Советская Монголия.

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1
«Цам» — монгольское произношение тибетского слова «Чам» («Tsam»), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». Эти танцы являются сутью молитвы для медитации «дияа». К началу ХХ века в каждом монгольском монастыре цам проводился хотя бы раз в год. На него съезжалось огромное количество народа. В танце — пантомиме исполняемой монахами участвует до 60 человек. Согласно традиции буддийской религии цам составляет неотъемлемый атрибут религиозного праздника Майдари (Майтрейи).
Впервые цам в Монголии танцевали в монастыре Эрдэнзуу. Танец цам или «гарчам» первоначально возник в Тибете и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Предполагается происхождение этих танцев из Индии , где в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей. Вслед за Индией цам стал известна в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета перекачивал в Монголию, оттуда в Бурятию, Туву и Калмыкию. Также существует мнение, что корни этого обряда уходят в далекие добуддийские времена, к шаманским практикам и фольклору кочевников прототипы масок цам можно увидеть на древних петроглифах (наскальных рисунках) в Центральной Азии.
Нужно особо отметить и тот факт, что Мистерия цам обладает всеми качествами театра, так как в ней все расписано структурно и досконально от начала до конца, а это и: яркие и ни на что не похожие костюмы, многокрасочные и искусно созданные маски, музакальное сопровождение, где каждому персонажу относится своя мелодия и ритм, и наконец, отточенные движения танцующих, положения их тел в тот или иной момент ритуала. Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками. Танец — это театральное искусство, выполненное квалифицированными танцорами, имеющими внешнее появление и характеры различных апостолов и дьяволов, животных или реальных людей.
Цели исполнения мистерии таковы:
— показать зрителям присутствие божества на земле;
— усмирить злых духов, угрожающих последователям Дхармы;
— устрашить врагов буддизма;
— благополучие предстоящего года;
— подготовить человеческую душу к особому посмертному состоянию (состояние бардо), которое приводит к следующей реинкарнации.
В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма мистерия цам была введена в VIII в. н.э. Падмой Самбхавой, который сам впоследствии стал персонажем буддийской мифологии. По легенде считается, что Падма Самбхава глава секты красношапочников с помощью ритуала цам одолел духов-защитников древней тибетской религии бон-по и заставил их служить буддийскому закону-дхарме. Связать этих демонов клятвой Падма Самбхава смог лишь принеся в жертву человека. Добровольное заклание на смерть, по легенде, сразу даровало жертве нирвану. Происходило это будто бы при сооружении Самье, первого буддийского монастыря в Тибете.
Известная русская ученая-монголовед Н.Шастина рассказывает в своей статье одну интересную легенду. Тибетский император «Ландрам» (841-901) был поклонником шаманства и известным противником распространения в Тибете буддизма. Во времена его правления уничтожались монастыри и всячески притесняли монахов, поэтому они сбежали в горы и стали жить в пещерах. В результате из 70 000 монахов в живых осталось только 7. Этого жестокого правителя подавил чойжин-монах Лхал-хумбалдорж. Для этого он сшил себе черно-белый костюм с широкими рукавами, в которых спрятал лук со стрелами, перекрасил белую лошадь в пеструю. Затем он надел свои одежды с белой стороной наружу и приехал в императорский дворец. Перед дворцовыми воротами он начал танцевать и прыгать, размахивая рукавами. А когда заинтересованный император вышел посмотреть на него, он вытащил лук и застрелил его. Затем он перевернул свою одежду черной стороной и прыгнул в реку. Так ему удалось убежать от стражи. С тех пор он скрывался в горах и жил отшельником, и с тех пор стали исполнять маскированный танец цам, чтобы победить всех врагов буддийской веры.
С уверенностью можно утверждать, что мистерия цам, возникшая в эпоху начала распространения буддизма в Тибете, отражает борьбу буддизма с древними местными шаманскими верованиями. В цаме отчетливо проглядывают остатки древней зоомистерии (о чем свидетельствует наличие многих «животных» персонажей), явно языческого происхождения.
Исторические источники сходятся вопросе, где и когда впервые в Монголии исполнялись танцы цам: в самом старом буддийском монастыре «желтого течения» Эр-дэнэзуу в 1756г., и другие монастыри последовали его примеру и стали исполнять каждый свой цам. Но эти источники касаются только монастырей халхинских племен, потому что сохранился документ, согласно которому за 63 года до этого, т.е. в 1723г. в ойратской Джунгарии исполнялся этот танец в предверии Лунного Нового года. Об этом в своем личном дневнике писал российский посол Иван Ун-ковскийн, который 2 года жил при Джунгарском правителе Цэвээн-равдане. Поэтому документально подтвержденный факт первого исполнения танцев цам среди монгольских племен произошел в начале ХVIII в.
А вот танцы «Жахар цам» были устроены в самом крупном халхин-ском монастыре Халхын их хурээ, который устанавливал религиозные стандарты по всей стране, лишь в год железного барана XVI шестидесятилетия, т.е. в 1811г. по юлианскому календарю, в период правления IV Жавзандамба ху-тагты (1755-1813). Одежду и церемониал столичного цам разработал V Далай лама, взяв за основу традиции тибетского монастыря Дашлхумбэ. Но при этом поговаривали, что тибетские монастыри не поделились тайной молитвой «Дансранжамцын гарчим», составлявшей суть этих танцев. Поэтому молитву сочинил монгольский лама XII их хамба Жадрын Хайдав, и эта молитва ничем не уступала тибетскому оригиналу. При постановке танцев цам в монастыре «Эрдэнэзуу товд унзад», аграмба гэлэн Сэнгэравдан разработал церемониал и написал специальную книгу-руководство.
Отсюда следует, что хотя танцы цам, которые исполнялись в тибетском монастыре Дашлхумбэ, монгольском монастыре Эрдэнэ-зуу и в столице, хотя и имели одно происхождение, довольно сильно отличались между собой. С одной стороны, танцы цам бесспорно являются культурным, а с другой стороны это религиозная церемония.

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Советская Монголия. Мистерия Цам в Улан-Баторе (Урга), 1930-е гг. Ч.-1 «Цам» - монгольское произношение тибетского слова «Чам» (Tsam), означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *