Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Апатани, тании, нисю — народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях, преимущественно в округе Нижний Субансири. Численность этноса составляет 26 — 27 тыс. человек (оценка). Говорят на языке апатани, относящимся к ассамской группе тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской языковой семьи, также используют ассамский язык и хинди.
Женщины племени обладают хорошим чувством юмора, если судить по смеху, который вызывает поведение иностранцев и их нелепое общение с ними на английском языке. В 1960 году в долину пришел долгожданный мир после долгой вражды между племенами апатани и ниши. Татуировки и огромные носовые «заглушки» делались специально для того чтобы враждующее племя не захватывало женщин племени апатани. Таким образом, они специально разукрашивались и становились менее привлекательными для посторонних. Вся эта красота теперь принадлежит только старшим женщинам племени. Мужчины носят одну маленькую лицевую татуировку на подбородке, а женщины две: ото лба до носа и на подбородке. Само сообщество апатани решило остановить практику татуировок и носовых заглушек, таким образом, любая женщина, родившаяся после 1970 года, не имеет таких украшений. Все соблюдают эти правила. Сегодня дети апатани учатся в лучших университетах мира, цивилизованные девушки почему-то не хотят быть безобразными.
Существует версия о северном (скорее всего тибетском) происхождении, есть представители, внешний вид которых схож с тибетским, но у большинства выражены южно-монголоидные черты.Апатани никогда прежде не были интегрированы в состав каких-либо государственных образований и не были знакомы с религиями неместного происхождения. 11 тысяч апатани живут в долине площадью 10х3,2 км, лежащей на высоте немногим более 1,5 км над уровнем моря. В 1961 г. насчитывалось 2520 домохозяйств, образовывавших 7 деревень. Каждая деревня составляла отдельную социальную единицу в пределах охватывающего всю долину интегрированного общества. Согласно преданию, на месте современной долины апатани в древности было болото, населенное огромными рептилиями, их называли буру. Сегодня апатани относят крокодилов к буру, но, по рассказам, первоначальные буру были отличных от крокодилов форм, у них были маленькие головы на длинных шеях, как у ископаемых ящеров.
Долина апатани необычайно плодородна благодаря отложениям озера, некогда занимавшего её дно. Апатани как и неварцы в Непале используют только мотыгу, а не плуг. Выращивают заливной рис и немного проса, поля террасные, орошение происходит за счет перенаправления русел рек. Разводят крупный рогатый скот и свиней, держат кур. Доля мяса в диете невелика, однако домашние животные, особенно быки-митханы (престижное имущество), являются незаменимыми эквивалентами стоимости: в частности землю можно приобрести только в обмен на этих быков. Апатани покупают скот у соседей, горцев мири и дафла, или пасут собственные стада в лесах по окраинам долины. Пастушество считается второстепенной деятельностью по сравнению с рисоводством, поэтому пастухи это, в основном, те же дафла. В целом мири и дафла занимают по отношению к апатани то же положение, что и семиты-пастухи, кочевавшие по периферии месопотамских оазисов, по отношению к шумерам. Также апатани занимаются охотой в горных лесах. Развиты гончарство, ткачество, плетение и изготовление металлических ножей. Кроме полей и скота, имущество апатани включают жилые постройки, зернохранилища, бамбуковые рощи и небольшое количество импортных престижных ценностей: тибетские мечи, колокольчики и бронзовые пластины.
Собственности, которая принадлежит всем жителям долины, нет, а собственность отдельных деревень ограничивается лесными участками на периферии. Единственными коллективными собственниками, играющими какую-то роль в хозяйственных отношениях, являются патрилинейность рода, каждый из которых объединяет часть семей в той или иной деревне. Однако и роды владеют только горными пастбищами, кладбищами и платформами-святилищами для собраний на маленьких деревенских площадях. Вся остальная недвижимость и имущество находятся в индивидуальной частной собственности, значительно более важной, нежели права любых коллективов. Характерно, что каждый апатанин мог без ограничений покупать и продавать землю как в своей деревне, так и в шести остальных.
Это право купли-продажи земли неизбежно должно было бы привести к концентрации богатств и власти в руках немногих семей, если бы в обществе апатани не выработались институты, эффективно тормозившие подобный процесс и не позволявшие богатым собственникам монополизировать власть и сделаться классом землевладельцев. Самым главным из таких институтов был и остается лисуду (род потлача). Чем зажиточнее становится апатани, тем легче его честь может быть задета. Чтобы восстановить свой престиж, следует принести в жертву ценности, главным образом быков, что требует ответного щедрого жеста со стороны оппонента. Лисуду проходит под контролем соседей, следящих за тем, чтобы уничтожение собственности не зашло чересчур далеко и не подорвало бы полностью благополучия семей. Каждый большой лисуду является важным событием в жизни апатани: мясо приносимых в жертву быков распределяется сперва среди обитателей данной деревни, а затем и по всей долине.
Существуют два главных механизма для предотвращения и улаживания конфликтов: во-первых, это массовые церемонии и праздники, во время которых осуществляется обмен ритуальными подношениями и складывается сложная, охватывающая все деревни система межличностных связей и обязательств. Во-вторых, в деревнях функционируют неформальные советы уважаемых мужчин отдельно взрослых глав домохозяйств, стариков и молодых людей. Решения советов, касающиеся, например, наказания преступников, заранее оговариваются с участием представителей всех заинтересованных родов и деревень. В крайних случаях споры заканчиваются ритуальными сражениями, в которых непосредственные виновники конфликта участия не принимают, но выплачивают компенсацию за убитых и раненых. Такие сражения являются родом жертвоприношения и прекращаются после первой же пролитой крови. В случае, если конфликт не задевает групповых интересов, спорящие должны решать свои проблемы любыми средствами с условием, что третьим лицам не будет нанесен ущерб. Апатани предпочитают избегать конфликтов, в отличие от своих воинственных соседей лишми и дафла. Отсутствие больших семей коррелирует именно с ведением мирного образа жизни.
Так как полигамия наблюдается редко, нуклеарная семья является основной социальной единицей общества апатани. Дома недостаточно большие для того, чтобы вместить несколько семей, поэтому наблюдается тенденция к неолокальному брачному поселению. Роды апатани экзогамны, но если мужчина и женщина из одного рода твердо решили пожениться и могут принести в жертву быка, им разрешается жить вместе. Несмотря на господствующую патрилинейность, в специфических случаях собственность наследуется и по материнской линии (Furer-Haimendorf 1980: 105). Закон наследования ограничивает концентрацию земли у богатых: предусматривается равное распределение земли между всеми сыновьями, получающими свою долю при вступлении в брак (Маретина 1980: 92).
Раньше все роды апатани делятся на мите («патриции») и мура («плебеи»). Последние находятся в ритуальной зависимости от первых, но обладают теми же экономическими правами. Иноплеменники и отпущенные на свободу рабы (те и другие в основном мири и дафла) вступают в роды мура или становятся членами родов мите, сохраняя статус мура индивидуально. Но даже привилегированные мите могли быть бедными, а мура богатыми. Была развита эксплуатация, существовали все четыре вида доминантных отношений: рабство, приживальчество, кабальничество, наймитство и магнатно-рабовладельческий подспособ производства. Сегодня есть профессиональные роды горшечников, кузнецов (в 40-50-х годах у апатани было несколько семей наследственных кузнецов; женщины четырёх родов мура в одной из деревень являлись исключительными производителями керамики), есть нечистые по занятиям роды (зачатки деления по кастам). Система родовых отношений динамичная и мягкая.
Наиболее аутентичные деревушки племени Апатани в Долине Зиро: Хонг, самая большая и известная; Хиджа, наиболее атмосферная; Хари, Бамин и Дута, расположенные друг от друга на расстоянии не более 10 км. Для обследования этих деревень крайне желательно иметь местного гида, иначе вы многое не увидите, и можете быть встречены враждебно. Долина Зиро (Ziro valley, население города Зиро — 12 тыс. чел., высота 1700 метров) — сама долина занимает центральную часть Аруначал Прадеша, и предлагает много интересных возможностей: знакомства с племенным населением Апатани
Вся городская и транспортная инфраструктура находится в 7 км от городка Зиро, в местечке Хаполи, Нью Зиро (Hapoli, New Ziro). Здесь располагаются банкоматы (MG Rd.) и гостиницы.
Ngunu Ziro (+91-94-362-24-834) — гестхаус по типу хоумстея (домашнего размещения) с комнатами от 1000 рупий с человека. Организован местными активистами, помогающими сохранить общины Апатани. Предлагают погружение в местные племена, гидов (1000 рупий), прокат велосипедов (500 рупий) для деревенских туров. Дружелюбная атмосфера, радушные хозяева, по вечерам бесплатно предлагают рисовое пиво и вяленое мясо.
Abasa Homestay (+91-94-027-09-164, Siiro Village) — полупансион от 1000 руп/чел. Расположен в деревне Сииро. Держит семейная пара, предлагает одну из вкуснейших домашних кухонь. Хорошее место, чтобы зависнуть на день-два.
Hotel Blue Pine (+91-3788-224812, Pai Gate) — классическая гостиница, хороший вариант по цене и качеству для размещения в Хаполи. Двухместные номера от 1200 рупий.
Siiro Resort (+91-98-562-12-352) — резорт находится за городом, деревянные комнаты от 1600 рупий, просторные ванные, быстрый сервис.
Маршрутные джипы (sumo) отправляется из Хаполи с MG Road, рядом с банкоматом SBI. Отсюда можно добраться до Итанагара (320 рупий, 5 часов, отправление в 5 и 11 утра); Лакхимпура (310 рупий, 4 часа, отправление в 7, 8 и 9 утра); Дапориджо (420 рупий, 6 часов, отправление в 9-30 утра). В ближайших планах открытие аэропорта с рейсами в Гувахати и Дибругарх (Ассам).
В сентябре в долине Зиро проходит традиционный музыкальный фестиваль на который съезжаются тысячи любителей музыки. На фестивале представлены как местные коллективы, так и со всей Индии.

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Народ апатани. Язычники долины ящеров. Ч.-1 Апатани, тании, нисю - народ, проживающий в северо-восточной Индии, в штате Аруначал-Прадеш, в бассейне реки Субансири в юго-восточных Гималаях,

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *