Русские меценаты XVIII века

 

Русские меценаты XVIII века Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства. Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность Вступив на

Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства.
Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность
Вступив на Российский престол Екатерина Великая в своем правлении во многом вдохновлялась идеями французского Просвещения. Один из ее принципов, которыми она руководствовалась «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Императрица делала для этого очень много и стала примером для своих подданных.
В ее окружении стало принято и даже модно жертвовать огромные средства на научные заведения, университеты, Академии наук, а также создавать музеи и открывать библиотеки. Например, ее сподвижница, Екатерина Дашкова, первый президент Российской Академии передала Московскому университету «богатый, собранный ею в течение 30 лет кабинет естественной истории ценившийся в 50 тысяч рублей».
ФОТО 1. Екатерина Дашкова, художник Дмитрий Левицкий.
Канцлер Николай Румянцев создал общедоступную библиотеку и «завещал множество коллекций и разных редкостей для учреждения музея, который, оцененный со зданием в 2 миллиона рублей, носит его имя». Сегодня это одна из крупнейших библиотек в России и мире, знаменитая Ленинка, Российская государственная публичная библиотека. На его деньги издавались книги, он собирал и изучал летописи, финансировал ученые экспедиции и кругосветные путешествия.
Но меценатство не было просто модой и подражанием государыне. Во многих российских династиях этот род занятий передавался из поколения в поколение.
Строгановы промышленники, аристократы и меценаты
Строгановы один из древнейших российских дворянских родов. Иван Грозный пожаловал им земли в районе Урала. Их огромное состояние было нажито солеварением в Прикамье. При Петре Первом появилась пословица «Богаче Строганова не будешь», а Екатерина II считала, что «два человека делают все возможное, чтобы разориться, и не могут». Один из этих двоих Александр Строганов. Но часть денег династии шла на распространение образования в своих владениях и на развитие разных видов искусств.
В вотчинном строгановском хозяйстве в «иконных горницах» художники создали особый стиль иконописи получивший название строгановской школы живописи. По мнению искусствоведов это стало отдельным направлением русской иконописи. Строгановский жемчужный промысел работал на украшение окладов икон, на шитье «златотканых пелен и разнообразных вышивок на женский и мужской парадный наряд хозяев», использовался в изделиях строгановских «серебряников» ювелиров.
ФОТО 2. Икона Строгановской школы.
Самым знаменитым из династии был Александр Сергеевич Строганов. Екатерина II считала, что он «делают все возможное, чтобы разориться, и не может». В свете и при дворе его считали чудаком и шутником, и возможно его легкий характер позволил ему быть в великолепных отношениях со всеми правителями, многих из которых ему удалось пережить. Но он был не только хлебосольным хозяином, гурманом и балагуром, Александр Строганов много сделал для отечества.
Самой большой его страстью стало коллекционирование шедевров живописи и скульптуры. Екатерина II ценила его как знатока живописи, и обращалась к нему за консультацией при приобретении картин для созданного ей «Эрмитажа».
В России в XVIII веке почти не было общественных музеев и доступных библиотек. Специально для своих коллекций Александр Сергеевич строит дворец на Невском проспекте, куда могут попасть люди, которые интересуются наукой и искусством. Он дружит и материально помогает огромному числу художников и писателей. Построил дворец Франческо Бартоломео Растрелли, создатель Зимнего дворца. Ему было запрещено выполнять заказы частных лиц, но для Строганова за его заслуги было сделано исключение,
Павел I назначил Александра Строганова директором Публичной библиотеки президентом Академии художеств. Для поддержки талантливых студентов меценат не жалел средств, в том числе он финансировал продолжение их обучения за рубежом.
ФОТО 3. Портрет А. С. Строганова с планом Казанского собора.
В последние годы жизни Строганов продолжил дело своих предков, которые строили деревянные и каменные храмы. В возрасте 67 лет он возглавил созданную по указанию императора Павла комиссию по возведению в Петербурге Казанского собора. В столице десятилетиями в архитектуре царили иностранцы. А здесь к работали только русские мастера, от каменщика до зодчего, которым стал воспитанник графа Строганова Андрей Воронихин.
В XIX веке Строгановы продолжили традицию меценатства. Самым ярким стал Сергей Григорьевич Строганов, среди многих славных дел которого, было основание в 1825 году Художественно-промышленной академии, которая тогда называлась «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам», а сегодня она носит его имя и мы знаем ее как Строгановку. «Учиться там могли все, у кого был талант, в том числе дети разночинцев и крепостных. Обучение и питание там было бесплатным.
Демидовы. От кузнецов в родственники Наполеона
Источник богатства другой династии промышленников и меценатов тоже находился на Урале. Тульский оружейник Никита Демидов поразил Петра I своим мастерством, и царь-реформатор выше всего ценивший в людях профессионализм, отправил его в Сибирь для строительства металлургических заводов. Император не пожалел о своем решении. На Урале и Алтае Демидовы построили 25 заводов и получили за это в 1720 году для своей фамилии дворянство. В указе Берг-коллегии сказано: «Таких заводов не токмо в Швеции, но и во всей Европе не обретается».
Для того, чтобы заводы работали успешно, Демидовы стали строить школы, а их выпускники, грамотные и вооруженные техническими знаниями, пришли на производство. Богатство Демидовых стало множится и становится баснословным.
При Екатерине II возвысился потомок первых Демидовых Никита Акинфеевич. Он старался быть в курсе всего, что происходило в мире, много читал и даже переписывался с Вольтером, хотя письма эти не сохранились, а также покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на университет и Академию художеств, где в 1771 году на его средства была учреждена золотая медаль «3а успехи в механике».
Это был очень противоречивый человек, потому что предпринимательская и меценатская деятельность сочеталась в нем с жестокостью по отношению к рабочим и крестьянам.
ФОТО 4. Портрет П. А. Демидова кисти Д. Г. Левицкого, 1773, ГТГ.
Порфирия Акнифеевича Демидова (1710 1786) современники считали добрым чудаком, хотя в его «репертуаре» было много далеко не безобидных шуток. Возможно огромные деньги и ударяли время от времени ему в голову, и он совершал эксцентричные поступки удивлявшие и соотечественников и европейцев, но он стал знаменитым меценатом и основал первое Коммерческое училище в России.
В XIX веке следующие поколения Демидовых не перестали быть меценатами. Павел Николаевич (1798 1840) учредил в 1831 Демидовскую премию за «лучшие по разным частям сочинения в России» и «на издание увенчанных академиею рукописных творений». Среди лауреатов Демидовских премий врач Николай Пирогов, историки Николай Костомаров, химик Дмитрий Менделеев, физиолог Иван Сеченов, математик Пафнутий Чебышев, электротехник Борис Якоби и многие другие.
Анатолий Николаевич Демидов (1812 1870), женился на племяннице Наполеона Матильде де Монфор. Он широко покровительствовал наукам и искусствам, но уже почти не говорил по-русски. По его заказу Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи».
Шереметевы передавали любовь к театру из поколения в поколение
Шереметевы, в отличие от Строгановых и Демидовых не были промышленниками. Это были потомственные аристократы военные и придворные. В их роду, известном с XIV века, из поколения в поколение передавалась любовь к изящным искусствам и театру. Борис Петрович Шереметев генерал от инфантерии, сенатор, обер-камергер сын знаменитого соратника Петра Великого фельдмаршала Бориса Шереметева в фамильном поместье Кусково собрал лучшую в то время портретную галерею и открыл модный тогда домашний театр, где его сын, Николай, с детства выступал на сцене.
ФОТО 5. Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова.
Николай воспитывался вместе с молодым Павлом I, а в 1769 году уехал в Голландию учиться в Лейденском университете, а так как с детства болел театром, играл на скрипке и фортепьяно и мечтал стать дирижером, то заодно узнал, как в Европе обстоит дело с театром, и балетом, и познакомился с Моцартом и Генделем. В историю он вошел как театральный деятель, оказавший огромное влияние на Вернувшись в Москву, он сделал свой крепостной театр таким, что владельцы профессиональных театров жаловались, что Шереметев ради своей забавы отбивает у них зрителя.
ФОТО 6. Странноприимный дом, архитектор Джакомо Кваренги.
Но театр для графа Шереметева был не забавой, а делом всей его жизни. Для графа Шереметева создание собственного театра стало главным делом жизни. Он поставил более ста пьес, не только французских и итальянских, но и русских. В театре он нашел свою судьбу, звезду своей труппы Прасковью Ковалёву, выступавшей под сценическим псевдонимом Жемчугова. Он даже сумел сделать невозможное, он женился на ней, хотя он был граф, а она крепостная. Но счастье его было недолгим, Прасковья умерла вскоре, после рождения их сына. В память о ней Шереметев основал Странноприимный дом, где сейчас находится институт скорой помощи имени Склифосовского.
Сын Николая Шереметева и Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой Дмитрий не просто продолжил, но и развил дело отца. Он финансово поддерживал и Странноприимный дом, и учебные заведения, и конечно помогал художникам и музыкантам. Появилась даже поговорка «жить на шереметевский счёт». Традицию меценатства продолжили и внуки Николая Петровича, но эта традиция прервалась в 1917 году. Потомок Шереметевых закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих и похоронен в общей могиле.

Русские меценаты XVIII века Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства. Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность Вступив на

Русские меценаты XVIII века Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства. Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность Вступив на

Русские меценаты XVIII века Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства. Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность Вступив на

Русские меценаты XVIII века Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства. Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность Вступив на

Русские меценаты XVIII века Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства. Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность Вступив на

Русские меценаты XVIII века Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства. Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность Вступив на

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *