Молотом дробить пролетарское прошлое

 

Молотом дробить пролетарское прошлое Курентзис и экс-Einstürzende Neubauten устроили в Перми радикальную честность В ночь с 28 на 29 мая на Пермском заводе им. Шпагина прошел индустриальный

Курентзис и экс-Einstürzende Neubauten устроили в Перми радикальную честность В ночь с 28 на 29 мая на Пермском заводе им. Шпагина прошел индустриальный перформанс «Удар молота», организованный немецким писателем Андреасом Аммером и его многолетним творческим партнером, классиком альтернативной музыки FM Einheit. Музон, что называется, качал удержаться от того, чтобы начать танцевать, было крайне сложно. Декламируемые на трех языках стихи из цикла «Пачка ордеров», звуки дрели, кирпича и молота, барабанной установки и электрогитар все они занимали свое точное место в происходящем. Главного героя перформанса советского поэта, исследователя и революционера Алексея Гастева играл скрывавший лицо за сварочной маской дирижер Теодор Курентзис.
Впрочем, если от безупречной реализации индустриального концерта выбранной дуэтом писателя и музыканта Ammer & Einheit формы художественного высказывания перейти к его содержанию и контексту, история становится куда сложнее и интереснее. Настолько сложнее, насколько фигура Алексея Гастева, выведенного в перформансе в качестве очередного интеллигента жертвы Сталина, масштабнее этого штампованного на фабрике одинаковых мнений образа.
Трижды бежавший из ссылки профессиональный революционер, организатор большевистских боевых дружин Гастев писал стихи лишь в 1910-х, в краткий период жизни, совпавший по времени с пиком русского поэтического (да и не только поэтического) авангарда.
«Пачка ордеров» последний из поэтических циклов Гастева, сборник отрывистых лозунговых текстов. Это футуристическая программа грандиозного и безжалостного революционного преобразования как человеческого труда, так и всего окружающего мира. Это поэзия действия, призванная выразить не только единство и мощь пролетарских масс, но и превращение их в охватывающую весь земной шар машину человечества. Она становится автором будущего.
С невиданной доселе точностью и скоординированностью Машина творит искусство, производство, войну с врагом, проектирует и определяет новую жизнь на планете.
Индивид больше не имеет ни малейшего значения.
Движение этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные нормализированные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики, эмоция, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром.
Остается лишь:
Отрапортовать: шестьсот городов выдержка пробы.
Двадцать городов задохлись, в брак.
Возможно, именно эти тексты и манифесты стали источником вдохновения для классической антиутопии Евгения Замятина «Мы».
Время манифестов быстро прошло. Завершилась гражданская война, победившие большевики перешли от борьбы с обломками старого к строительству нового мира и от слов к действию перешел пролеткультовец Гастев. Следующие двадцать лет его детище, Центральный институт труда, вырабатывал рекомендации, как организовать пролетарскую культуру труда, начиная с распорядка дня и заканчивая детальным исследованием правильной рубки зубилом.
Алексея Капитоновича настигла та же смерть, что и многих других революционеров: он был репрессирован и расстрелян в 1939 году, на исходе Большого террора.
Впрочем, проявить эстетски-гуманистическое сочувствие к его индивидуальной судьбе едва ли не наибольшая возможная степень отрицания целей и ценностей главного героя.
С этим отрицанием мы сталкиваемся в перформансе не единожды. Апроприация текстов и имени при полном и нарочитом игнорировании содержания является чуть ли не главной чертой проекта.
Место рабочего, строящего новый мир, на сцене занимает 60-летний панк-ребенок FM Einheit в оранжевой спецовке. Ему не нужно ни создавать, ни подчинять себя воле механизированного коллектива. Вместо того он может разбивать наваленные на стол кирпичи, играться с их осколками, а может и вяло трахаться с висящей пружиной, используя дрель вместо члена.
Гастев-Курентзис быстро уступает место женскому альтер-эго в образе стареющей строгой учительницы из порнофильма. В промежутках между декламацией переведенных на английский и немецкий поэтических фрагментов, она развлекает зрителей сексуализированными танцами.
Ордер 09
Сумасшедшие женщины, рожайте.
Рожайте немедленно, срочно.
Небольшая металлическая установка одну за другой разрывает страницы книги, на заднем плане изредка чирлидят три декоративные бетономешалки
Вспомнив о панковском прошлом Ammer & Einheit, можно было бы подумать, что это сознательное отрицание тяжкого труда отцов, непринужденная и свободная игра на обломках индустриального мира, победа нульработы и сексуальной революции. Но нет: работа команды предельно организованна и выверенна, ее участники отнюдь не равны друг другу ни в работе, ни в творчестве, ни в праве на имя вольным духом анархистов и автономов ФРГ времен холодной войны здесь и не пахнет.
Да и пространство, в котором они работают, совсем не разрушенные цеха, оставшиеся от умерших предприятий. За полгода до «Удара молота» на Пермском мотовозоремонтном заводе «Ремпутьмаш» трудились герои Алексея Гастева: промышленные рабочие производили и ремонтировали технику, нужную для строительства железнодорожных путей.
С 9 января 2019 года 180 сотрудников «Ремпутьмаша» были уволены: предприятие закрылось, на его месте власти Пермского края организовали культурный центр.
Можно спорить о плюсах и минусах джентрификации, о целесообразности перепрофилирования индустриальных пространств, находящихся в центре города, и преобладании общегородских интересов над экономическими интересами рабочих. Но нельзя не заметить иронии в том, что главным, самым масштабным перформансом, прошедшим на новообретенной площадке Дягилевского фестиваля, стало произведение, которое присвоило не только землю и здания умирающего класса промышленного пролетариата, но и облик рабочих, а равно жизнь, идеи и тексты Алексея Гастева одного из лидеров и вдохновителей пролетарской революции, строителя нового пролетарского мира.
И нет ни перформеров, ни фестиваль за этот жест упрекнуть нельзя.
Ведь это жест радикальной честности: «Горе побежденным!» говорят танцующие интеллектуалы и хипстеры индустриальным рабочим. Теперь вы это мы!
Впрочем, политическая ирония не затмевает драйва и технического совершенства исполнения. Так что на протяжении большей части концерта я находилось в состоянии глубокого внутреннего конфликта: аполлонический разум требовал размышлений, а дионисийское начало так и просилось пуститься в пляс. И я не отказало себе в возможности потанцевать на одном из лучших индустриальных концертов последних лет!

Молотом дробить пролетарское прошлое Курентзис и экс-Einstürzende Neubauten устроили в Перми радикальную честность В ночь с 28 на 29 мая на Пермском заводе им. Шпагина прошел индустриальный

Молотом дробить пролетарское прошлое Курентзис и экс-Einstürzende Neubauten устроили в Перми радикальную честность В ночь с 28 на 29 мая на Пермском заводе им. Шпагина прошел индустриальный

Молотом дробить пролетарское прошлое Курентзис и экс-Einstürzende Neubauten устроили в Перми радикальную честность В ночь с 28 на 29 мая на Пермском заводе им. Шпагина прошел индустриальный

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *