КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами.
Картина «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»
Холст, масло 51×45 см
1889 год
Находится в частной коллекции Филиппа Ниархоса в Чикаго
«Живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может осуществить никакая машина», высказался не в пользу фотографии Винсент Ван Гог. За всю недолгую творческую биографию он, как подсчитали историки искусства Анна Паола Рапелли и Альфредо Паллавизини, написал примерно 90 автопортретов. Такой интерес к собственному лицу отчасти объяснялся склонностью художника к рефлексии, а отчасти тем, что Ван Гог был вынужден экономить на натурщиках.
Два автопортрета с перевязанным ухом неистовый голландец создал после того, как попал в больницу, ранив себя в приступе безумия. К срыву привела ссора с «товарищем по цеху» Полем Гогеном, случившаяся в 1888 году за сутки до Рождества. Дело в том, что поселившийся в красивом южнофранцузском городе Арле Ван Гог мечтал собрать в своей мастерской коммуну талантливых художников, которые вместе достигнут славы и признания. К нему после долгих уговоров приехал Гоген, но у двух живописцев были слишком разные взгляды и слишком непростые характеры, чтобы они смогли ужиться. Когда гость объявил о намерении покинуть Арль, Ван Гог воспринял это как предательство и крушение всех надежд. Он пришел в отчаяние, а потом в неистовство. По словам Гогена, голландец преследовал его на улице с бритвой в руке. После чего бросился в мастерскую и той же бритвой отрезал себе не ухо, как принято считать, а лишь часть ушной раковины. Утром Ван Гога нашли в луже крови и доставили в больницу.
Художник писал себя с повязкой на голове в начале 1889 года, в период, когда Винсенту казалось, что душевное здоровье восстанавливается, и он пытался убедить врачей, младшего брата Тео, который его содержал, да и самого себя, что еще может вернуться к нормальной жизни и продолжать работать.
1. Повязка. На картине забинтовано правое ухо, тогда как на самом деле художник порезал себе левое. Это объясняется тем, что автопортрет написан с отражения в зеркале.
2. Трубка. Курение Винсент, как и его отец, считал средством от меланхолии и еще в юности писал младшему брату: «Тео, я очень советую тебе начать курить трубку. Это поможет, когда ты будешь не в духе, как часто бываю я».
3. Глаза. Это центр композиции, они расположены на линии, где красный цвет фона встречается с оранжевым. Ввалившиеся глаза с покрасневшими веками свидетельство, что художник еще не вполне оправился от болезни. Однако взгляд его сосредоточенный и спокойный.
4. Дым. Причудливыми завитками он поднимается из трубки к небу; на этой картине впервые отчетливо появляется мотив спирали, который будет развиваться на полотнах Ван Гога в последний год его жизни. Исследователь творчества художника Герберт Гретц полагал, что на этом портрете дым символ духовной устремленности Ван Гога.
5. Одежда. Историк искусства Бернадетт Мёрфи предположила, что на художнике провансальский пастушеский плащ, который носили застегнутым на одну пуговицу. Изобразив себя в верхней одежде, Ван Гог, возможно, пытался продемонстрировать, что он, несмотря на зимний холод, прилежно следует рекомендациям докторов и медицинского ежегодника Франсуа Распая чаще гулять и дышать свежим воздухом.
6. Шапка. Любимый меховой головной убор Ван Гога вызывал насмешки горожан, недолюбливавших чудаковатого живописца.
7. Фон. По мнению искусствоведа Елены Муриной, красно-­оранжевый цвет фона в живописи Ван Гога символизирует пыл души.
ХУДОЖНИК
Винсент Ван Гог
1853 родился в Грот-Зюндерте, в Нидерландах, в семье протестантского священника.
18691876 работал клерком в компании «Гупиль и Ко», торговавшей произведениями искусства.
18781879 пробовал себя в качестве проповедника.
1880 поступил в Академию художеств в Брюсселе, но вскоре бросил ее и стал заниматься живописью самостоятельно.
1881 первые работы маслом: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами».
1886 поступил в Школу изящных искусств в Антверпене.
18861888 жил в Париже, где познакомился с импрессионистами и другими прогрессивными художниками.
1888 переехал в город Арль в живописном Провансе, где мечтал основать коммуну художников в арендованном им «Желтом доме». Написал «Ночное кафе». Попал в больницу из-за приступа безумия.
1889 добровольно лег в клинику для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль близ Сен-Реми-де-Прованс. Написал «Звездную ночь».
1890 перебрался в городок Овер-сюр-Уаз, где художника лечил друг его брата доктор Гаше. Смертельно ранил себя выстрелом в грудь. Похоронен в том же городе.

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЗЕРКАЛО ДУШИ Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами. Картина

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *