Германский национал-социализм — особый вид разновидности фашизма. Развитие и трансформация идеологии фашизма

Германский национал-социализм - особый вид разновидности фашизма. Развитие и трансформация идеологии фашизма Определений термина «фашизм» десятки - от «доклассических» определений Коминтерна до

Определений термина «фашизм» десятки — от «доклассических» определений Коминтерна до «классического» определения ХІІІ пленума Исполнительного комитета Коминтерна и VII конгресса Коминтерна c.12-13, от представления его как «формы тоталитаризма» c.48 до неофрейдистских интерпретаций как «мужского гомосексуального движения» c.97 или проявления синдромов «конформизма, деструктивной деятельности, садизма и мазохизма» c.36. В последние десятилетия как в странах СНГ, так и в мире термин «фашизм» приобрел предельно негативное значение. Крайне правые и неофашистские тенденции в политическом и политологическом дискурсе современного мира представлены многогранно. Само место фашизма в лево-правой шкале представления политических сил и идеологий размывается.
Нет тут никакой подмены понятий. Просто в советское время, в отличие от современного, всегда смотрели в корень проблемы, потому что были материалисты. Фашизм это явление экономическое и политическое, а нацизм это только идеологическое обоснование, оправдание оного. Так вот, людей называвших Германию фашиской в первую очередь интересовал экономический базис проводимой политики, а не то, за какими лозунгами он прячется.
В современной политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Ряд ученых понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 1920-30-х гг. и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Итальянский фашизм транслировал идеи «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовал крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославлял войну и экспансию.
Особой разновидностью фашизма был германский национал-социализм Гитлера (А.Шикльгрубера). Эта версия фашизма отличалась политическим иррационализмом («германский миф»), милитаризмом и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав мифологизированного народа — «ариев» с.39-42. Государству отводилась роль проводника интересов «высшей расы», а главное место занимала защита её целостности, которая оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.
Таким образом, идейной основой для фашизма являлись доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Общество должно крайне внимательно относиться к появлению идей, стремящихся закрепить социальное превосходство каких-то групп в ущерб другим. И хотя такое отношение к фашизму драматизирует авторитарные методы управления, однако оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, милитаризма, вождизма и других черт фашистской идеологии.
Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины. В этот период сложились предпосылки, которые способствуют появлению и упрочению фашизма. В первую очередь таковой предпосылкой стал общенациональный кризис, вызванный послевоенной разрухой, затрагивающий все общественные слои и группы и обостряющий социальные, в том числе межэтнические, противоречия. На это накладывается ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса. Усугубило ситуацию применение властью, позиционирующей себя в качестве демократической, мер жёсткого характера. «Медлительность либеральной политики вызывала растущее недовольство. К этому добавлялось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральными фразами, отстаивал антиобщественные привилегии» с.23. Возникло недоверие граждан к политическим институтам. На уровне массовой психологии возникло чувство потери социальной безопасности, зачастую перерастающее в агрессию по отношению к государству в целом.
Не последнюю роль играло ослабление международных позиций страны как в случае с Италией, потерявшей свою былую роль в политических процессах Европы, так и в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев. Деятельность левых партий (коммунистической, социал-демократической) устрашала революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества
Во главе фашистского движения стояли искусные лидеры-демагоги, умело играющие на общественных противоречиях, манипулирующие массой, обещающие вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий. Харизматические способности таких лидеров зачастую решали многие вопросы, на которые он мог ответить понятно доступно и однозначно: «Чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности» с.167. Невозможно переоценить тот факт, что материальная поддержка крупной буржуазии устраняла многие трудности, встающие на пути к власти для фашистской партии.
Кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях заставили обращаться людей не к рациональному решению проблемы в рамках либеральной демократии, а воззвать к эмоциям, чувствам и поиску иррационального выхода из катастрофической ситуации
Применительно к Германии возможно чётко обозначить основополагающие причины, приведшие к установлению фашизма:
— монополистическая буржуазия нашла в фашизме желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;
мелкая буржуазия, определённая часть крестьянства видели в демагогических обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;
— рабочий класс Германии оказался расколотым на две рабочие партии, каждая из которых была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.
Как для Германии, так и для Италии значительную роль сыграла общая нестабильность, питающая националистические, милитаристические и реваншистские настроения. Так же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями на международной арене. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР c.118-125, c.164-169.
Не стоит недооценивать и психологическую подоплёку фашистской идеологии. Пожалуй, именно она сыграла значительную роль в укреплении духа «праведности» фашизма среди малообразованных людей и маргиналов с.31. «Кроме проблемы экономических и социальных условий, способствовавших возникновению фашизма, существует и проблема человека как таковая, которую также нужно понять» с.308. Сущность данной предпосылки возникновения фашистской идеологии заключается в том, что человек, будучи в нестабильном, но относительно свободном состоянии, готов поступиться этой самой свободой для того, чтобы получить гарантию завтрашнего дня Порядок и устойчивость человек в эпоху кризиса готов купить за свободную волю и совесть.
Одновременное наличие всех этих факторов и их сплетение позволило фашистской идеологии приобрести широкий размах в Европе в 1920-30-х гг. Результаты же частичной реализации доктрины фашизма ужасают подавление личности, тотальный государственный контроль, война, репрессии, концлагеря и миллионы человеческих жертв.
1.2 Понятие фашизма и его базовые идеологические принципы
«Классические» образцы фашизма это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась с.23-47.
При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения с.45, а Гитлер полную приверженность идеям нации с.369. Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.
Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:
·Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества» с.137.
·Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений с.64-78.
·Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших» с.160.
·Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.
·Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.
·Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.
·Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе «Drag Nach Osten» с.49-74. Своё отношение и взгляд на коммунистов А.Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль как символ тупой и рабской покорности» по: 9, с.284.
·Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР с.163-205.
·Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования — быть полезными для нас в экономическом отношении» по: 9, с.58, остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» по: 9,с.12 считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.
·Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война признак жизненной силы нации, смысл истории» по: 31, с.203 провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование» по: 9, с.193.
Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише.

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *