Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных фантазий. Наш путь лежал в сторону Чивиты ди Баньореджо, и мы решили, сделав небольшой крюк, заехать еще в одно занятное место — старый маньеристский парк «Священный лес» (по-итальянски Sacro Bosco), но сейчас больше известном как «Сад чудовищ» (Parco dei Mostri), что у подножия городка Бомарцо. Это название закрепилось за парком благодаря народным поверьям об обитающих здесь злых духах.
Небеса смилостивились над нами, и начавшийся еще в Баньяйя проливной дождь, закончился как раз к моменту, как наша машина остановилась на парковке под Бомарцо рядом с садом. Парковка бесплатная, большая. Вход на территорию парка в мае 2019-го стоил 11 евро. При входе есть небольшое кафе и книжная лавка.
Парк, появившийся в этих местах во второй половине 16 века, известен коллекцией каменных скульптур мифологического, а порой и вовсе фантастического характера. Ведь произведения времен увлечения стилем маньеризм были призваны ошеломлять зрителя, и, думаю, да, с этой задачей создатели парка справились-:) А создателями парка был представитель знатного рода Вичино Орсини и приглашенный им для выполнения работ известный архитектор Пирро Лигорио, что построил виллу ДЭсте в Тиволи, дворец Казино в садах Ватикана, и вместе с Джакомо Виньола заканчивал работу над собором Святого Петра после смерти Микеланджело.
Считается, что Орсини посвятил парк своей погибшей от несчастного случая жене Джулии Фарнезе, и в ее честь построил небольшой, но очень гармоничный ренессансный храм, который, возможно, спроектировал все тот же Виньола, работу которого мы уже оценили по достоинству на вилле Ланте, и который работал с Пирро Лигорио в Риме. На одной из колонн павильона высечено: «Лишь для того, чтобы дать выход чувствам».
Сейчас здесь похоронены Джанкарло и Тина Севери Беттини, люди, благодаря которым мы имеем возможность сегодня гулять по этому замечательному парку, ведь именно они возродили его к жизни в 20-м веке, поскольку несмотря на внимание к нему известных персон, Сальвадора Дали, например, и вереницу именитых владельцев (Орсини, Боргезе, Ланте) много лет это место находилось в запустении и гибло.
Мы ступили на территорию парка, и, миновав сфинксов, заглянули сначала к фигуре мифологического персонажа Протея, вернее к его гигантской голове, увенчанной земным шаром и замком Орсини над ней (очень скромно, не так ли-:) Протей, сын Посейдона — морское божество, он мог менять свое обличье и предсказывать будущее.
Изначально парк был задуман как сад диковин, такая непроходимая лесная чаща, в глубине которой затаились страшные монстры-:) Есть версия, что идею о монстрах Лигорио почерпнул из загадочного романа «Любовное борение во сне Полифила» (Гипнэротомахия Полифила), в котором главный его персонаж Полифил в своем сне бродит по Герцинскому лесу в поисках любимой и сражается с монстрами.
А наше воображение поразили каменные великаны, застывшие в смертельной схватке друг с другом. По одной из версий, это сцена битвы Геркулеса с огнедышащим великаном Какусом. По древнегреческим сказаниям, Как (или Какус), будучи сыном бога огня Гефеста, был способен изрыгать пламя, и был настоящим чудовищем — великаном и людоедом. По легенде, когда Геркулес (Геракл), совершавший по приказу микенского царя один из своих знаменитых подвигов, перегоняя по территории Италии украденных у Гериона коров, Какус похитил у него несколько голов стада и спрятал их в своем логове. Но Геркулес нашел пропажу, привлеченный мычанием одной из похищенных коров, и, отодвинув, словно камушек, огромную скалу, загораживавшую вход в пещеру, сразился с огнедышащим чудовищем и убил великана.
Есть и другая интересная версия. Скульптурная композиция может напоминать и сюжет известной поэмы 16-го века Неистовый Роланд о приключениях и деяниях безответно влюбленного рыцаря Роланда (Орландо) к царевне Анджелике. В одной из историй обезумевший рыцарь голыми руками разрывает встретившегося ему в лесу дровосека. Вообще, предполагается, что отсылок к этому старинному произведению в парке гораздо больше. И сама идея использования главной темы старой поэмы — неразделенная любовь и потеря — может быть ключом к разгадке тайн философского сада Вичино Орсини.
Авторство скульптур, предполагается, за Симоне Мосчино, он создал эти фигуры, высекая из скал в грубоватой ремесленнической манере, отчего они выглядят такими древними, словно находились здесь, в этом лесу, тысячелетиями.
Вот, например, большая каменная черепаха с крылатой женской фигурой на спине — символом Фортуны и Славы. В интернете попадались интерпретации этой композиции, связанные со старой латинской поговоркой: Торопись медленно. Вспомнился фонтан с черепахами на площади Маттеи в Риме, символическое значение которого тоже связывали с этой пословицей.
Рядом с каменной черепахой обнаруживается огромная широко раскрытая пасть кита, и если мысленно продолжить траекторию движения черепахи, то окажется, что она неминуемо попадает на съедение морской твари. Может, в этом и заключается символизм этой сцены — говоря по-русски, не спеши, а то успеешь-:) Ну, не зря же автор расположил их вместе вот так вот
Одним из удивительных сооружений парка является накренившийся, словно вот-вот упадет, двухэтажный дом.
Правда, по мнению некоторых историков, никакой загадки здесь нет, и изначально стоявший ровно дом наклонился в результате оползня. Так это или нет, не знаю, по другим версиям, он и был таким задуман, чтобы снести башню любопытному посетителю, заглянувшему внутрь, что в целом укладывается в общую концепцию восприятия парка-:) И что самое интересное, зайдя внутрь, действительно ощущаешь, как пол буквально уходит из-под ног, начинает кружиться голова, и хочется поскорей выбраться. Мой вестибулярный аппарат не справился с предложенной задачей, а может, я просто слишком впечатлительна. Если это и правда задумка создателей парка, и дом был задуман, как своеобразный аттракцион, то идея, конечно, прикольная, не знаю только, как относились средневековые гости парка к такой шутке-:)
Неподалеку от падающего дома мы попадаем в пространство целой россыпи впечатляющих скульптур. Вот, например, фигура морского божества Нептуна с выпрыгивающим из морских вод дельфином рядом с ним.
Удивительно то, что скульптуры были высечены из скал прямо тут на месте. Где-то прочла, что формы камней словно сами подсказывали мастеру, какой персонаж выйдет из-под его резца. Вот здесь, например, спящая нимфа.
Совсем другой характер у этого мифологического персонажа женского рода — Фурии по одной версии, или Гарпии по другой. Всем ведь знакомо значение нарицательного существительного фурия-:) В упрощенном значении — разъяренная до предела женщина, требующая возмездия. Так и есть: богини мщения фурии по легенде появились на свет в тот момент, когда капли крови раненого собственным сыном Кроносом бога Урана упали на землю, обращаясь в жаждущих отмщения существ. А крылья им были даны, чтобы быстрее настигать свою жертву. И горе было тому, кто решился на страшное преступление, не было пощады грешнику, когда богини возмездия настигали его. От них невозможно было избавиться, и они не оставляли грешника до тех пор, пока он не сходил с ума или не заканчивал жизнь самоубийством.
Если же мы перед собой все же видим Гарпию, то намного легче от этого не становится. Эти отвратительные существа тоже насылались на людей в наказание за проступки, что, в общем, объединяет их отчасти с родом фурий. Они были символом ненасытности, жадности и подлости. Изображались, как крылатые существа с когтистыми лапами, но с женским лицом и грудью.
Есть интересная легенда о том, что когда-то они были женщинами — дочерьми морского божества, но за склочность и злобность характера были обращены в отвратительных существ, а лицо и грудь в облике им была сохранена в память о человеческом прошлом. Объединяет обоих существ, следуя мифам, не только предназначение — наказание, но и сопутствующий эффект: где бы ни появлялись эти отвратительные создания, там распространялось страшное зловоние, и спасенья от него не было. Однако, внимательно почитав в некоторых источниках описания существ, я все же немного не поняла, откуда тогда у этого каменного изваяния такой мощный, похожий на драконий, хвост
Напротив одной страшной полуженщины-полуптицы восседает другая, на этот раз без крыльев, но с двумя чешуйчатыми хвостами вместо ног, и двумя каменными львами перед ней.
Одни считают, что это Ехидна — полуженщина-полузмея или дракайна (дракон женского рода). А отдыхающие у ее ног, пардон, хвостов, вероятно, это порожденные ею дети. В этом свете, один из них похож на Немейского льва, того самого, что убил Геракл, совершая свой первый подвиг, и что изображен в соответствующем сюжете самого прекрасного фонтана Петергофа. Со второй фигурой ясности нет-:) Мне немного напоминает разновидность Сфинкса, возможно, ту, что с головой сокола (вероятно, клюв отвалился, мне кажется, это отчетливо видно). Или это Эфон, тот, что клевал печень Прометея Версия о принадлежности женской фигуры к роду русалок встречалась мне намного реже.
Церера, древнеримская богиня плодородия и урожая и покровительница материнства, в древнегреческой мифологии нареченная Деметрой, тоже являющейся покровительницей земледелия.
Оба мифа необычайно схожи, в обеих легендах дочь богини (в древнеримском наименовании Прозерпина), была похищена воспылавшим любовью богом подземного царства Плутоном (в древнегреческой версии Аид похитил Персефону). Безутешная мать отправилась на долгие поиски дочери. А пока она скиталась по земле, повсюду перестали всходить урожаи, наступил голод. Тогда отец всех богов Юпитер (греч. Зевс) распорядился отпускать Прозерпину к матери. Подземный бог не посмел ослушаться и отпустил девушку, но дал ей зерна священного граната, чтобы она время от времени возвращалась к нему в подземное царство. А богиня плодородия вернула жизнь угасающей природе и научила людей земледелию.
Не очень понятна только картина, которая предстает, если обойти эту скульптуру кругом. За спиной Цереры, по версии одного англоязычного сайта, женские фигуры с крыльями бабочки и рыбьими хвостами — нереиды, морские божества.
Почитав про них, узнала, что это вполне себе мирные существа, ведут спокойную жизнь на дне моря, танцуют и поют. Непонятно тогда, в таком свете, что они делают с еще одним персонажем сцены, держа его вверх ногами, словно душу из него хотят вытрясти. На тритона не похож — ноги на месте. И что вообще делают морские персонажи в такой загадочной композиции за спиной у богини плодородия Не смогла найти ответ на этот вопрос.
А вот другая скульптура, которая тоже не имеет однозначного толкования. И если общий ее облик не вызывает сомнений — мы видим здесь боевого слона с башенкой на спине (такие слоны использовались во время Пунический войн в 3-2 веках до н.э.), то каковы его намерения относительно римлянина, обвитого слоновьим хоботом — тут мнения расходятся.
Одни считают, что слон поддерживает воина. Другие, что убивает, и эта версия превалирует. Возможно, даже, что здесь мы видим изображение любимого слона великого карфагенского полководца Ганнибала, по древним источникам, он был самым храбрым и выносливым слоном из всех, кто был на вооружении вторгшихся на италийскую землю войск.
Еще один страж зачарованного леса — дракон, сражающийся с собакой, львом и волком. Здесь тоже существуют разные толкования — одно из которых борьба добра со злом, добродетели с пороком.
Есть и другая версия — дракон как символ вечности и мудрости, а нападающие животные — олицетворения прошлого, настоящего и будущего.
Такие убедительные стражи лесной чащи, вероятно, размещены здесь не случайно. Возможно, все они, по задумке автора, охраняют вход в главное сокровище парка — каменный грот, замаскированный под страшную маску орка с распахнутым ртом.
Устрашающий образ символизирует собой вход в Преисподнюю, и по идее должен нагонять оторопь на прохожего. Вероятно, в 16-м веке так и было. Внутри грота устроен простой каменный стол, наводящий на мысль, что здесь могли проходить средневековые ужины в экстравагантном антураже, и можно себе только представить, какой ужас испытывали поздно вечером проходящие мимо набожные крестьяне, увидев мерцающий свет от факелов в пустых глазницах монстра и услышав звуки поедания пищи-:)
Кстати, над входом в грот на губах маски сохранилась часть начертанных когда-то слов OGNI PENSIERO VOLA, что в переводе означает примерно следующее — любая мысль летуча, что по версии англоязычной Википедии намекает на акустические свойства пещеры: любой звук внутри пещеры хорошо слышен снаружи. Есть и другая интересная трактовка: что это всего лишь часть сохранившихся букв от надписи LASCIATE OGNI PENSIERO VOI CH’ENTRATE (оставь всякие мысли, входящий), что напоминает об известной фразе Данте из Божественной комедии — Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate (Оставь надежду, всяк сюда входящий).
Елена Баранова

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров Нагулявшись вволю среди фонтанов виллы Ланте, мы из мира одних старых замшелых камней переместились в мир других каменных

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *