Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди — Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая республика Конго (ДРК). Первая была французской колонией, вторая — бельгийской. Страны часто путают. До недавнего времени было удобно, Демократическая республика называлась Заиром. Но в 1997 году, после свержения очередного правителя, стране вернули прежнее название. Теперь страны опять путают. Каждый раз приходится уточнять, в какую Конго ты едешь.
Какую карту не возьми, на любой видно, что ДР Конго страна большая. И трудно представить, что эта территория размером с Красноярский край вся когда-то принадлежала одному человеку бельгийскому королю Леопольду II. Называлось она «Свободным государством Конго», но свободными его жители были до того, как стали, фактически, рабами короля-чужеземца. Тот оказался крутым предпринимателем. Наёмная армия держала в страхе конголезцев. Их обязали поставлять слоновьи бивни, силой загоняли на плантации каучука. Люди тысячами мёрли от голода и болезней. Если кто отказывался работать, тому отрубали кисть руки. При карательных операциях «цивилизованные европейцы» сжигали селения и патронов не жалели. Неудивительно, что производство каучука выросло почти в двести раз, а население страны сократилось вдвое, до 15 миллионов человек. Самодержец тем временем строил дворцы и покупал замки. Европейские монархи косо смотрели на «бизнес» Леопольда. Газеты публиковали карикатуры на коронованного дельца. Писатели Артур Конан Дойл и Марк Твен высмеивали его. В итоге, общественность допекла-таки короля, и он за год до смерти продал свою заморскую землю государству, которым правил. Кстати, на земле Конго могли бы поместиться почти 80 стран размером с Бельгию.
Сейчас основное население Конго составляют народности банту́. Племена банту (конго, вили, йомбе, теке и др.) занимались мотыжным, подсечно-огневым земледелием (главные культуры сорго, бобовые, ямс). Они впервые появились в здешних краях 2500 лет назад и вскоре обнаружили удивительных людей, которые едва доходили им до плеча. Это были племена пигмеев. Три тысячи лет назад пигмеи населяли всю Центральную Африку. Под натиском банту они отступали все дальше в джунгли и ныне разбросаны в виде островков на огромной территории влажного тропического леса. Общая их численность 150200 тыс. человек. Пигмеи делятся на десять племенных групп, отличающихся обычаями, способами добычи пищи и языком. Своего языка у пигмеев нет; язык они заимствовали у соседей банту.
Максимальный рост мужчин едва доходил до 140 см, а у женщин и 120 см не редкость. Они и сейчас живут в Центральной Африке, отличаясь от соседей не только ростом, но и цветом кожи: она у них красновато-коричневая. Почти все африканские народности живут на опушках, в саваннах, долинах рек. А вот пигмеи обитатели дождевых тропических лесов. Жить в этих зарослях слишком тяжело и опасно. Здесь трудно добывать достаточно еды, защищаться от болезней и хищников. Неудивительно, что у пигмеев средний возраст примерно 24 года, за сорокалетний рубеж переваливают единичные долгожители. Природа нашла выход: у пигмеев есть гены, которые «переключают» развитие на ранее половое созревание. Это рано тормозит рост, но зато родители успевают произвести и вырастить потомство до того, как их не станет. У пигмеев материнство в 12 -14 лет обычное дело. В итоге племя получает больше шансов уцелеть в экстремальных условиях жизни. Заодно маленький рост даёт и другие преимущества: удобнее передвигаться в густых зарослях, легче прокормиться.
Наибольшей чистоте сохранили оригинальную культуру пигмеи мбути, живущие на северо-востоке Демократической Республики Конго в лесах бассейна реки Итури. У мбути и у других пигмеев, нет племенной организации, а существуют лишь общины. По языку и способам охоты они делятся на три группы: эфе, суа, и ака. Эфе охотятся с луками; суа, и ака с сетями.
Живут пигмеи кланами группами из родственных семей. Браки разрешены только между людьми из разных кланов. Женщины очень ценятся: ведь на них лежит бóльшая часть хозяйственных забот. У других народов невест выкупают, но пигмеи такой обычай не сложился ведь у них нет никаких ценностей, которые сошли бы за выкуп. Чтобы не понести ущерба, клан позволяет невесте уйти только тогда, когда жених приведёт вместо неё девушку из своего клана, которая не против стать супругой кому-то из семьи «уходящей» невесты. Такая процедура делает сложными разводы: не одна, а обе жены должны захотеть вернуться в «исходные» семьи. Так что кланы стараются уладить миром все шероховатости семейных пар. Многожёнства у пигмеев нет клан следит, чтобы никому из мужчин не пришлось вековать в холостяках. Да и жизнь впроголодь не способствует мыслям о второй жене. Положение женщин нельзя назвать приниженным; они даже допускаются в секретное общество торе. Женщины участвуют также в обрядах злима посвящению девушек, достигших половой зрелости.
Женщины собирают в лесу всё, что съедобно: корни, листья, плоды растений, грибы, змей, гусениц, термитов. Мужчины охотятся. Их оружие дубинки, дротики (короткие копья), луки, маленькие стрелы, часто смазанные ядом. Металл для наконечников пигмеи выменивают у рослых соседей. В лесу растягивают длиннющие сети, сплетённые из прочных лиан. Женщины и дети шумом и гамом вспугивают зверей и гонят их в сеть, у которой караулит засада из мужчин. Иногда добычу подолгу выслеживают, подкрадываются, ставя ловушки. В озерца бросают ядовитые листья. Снулая рыба всплывает, пигмеи набирают столько, сколько нужно семьям на день в жаре продукты быстро портятся. Оставшаяся в водоёме рыба приходит в себя и уплывает. Взлезая на деревья высотой с небоскрёб, пигмеи выкуривают из дупел пчёл и забирают соты с мёдом.
Когда близлежащий лес перестаёт кормить, пигмеи уходят в другое место. Хижины оставляют, тлеющие в костре головешки берут собой. На новом месте жильё строится быстро: стены и крыша из листьев на каркасе из ветвей и прутьев. Учитывая рост жителей домика, расход подручного стройматериала невелик. В хижине из мебели только связанные бамбуковые стволы, на которых спят, положив под голову связку листьев.
В ДР Конго живёт приблизительно 120 тысяч пигмеев. Им не позавидуешь. Деревья нещадно вырубают. Площадь лесов неуклонно сокращается, а вместе с нею и численность их исконных обитателей. Маленьких людей переселяют, пытаются приохотить к земледелию, сделать подсобными рабочими. Но за пределами родной стихии им жить тяжело. Неужели «дети леса» станут исчезнувшим народом
Пигмеи безобидны и не замечены в каннибализме. Напротив, они сами являются дичью для людоедов. И не в прошлом, а в наши дни, после свержения колониального ига. Поедают пигмеев не соседи земледельцы, а скрывающиеся в лесах солдаты-мятежники. Мятежники обращают пигмеев в рабство, насилуют женщин, а мужчин заставляют ходить на охоту и приносить добычу. Если не хватает мяса, они съедают пигмеев (и мирных банту). В Конго были посланы представители ООН, но они мало что могут сделать. В 2003 г. пигмей Амузати Нзоли рассказал, что наблюдал, прячась в кустах, как повстанцы Движения Освобождения Конго убили и зажарили на костре его шестилетнего племянника. Перед этим они разгромили стоянку пигмеев и всех там перебили.
Пигмеи, проживающие джунглях Конго, выпустили в свет свой дебютный компакт-диск с песнями, описывающими трудности и прелести жизни в лесу. Выпуск CD финансировала Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. В диске 10 треков, которые были записаны группой пигмеев Ндина республики Конго, одной из нескольких стран в Центральной Африке, где племена пигмеев продолжают придерживаться традиционного образа жизни предков. Музыкальный коллектив пигмеев аккомпанировал своему пению на традиционных для них инструментах — таких, как рог животных; ползучие растения джунглей, типа лиан; деревянные барабаны, обтянутые кожей; трубы, сделанные из стеблей бамбука. Пигмеи исполнили хиты про трудности повседневной жизни в джунглях, но в своих песнях они также спели про простые радости охотиться и рыбачить, а также про свою приверженность образу жизни, который вели их предки.
Брак в Центральной Африке мало отличается от брака в лесной зоне Западной Африки. В обоих регионах семья это не просто супружеская пара, а клан родственников. Выбор невесты (и ее согласие выйти замуж) зависит не от юноши и девушки и даже не полностью от родителей, а представляет мероприятие по заключению союза между двумя большими семьями. Семья невесты получает при заключении брака выкуп. При разводе выкуп может быть возвращен семье мужа. От невесты ожидается сохранение девственности, хотя ее утрату можно частично исправить очистительными обрядами. Среди язычников банту распространено многоженство. Супружеская неверность позволительна для мужчин, но не для женщин. Гомосексуализм вызывает почти повсеместное осуждение. Суеверия способствовали большей распространенности СПИДа, чем в Западной Африке: юноши избегают пользоваться презервативами, веря, что западные изделия лишат их мужской силы.
Каннибализм.
Бассейн Конго был и остается крупнейшим очагом каннибализма. Характерно, что здесь встречаются не только ритуальный каннибализм, но каннибализм ради пропитания людей едят из-за скудности источников мяса. Привычка, вызванная нуждой, переросла в наслаждение лесные людоеды ценят вкус человечины. Вильям Холман Бентли, миссионер и ученый, проведший в Бельгийском Конго почти 20 лет, опубликовал в 1900 г. книгу «Пионеры на реке Конго», где непредвзято описал размах каннибализма в этих краях:
«Вся эта обширная страна, судя по всему, отдана на растерзание каннибалам, от реки Мобанги (крупнейшего притока Конго) до водопада Стэнли, на расстояние до шестисот миль по обоим берегам главной реки. Сколько раз туземцы обращались к Гренфеллу с просьбой продать ему одного из своих матросов или тех людей, которые постоянно работают на океанском побережье, такие люди просолены насквозь, а для каннибалов соль это всё равно, что для нас сахар. Они так и говорят об их плоти «сладкая». За каждого такого «соленого» человека они готовы отдать одну, а то и двух женщин. Туземцы никак не могли понять, почему все так возмущены их обычной, даже обыденной практикой. Вы же едите кур, домашнюю птицу, коз, а мы людей, почему бы и нет».
В книге «Голос из Конго» (1910) художник и скульптор Херберт Уорд, проживший пять лет в Бельгийском Конго (18841889), описывал туземные базары, на которых продавали «еще живых рабов по частям. Это может показаться чудовищным, но пленников водили от одного покупателя к другому, чтобы те, делая пометки на теле жертвы, имели возможность показать, какую часть они хотели бы купить. Обычно такие пометки наносили цветной глиной или особым образом связанными пучками трав. Поразительный стоицизм пленников, которые были свидетелями торга за ту или иную часть их тела, можно сравнить разве только с той бесчувственностью, с какой они были готовы встретить свой конец».При этом Уорд отмечал, что людоеды были не какими-то злодеями, а милыми и дружелюбно настроенными людьми с отменным чувством юмора. Он писал, что «каннибалы лишены коварства и злобы. Вопреки всем вполне понятным предрассудкам, трудно найти племена дружелюбней и приветливей каннибалов».
Каннибализм в Центральной Африке в XIX в. не ограничивался бассейном Конго. Людоедами были фанг в Камеруне. Антрополог Поль дю Шайю (известный описанием гориллы) был свидетелем каннибализма фанг. Он отмечает, что, в отличие от соседей, у фанг мало рабов, поскольку пленных, захваченных на войне, они съедают. Едят и умерших, а также выменивают у соседних племен тела рабов. На северо-востоке, в междуречье Нила и Конго, жили родственные каннибалы азанде и мангбету, внушавшие ужас соседям. Азанде известны арабам и европейцам под именем ньям-ньям (людоеды), как их прозвали скотоводы динка. Еще более рьяными каннибалами были мангбету. Георг Швейнфурт, посетивший мангбету в 1860-е гг., писал о них: «Людоедство среди мангбету превосходит все, что известно об остальных народах Африки. Поскольку вокруг территории их расселения живут народы, стоящие на более низкой ступени развития, а посему ими презираемые, это дает им желаемую возможность посредством военных походов и разбойничьих набегов обеспечивать себе достаточно большие запасы человеческого мяса, которое они ценят превыше всего».
В популярной литературе нередко пишут, что Черная Африка континент каннибалов. Это, разумеется, преувеличение: чернокожие скотоводы Западной, Восточной и Южной Африки (фульбе, динка, масаи, тутси, зулусы) людоедами не были. Далеко и не все земледельцы были каннибалами. В бассейне Конго эпицентре каннибализма в Африке, каннибализм отсутствовал у народов, живущих в низовях реки, в частности, у конго. Даже среди ньям-ньям по наблюдениям Швейнфурта встречались люди, отказывающиеся есть человеческую плоть. Никто их к каннибализму не принуждал. Высказывается мнение, что каннибализм обусловлен недостатком животного белка в пище у земледельцев тропических лесов.
Традиции каннибализма в Центральной Африке оказались устойчивыми. Они пережили европейское владычество, насаждение христианства и влияние европейской культуры. Характерно, что каннибализм практикуют не только отсталые лесные племена, но повстанцы, выступавшие под самыми прогрессивными лозунгами. В 1960-е гг. в Заире (Демократическая Республика Конго) «прославились» массовыми зверствами и каннибализмом повстанцы «симба» «львы». Новый всплеск каннибализма был во время «Великой гражданской войны» (19972003). Сообщения о каннибализме в Конго появляются и по сей день. Особенно страдают несчастные пигмеи.
Каннибализм в Центральной Африке не ограничивается Конго. В 1986 г. в Центральной Африканской Республике состоялся суд над Жан-Беделем Бокассой бывшего президента, а затем императора Бокасса I. Бокасса был обвинен в каннибализме. Тому были основания. По воспоминаниям академика Е.И. Чазова, русский повар, посланный к Бокассе после посещения Москвы в 1970 г., обнаружил на президентской кухне в холодильнике человеческое мясо и в ужасе бежал в советское посольство. Сообщали, что Бокасса употреблял в пищу лидеров оппозиции, а однажды тайком накормил свой кабинет министров одним из его членов. На суде Бокасса клялся, что части тел жертв он хранил в холодильнике в символических целях «печень врага приносит удачу». Ему удалось убедить судей, и обвинение в каннибализме было отведено, хотя по совокупности преступлений бывший император был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Позже его помиловали и выпустили на свободу.

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Бельгийское и Французское Конго в начале XX века. Банту и маленькие люди - Пигмеи. Запросы плоти: Еда и секс в жизни людей. Ч.-1 Конго на карте две: Республика Конго (РК) и Демократическая

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *