ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ.

 

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества.
Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер Гитлера. Беседуя 13 июня 1940 года (через день после того, как Париж был объявлен «открытым городом») с послом фашистской Италии А. Россо, глава правительства СССР В. М. Молотов сказал: «После серьезных ударов, полученных Англией и Францией, не только их сила, но и престиж упали, и господство этих стран идет к концу. Следует полагать, что голоса Германии и Италии, а также и Советского Союза будут более слышны, чем хотя бы год тому назад… Англия и Франция, как показывают события, с их старым политическим основанием не выдерживают испытания»
Теперь оставалось только покончить с запертой на своем острове Британией. В одном из своих публичных выступлений Гитлер сравнил британского премьер-министра с петухом, которому уже отрубили голову, а он все еще бегает по двору на слабеющих ножках
С такой оценкой ситуации товарищ Молотов и товарищ Гитлер поспешили.
22 июня (странные шутки отпускает порой История) 1940 года советский посол в Лондоне И. М. Майский докладывал в Москву: «Теперь уже можно с полной определенностью сказать, что решение британского правительства, несмотря на капитуляцию Франции продолжать войну, находит всеобщую поддержку населения Паники нет. Наоборот, растет волна упрямого, холодного британского бешенства и решимости сопротивляться до конца».
В небесах, затем на море и на земле
Сухопутная армия Германии по всем параметрам (численность личного состава, дивизий, танков) обладала подавляющим превосходством над английскими войсками, развернутыми летом 1940 года на Британских островах.
В июле 1940 года после долгих дискуссий военно-политическое руководство Германии пришло к выводу, что немецкий флот сможет обеспечить переброску и последующее снабжение вермахта на Британских островах, но лишь при выполнении одного обязательного условия люфтваффе должно завоевать абсолютное господство в воздухе над Ла-Маншем.
За столь жестким требованием («абсолютное господство в воздухе») стояло не только понятное желание главкома кригсмарине гросс-адмирала Э. Редера снять с себя ответственность за возможный провал операции, тут был еще и вполне трезвый расчет. Даже той посудине, которая называлась «быстроходная десантная баржа», требовалось несколько часов для того, чтобы пересечь Ла-Манш. И она в отличие от боевых кораблей, имевших броневые палубы и мощное зенитное вооружение, была совершенно беззащитна перед атакой с воздуха: первое же попадание фугасной авиабомбы могло стать для нее последним.
Таким образом, была определена вполне логичная последовательность действий. На первом этапе операции, в течение двух-трех недель, люфтваффе должно уничтожить самолеты и аэродромы Королевских ВВС на южном побережье Британии; затем в течение 10 дней происходит сосредоточение войск и переправочных средств в портах северной Франции и Бельгии и только после этого завершающий победный бросок на английскую территорию.
Вся операция в целом получила звучное название «Морской лев», предшествующее десанту авиационное наступление «Атака орла», первый день массированных воздушных ударов «День орла».
У Гитлера и его генералов были реальные основания для оптимизма. В то время (вторая половина 30-х годов), когда СССР и Германия вели бешеную гонку авиационных вооружений, англичане занимались теоретическими размышлениями и политическими дебатами. В результате к лету 1940 года, даже с учетом тяжелых потерь, понесенных во время французской кампании, люфтваффе по меньшей мере втрое превосходило по численности наличные силы Истребительного командования ВВС Великобритании.
В составе трех привлеченных к операции «Атака орла» воздушных флотов (2 и 3-й в Нормандии, Бельгии и Голландии, 5-й в Норвегии) числилось: 51 бомбардировочная авиагруппа (полк), 26 истребительных авиагрупп и 9 авиагрупп, оснащенных тяжелыми двухмоторными истребителями Ме-110. В начале августа 1940 года на вооружении этих частей в боеготовом состоянии находилось порядка 1300 бомбардировщиков (включая не менее 250 пикирующих Ju-87), 800 одномоторных и 200 двухмоторных истребителей (Bf.109 и Ме-110).
Стоит отметить, что по всем трем параметрам (число авиагрупп, общее количество самолетов, наличие боеспособных машин) эта группировка превосходила ту, что была развернута утром 22 июня 1941 года у границ СССР.
Причем если в июне 41-го на огромном по протяженности Восточном фронте перед люфтваффе поставили множество задач (завоевание превосходства в воздухе, огневая поддержка наземных войск, изоляция ТВД, разрушение транспортной сети в оперативном тылу Красной армии, дальняя разведка), то в августе 40-го вся ударная мощь немецкой авиации должна была обрушиться на два-три десятка аэродромов, располагавшихся на 300-километровом «пятачке» юго-восточной Англии.
Истребительное командование британских ВВС могло противопоставить вражеской армаде 49 эскадрилий, в которых к 11 августа 1940 года имелось всего 620 боеготовых самолетов «Харрикейн» и «Спитфайр» (Истребительная эскадрилья британских ВВС имела весьма необычную структуру и состав. По штатному расписанию в ней должны были насчитываться 26 летчиков, 12 самолетов «боевого расчета» и 6 в резерве. Предполагалось, что это позволит чередовать действия пилотов «в две смены», планомерно готовить и вводить в бой молодых летчиков, максимально интенсивно использовать ресурс машин. Фактически же в период «битвы за Британию» истребительные эскадрильи имели в среднем по 16 летчиков и 12 самолетов). При этом лишь меньшая часть эскадрилий (19 из 49) была вооружена «Спитфайрами», не уступавшими по основным ТТХ немецкому «Мессершмитту» Bf.109.
Все познается в сравнении. 22 июня 1941 года в группировке советской истребительной авиации Первого стратегического эшелона (ВВС пяти приграничных округов и двух флотов) насчитывалось более 250 эскадрилий, 3,5 тысячи летчиков и 4 тысячи исправных самолетов-истребителей
Впрочем, главная проблема для англичан заключалась даже не в количестве самолетов (теоретически оно могло быть относительно быстро увеличено за счет собственного производства или закупок истребителей за рубежом), а в малочисленности летного состава. По самой максимальной оценке, то есть с учетом неопытных выпускников летных училищ, пилотов бомбардировочной и разведывательной авиации, срочно переданных в распоряжение Истребительного командования, на Британских островах к началу битвы насчитывались порядка 1430 летчиков-истребителей. В руках этой горстки людей оказалась судьба огромного государства.
Всевидящее око.
По единодушному мнению всех исследователей истории «битвы за Британию», англичан спасла своевременно разработанная и развернутая система раннего радиолокационного обнаружения. 18 радарных станций, размещенных вдоль всего южного и юго-восточного побережья Англии, обеспечивали обнаружение немецких самолетов на дальности в 100 и более километров, то есть за 1520 минут до атаки.
Эти локаторы, включенные в безукоризненно работающую, обеспеченную надежными линиями связи, гибкую систему оповещения и централизованного управления позволили Истребительному командованию с максимальной отдачей использовать свои малочисленные эскадрильи. Без такой системы, созданной в считанные месяцы, поражение британских ВВС было бы неизбежным. Впрочем, не все было столь просто. Не стоит забывать о том, что представляли собой эти первые английские радиолокаторы. Основой каждой станции были две высоченные (105 футов, что соответствует высоте 9-этажного дома) неподвижные мачты.
О маскировке не могло быть и речи «девятиэтажные» мачты на прибрежном холме были отчетливо видны с воздуха.
Самое же печальное было в том, что система неподвижных антенн обеспечивала обзор лишь в секторе 90 градусов по азимуту (причем по краям сектора дальность обнаружения значительно падала). В определенном смысле эти локаторы можно было сравнить с ДОТами простейшего типа, через амбразуру которых виден лишь строго ограниченный участок поля боя.
Уничтожение любой из таких станций создавало разрыв в поле радиолокационного обнаружения, и закрыть эту «брешь» соседние станции не могли. По сравнению с советскими РЛС «Редут» и «Пегматит» (одноантенное, совмещенное на прием и передачу устройство кругового вращения с функцией определения скорости полета цели, время развертывания 2 часа) английская MRU-105 смотрелась как деревенская телега рядом с «Роллс-ройсом».
Общим и неизбежным недостатком первых локаторов метрового диапазона была низкая разрешающая способность, не позволяющая четко и достоверно оценить размер цели (то есть количество самолетов в группе). Практически это означало, что принимая решение (а принять его надо было в считанные минуты), на командном пункте истребительной авиации никогда не знали точно, что именно обнаружил радар: небольшую отвлекающую группу или ударное соединение немецких самолетов.
Выход был найден в использовании весьма нетривиальной тактики: вопреки всем канонам военной науки, требующим создавать (или по меньшей мере стремиться к этому) численное превосходство над противником, командующий британской истребительной авиацией маршал Х. Даудинг запретил массированное применение истребителей. Едва ли не половину всех эскадрилий он держал на земле, вне зоны самых напряженных боев; по тревоге для отражения налета в воздух поднимали лишь одну-две эскадрильи. Многократное численное превосходство всегда было на стороне немцев и не были редкими ситуации, когда это превосходство выражалось двузначными числами.
Эта, на первый взгляд, самоубийственная тактика оказалась единственно верной. Постоянно имея на земле значительный резерв самолетов, готовых к немедленному взлету, Истребительное командование могло наращивать силы в ходе развернувшегося воздушного сражения и за весьма редкими исключениями не пропустило ни одного удара бомбардировщиков люфтваффе незамеченным и безответным. В воздухе же огромное численное превосходство противника означало, что у английских истребителей никогда не было недостатка в объектах для атаки. Разумеется, нельзя назвать это всего лишь «тактикой». Такая «тактика» стала возможной и эффективной лишь благодаря огромному мужеству и самоотверженности английских летчиков, которые без тени колебания направляли дюжину «Харрикейнов» на огромные тучи немецких самолетов.
Пятый интернационал.
Нуждается в уточнении и определение «английские». В небе над Англией сражался подлинный антифашистский «интернационал» сотни польских, французских, чешских летчиков.
Первым по результативности асом «битвы за Британию» (17 сбитых немецких самолетов) стал чех Йозеф Франтишек. Покинув Чехословакию после оккупации ее Гитлером, он воевал в составе польских ВВС, затем, после гибели Польши присоединился к французам, а летом 1940 года записался в Первую польскую эскадрилью британских ВВС. Погиб в октябре 1940 года.
Четвертой по результативности эскадрильей Истребительного командования стала 303-я «польская» за 6 недель боев, летая на «Харрикейнах», ее пилоты сбили 44 самолета противника. В небе над Лондоном сражался Станислав Скальский уроженец России, польский летчик, одержавший свою первую победу 1 сентября 1939 года, в первый день войны. Судьба была к нему милостива, и Скальский дожил до конца Второй мировой, записав на свой личный счет 21 самолет люфтваффе.
В списках польских героев британских ВВС обнаруживается и летчик по фамилии Шапошников (8 побед). Еще один «поляк» князь по фамилии Голицын. Князь Голицын стал знаменит тем, что исхитрился сбить «Мессершмитт» на высоте более 10 км сделать такое на «Харрикейне» технически невозможно, но, как говорят французы, noblesse oblige («благородное происхождение обязывает»).
И все же самый большой вклад в победу англичан внес, как мне представляется, выдающийся русский ученый, химик-технолог, генерал-лейтенант российской императорской армии, профессор В. Н. Ипатьев.
В годы Второй мировой войны английскую авиацию поднял в воздух великолепный роллс-ройсовский двигатель «Мерлин». Именно он был установлен на самых массовых типах британских истребителей («Харрикейн» и «Спитфайр») и бомбардировщиков («Ланкастер» и «Москито»). Лицензионная версия этого же мотора, выпущенная американской фирмой «Паккард», сделала возможным создание самого массового и, вероятно, самого лучшего американского истребителя «Мустанг».
Для изготовления авиационного топлива, пригодного для привередливого «Мерлина», требовались специальные антидетонационные присадки. И не в лабораторных, а в измеряемых тысячами тонн количествах. Такое вещество (изопропилбензол) и технология его промышленного синтеза были созданы в США группой русских химиков во главе с В. Н. Ипатьевым.
Изопропилбензол Ипатьева исправно сгорал в моторах английских истребителей, выигравших «битву за Британию». Остается лишь добавить, что по странной иронии судьбы именно в екатеринбургском доме родного брата Владимира Николаевича горного инженера Н. Н. Ипатьева прожил свои последние дни последний русский император.

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

ПЕРВОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГИТЛЕРА- БИТВА ЗА БРИТАНИЮ. Летом 1940 года гитлеровская Германия находилась в зените славы и могущества. Чувство глубокого удовлетворения демонстрировал могучий партнер

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *