Эвенки (орочоны

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

. Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 — 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон» оленьи люди, старое название тунгусы) составляют наиболее представительную этническую общность среди коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. С точки зрения физической антропологии они относятся к байкальскому варианту монголоидной расы. Эвенкийский язык относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи. Эвенкийский этнос можно занести в «Книгу рекордов Гиннеса». К XVII веку при численности всего в 30.000 человек они освоили невероятно обширную территорию от Енисея до Камчатки, и от Ледовитого океана до границы с Китаем. Получается, что в среднем на одного эвенка приходится примерно двадцать пять квадратных километров. Они постоянно кочевали, поэтому о них говорили: эвенки везде и нигде.
Этническая карта Забайкалья на протяжении всей своей истории представляла довольно пеструю, яркую и самобытную картину. Для того чтобы лучше понять забайкальскую этническую историю, необходимо использовать данные археологических и этнографических исследований первых академических экспедиций на территории края. Среди исследователей 18 века., внесших весомый вклад в составлении этнографического облика Западного и Восточного Забайкалья, выделяются Д. Г. Мессершмидт, в Забайкалье находился с 6 марта 1724 по 29 марта 1725 г., Г. Ф. Миллер, С. П. Крашенинников, И. Г. Гмелин с 26 марта 1735 по 14 сентября 1735 г., П. С. Паллас, конец марта 1772 — 14 июня 1772 г., и ряд других.
Д. Г. Мессершмидт в своем дневнике отметил некоторые отличительные особенности забайкальской группы тунгусов. Например, что они не имеют татуировок на лице, в отличие от других представителей этноса. В языкознании он отмечал практическое сходство языка с другими группами. Исключение представляют лишь отдельные слова, присущие оленным — орочонам или северным тунгусам. Языковая культура существовала только в устном варианте. Письменности как таковой они не имели.
Пограничные конфликты с маньчжурами в конце XVII в. заставили русское правительство искать пути выхода из сложившейся обстановки. Частично проблема была решена за счет привлечения к охране границ местного населения. Выполняя распоряжение Сената об изучении геополитической обстановки на границе с Цинской империей, Г. Ф. Миллер показывает, насколько может быть взаимовыгодным сотрудничество с местными племенами тунгусов. Обращает внимание на эвенкийский клан князей Гантимуровых в Нерчинском уезде, подчеркивая его особое значение, историк осознавал, что от позиции клана по отношению к русской власти и маньчжурскому влиянию в регионе, зависят настроения тысяч тунгусов в Забайкалье. Местная администрация в этот период перестала выплачивать норму государственного жалования под предлогом беспробудного пьянства основной части Гантимуровых, подчеркивая их бесполезность. Г. Ф. Миллер, на месте изучив обстоятельства конфликта, предлагает восстановить прежние отношения и не раздувать скандал из-за совершенно иных обстоятельств. Тунгусы были нужны для охраны государственной границы, и их законопослушность, по мнению Г. Ф. Миллера, не вызывала никаких сомнений. А причиной ссоры послужил повод, наступивший после ознакомления тунгусов с царскими указами о запрете делать подарки местной власти. Значимость клана объяснялась, вероятно, еще и тем, что среди забайкальских эвенков практически вся феодальная аристократия была представлена одним единственным кланом Гантимуровых, среди которых были князья, занимавшие высокие должности. В частности, они составляли командный состав пограничной стражи в Нерчинском уезде.
П. С. Паллас, путешествуя по Забайкалью в 70-е гг. XVIII в., внес свою лепту в изучении прошлого населяющих его народов. Благодаря усилиям ученого, на сегодняшний день мы имеем подробное описание тунгусских и бурятских шаманок Забайкалья XVIII в. Он собрал и проанализировал небольшой, но выразительный материал их нелегкого ремесла. В Кулусутае нашел тунгусскую шаманку и по собственному настоянию стал свидетелем обряда шаманизма. Как обычно это принято в шаманизме, во время обряда в нем принимали участие все представители рода. Одежда шаманки включала в себя богатый и разномастный фасон, украшенный экзотическими принадлежностями анемического и тотемного происхождения. Ученый отмечает, что: «кожаный халат извешен был вокруг разными железными гремушками и другими медными фигурками, позади <…> висели разноцветные змеи и хвосты, из коих к одному привязан был маленький колокольчик. Шапка была простая кожаная, и на место железных рогов, пришиты были к плечам рогам подобные машины, на кои нацеплены были железные лягушки»
***
Эвенки малый народ (небольшой по численности этнос), имеющий слабый демографический потенциал, не позволяющий им вырасти до многочисленных народов, и создавать свои государственные структуры. Эвенки всегда жили рассеянно на огромном пространстве и вели кочевой образ жизни, что в последние примерно 80 лет привело к тому, что «чистокровных» эвенков осталось очень мало. Хотелось бы привести такой пример. Проводя полевые исследования в Каларском районе Читинской области в 2003 г., мы узнали, что в эвенкийской деревне Чапо-Олого из двухсот человек только 1015 являются «чистокровными» эвенками, т. е. без примеси неэвенкийской крови. В деревне Кюсть-Кемнда «чистых» эвенков не осталось вообще. С тех пор как русские начали осваивать Сибирь, эвенки начали терять свою самобытность, ассимилировались. Многие эвенки имеют в своих предках якутов, русских и другие народности.
В настоящее время, очень дорого обходится охотничье снаряжение и продукты питания, поэтому дольше, чем на день мало кто ходит на охоту. И даже, если человек на охоту соберётся, то сдать шкуры у него не получится, т. к. цены на мех в Каларском районе достаточно низкие. Чтобы заняться разведением оленей также требуется немалый начальный капитал, которого у коренного населения Забайкалья нет, в связи с тем, что им изначально трудно устроиться на работу, тем более с образованием 810 классов. Живя в деревнях, они научились только выращивать картошку, остальные овощи у них не в почёте. Некоторые держат коров, но в небольших количествах.
Единственным полезным занятием на настоящее время можно считать рыбалку. Дети не знают родной язык и не чтят свои обычаи, т. к. не помнят их. В с. Чапо-Олого есть начальная школа, в которой преподаётся эвенкийский язык с 1-го по 3-й класс. Затем дети уезжают учиться в Чару, где обучение ведётся полностью на русском языке, а факультатива эвенкийского языка не существует.
Таким образом, на настоящее время положение эвенков оставляет желать лучшего. Всеми забытые, стоящие на грани вымирания, спивающиеся.
Сегодня эвенки покидают эвенкийские деревни. Например, в селе Акима сегодня нет ни одного эвенка. В селе Кыкер остался один эвенк-алкоголик, который планирует переехать в село Тунгокочен. Процесс переселения эвенков в более крупные села и большие города приводит к тому, что происходит утрата традиционного образа жизни, связанного, в первую очередь, с оленеводством, — рассказывает Елена Богачева. В Тунгокоченском районе есть два самобытных ансамбля — «Дяндыктал» и ансамбль семьи Кутончиных.
Последняя экспедиция проекта «Забайкальские эвенки» была посвящена Тунгиро-Олекминскому району. Он примечателен тем, что является самым крупным по территории, но самым малозаселенным. А еще это единственный район, где до сих пор преподается эвенкийский язык. Удивительные люди живут здесь. Галина Федоровна Антоновская — талантливый дизайнер народных эвенкийских костюмов, Галина Васильевна Абрамова — директор музея и краевед, Тамара Ивановна Анисимова — преподаватель эвенкийского языка и хранитель эвенкийских традиций.
Сегодня в Забайкальском крае проживает всего 2400 эвенков. Тем не менее это один из народов, чья культура, образ жизни значительно влияют на формирование забайкальской культуры, сохранение природного баланса и являются одной из жемчужин края, привлекающих сюда туристов и исследователей. В Якутии, например, в начале этого столетия были приняты меры по поддержке оленеводов (там оленьим пастухам и чумработницам платят зарплату, созданы кочевые детские сады и кочевые школы). В республике Бурятии тоже серьезно занялись возрождением эвенкийского языка и традиций. А в Забайкалье проблемы снижение численности эвенков и утрата их традиционного образа жизни не получают должного внимания. Сейчас эвенки-оленеводы Забайкальского края держат всего 3500 оленей. Молодежь не хочет идти в пастухи. Современные девушки не согласны месяцами жить в тайге, быть чумработницами без зарплаты. А потому, веками сложившийся образ жизни безвозвратно утрачивается.
1. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия
Сборник научных трудов. Выпуск III. В сборнике представлены материалы по лингвистике, фольклору, культуре, истории, образованию и социальным проблемам эвенков Амурской области и других регионов России.
2. На примере полевых и архивных материалов рассматривается проблема сопротивления локального сообщества эвенков Северного Байкала доминирующему управленческому дискурсу государства. Советские репрезентации индигенности рассматриваются как часть дискурсивного механизма управления в национальных районах.
Автор прожил десять месяцев в деревне Холодное эвенкийское, которая находится на Северном Байкале в семнадцати километрах от районного центра Северобайкальского района Нижнеангарска в Бурятии. Основным методом исследования было включенное наблюдение, предполагающее участие автора в повседневных практиках местного населения. Полевая работа была начата в июле 2007 г. и продолжалась до середины июня 2008 г. Таким образом, были охвачены все сезоны жизни эвенкийского национального села. В ходе исследования собирались нарративы о природе и природопользовании, а также рассказы о различных событиях из истории эвенкийских сел Северобайкальского района. Дополнительный материал собирался в селах Старый Уоян, Байкальское, Кумора, Душкачан, Малый Туртукит. Автор в течение пяти месяцев работал в архивах Санкт-Петербурга, Иркутска и Улан-Удэ. Сейчас в Северобайкальском районе четыре сельсовета, которые официально носят название эвенкийских: Холодное эвенкийское, Кумораэвенкийское, Уоян эвенкийское и Байкальское эвенкийское. Большая часть эвенков района проживает в селах Холодное и Уоян, а также в районном центре Нижнеангарске.

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

 

Эвенки (орочоны . Часть 1. Бурятия (Забайкальская обл., Читинский уезд и Северобайкальский р-он ) 1912 - 1927 гг. Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия Эвенки (самоназвание «орочон»

Источник

Предыдущая запись На Украине мужчина скинул собачку с 10-метровой высоты прямо на рельсы
Следующая запись Aimee Ericson.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *