» с самого начала выпускал сельхозтехнику. В 1923-м предприятие было национализировано, и на «Коммунаре» стали собирать комбайны и тракторы. Наконец, в 1961-м заод окончательно переименовывают в Запорожский автомобильный.
Мотор решено было выбрать из готовящихся к выпуску заготовок. Подходящая нашлась довольно скоро она называлась НАМИ-Г. Умалчивалось, правда, что этот мотор предназначался вовсе не для гражданских нужд, а для легкой десантируемой амфибии, поэтому у него был расположенный сзади масляный радиатор, а ограничения на уровень шума отсутствовали, отчего при работе треск стоял очень громкий. Помимо этого, из-за V-образного расположения цилиндров двигатель не влезал в моторный отсек, который был предусмотрен сзади, и пришлось поменять все оформление машины. Но в целом по тому времени это был передовой двигатель.
Как только мотор все-таки «упаковали» в автомобиль, выяснилось, что фиатовская коробка передач не очень-то с ним дружит: требовалось несколько изменить конструкцию механизма. К решению этой задачи привлекли все тех же инженеров десантируемой «амфибии», и с горем пополам разработка была закончена. Модель назвали ЗАЗ-965, и 18 июля 1960 года водитель-испытатель завода «Коммунар» прокатил на нем Никиту Хрущева. Хрущеву понравилось; он назвал машину «хорошим подарком трудящимся».
В ноябре 1960-го первая партия новеньких «Запорожцев» ушла с конвейера. Что уж там, это была ужасно неудобная машина. В багажник не помещалось практически ничего, двигатель трещал так, что уши закладывало. Летом мотор перегревался, зимой еле запускался. Разгонялся автомобиль медленно, в салоне было тесно, а самое жуткое было то, что двери с задними петлями могли открыться при движении, что представляло опасность на дороге, потому что после такого происшествия «Запорожец» полностью терял управление. Словом, всё нужно было дорабатывать.
Следующая модель называлась ЗАЗ-966 (на фото). Ее выпуск задерживался: в серию она пошла только в 1967 году. Объемы производства также росли очень медленно. В 1965-м с конвейера сошли 40 тыс. автомобилей. План на 1970-й составлял 150 тыс. машин, но и до выпуска сотни тысяч в год ЗАЗ смог дойти только к 1973-му. Причин тому было несколько, но главная заключалась в том, что все силы и средства были брошены на предприятие ВАЗ.
Пока медленно наращивали производство и разрабатывали новые модели, совершенно «сырой» «Запорожец» доделывали, что называется, на ходу. На базе первого «горбатого» ухитрились выпустить несколько модификаций. Например, специальный «Запорожец» для людей с ограниченными возможностями.
Потом был пикап 965-П для внутризаводского использования можете себе вообразить заднемоторный пикап У него еще, к тому же, и дверей не было все равно ведь не для масс выпускался. Существовал также автомобиль для сбора писем 965-С, у которого руль был справа и заглушки вместо задних окон. Была даже, как бы ни было сложно в это поверить, модель 965 АЭ экспортная модификация! Ее отделка и шумоизоляция были лучше, в салоне имелись пепельница и радиоприемник. Эта версия называлась ЗАЗ «Ялта» (ZAZ Yalta) за границу ушло, по некоторым данным, до 5 тыс. таких машин.
В 1963 году на советский телеэкран выходит «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирика, романтика, беззаботные дни, проведенные героями у моря… Споров вокруг картины было много: как же так, целых полтора часа советские люди в кадре ничем полезным не заняты! Ценители же автомобильной марки, о которой идет речь, запомнили замечательную ленту благодаря 966-му «Запорожцу», а также крылатой фразе героя Андрея Миронова про «консервную банку системы Запорожец». И ведь что интересно: на момент съемок фильма 966-я модель еще не вышла в свет! Постоянно меняющиеся концепты могли видеть разве что те, кто регулярно посещал ВДНХ.
Пока ЗАЗ-966 зрел на чертежах инженеров, Запорожский автозавод представил семейство легких автомобилей семейства 970. Это были фургоны с небольшой грузоподъемностью 350 килограммов. Так как мотор у них располагался сзади, кузовные двери разместили сбоку по обеим сторонам. Построили также и полноприводный ЗАЗ-971, правда, всего один; сверху у него был тент, который впоследствии использовался и на некоторых других «Запорожцах».
Наконец, в 1966-м долгожданный 966-й был выпущен в свет. Теперь у двигателя было 27 лошадиных сил вместо прежних 22-х, и машины внешний вид стал куда симпатичнее, хотя по поводу дизайна спорят до сих пор. Судя по чертежам, облик нового «горбатого» мог быть и поинтереснее, посмелее инженеры думали добавить хрома, сделать вычурные передние крылья, но потом отказались от этой мысли. Характерные воздухозаборники по-прежнему располагались по бокам, напоминая ушки. Из-за них автомобиль имел невероятно трогательный вид, и, когда в 1969-м появился мультик про крокодила Гену, то автолюбители немедленно переименовывают модель в «чебурашку».
Поздняя проблема «Запорожца» заключалась в том, что он не очень-то нравился Леониду Ильичу Брежневу. Хоть формально тот и одобрил произведение коммунарского завода, но сам был очень умелым водителем и хорошие автомобили ценил. Так что внимания ЗАЗу и его продукции Брежнев уделял очень мало, что не шло на пользу производству.
В 1973-м на ЗАЗе запустили производство модели 968. Через год появилось несколько модификаций с модернизированной панелью приборов, прямоугольными фонарями и вакуумным полуавтоматом сцепления управления сцепления. Некоторые из двигателей могли похвастаться уже 30-ю лошадиными силами, а «ушки» на боках пропали двигатель теперь охлаждался через особую решетку в крышке капота. И да, по-прежнему существовала экспортная версия все та же «Ялта», но уже обновленная: у нее стали лучше ремни безопасности, хром в салоне заменили на пластик, так что автомобиль стало выглядеть современнее.
Последней из модификаций «Запорожца» стала ЗАЗ 698-М, которую выпускали до конца производства модели. Кузовы, которые по какой-то причине сходили с конвейера бракованными, использовали для внутризаводского сообщения и, говорят, вплоть до 1994 года выпускали такой автомобиль по заказам. За всю свою довольно продолжительную жизнь «Запорожец» так и не обзавелся мощным и современным двигателем, хотя к тому времени на рынке и в отечественном производстве уже существовали 50-сильные моторы.
За все время существования модели было выпущено около 3 миллионов «Запорожцев». Это, конечно, не так много для страны с трехсотмиллионным населением. Если сравнить с итальянскими темпами, то тот же «Фиат 600» за 14 лет разошелся тиражом в более чем два с половиной миллиона, и это при том, что все население страны в те годы равнялось пятидесяти трем миллионам.

ТРИУМФ «ГОРБАТОГО»: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ «ЗАПОРОЖЦА» Как только не называли этот автомобиль! «Запор», «Горбатый», «Чебурашка», «Мыльница», он выглядел смешно, тарахтел громко, зато стоил

ТРИУМФ «ГОРБАТОГО»: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ «ЗАПОРОЖЦА» Как только не называли этот автомобиль! «Запор», «Горбатый», «Чебурашка», «Мыльница», он выглядел смешно, тарахтел громко, зато стоил

ТРИУМФ «ГОРБАТОГО»: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ «ЗАПОРОЖЦА» Как только не называли этот автомобиль! «Запор», «Горбатый», «Чебурашка», «Мыльница», он выглядел смешно, тарахтел громко, зато стоил

ТРИУМФ «ГОРБАТОГО»: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ «ЗАПОРОЖЦА» Как только не называли этот автомобиль! «Запор», «Горбатый», «Чебурашка», «Мыльница», он выглядел смешно, тарахтел громко, зато стоил

ТРИУМФ «ГОРБАТОГО»: ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ «ЗАПОРОЖЦА» Как только не называли этот автомобиль! «Запор», «Горбатый», «Чебурашка», «Мыльница», он выглядел смешно, тарахтел громко, зато стоил

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *