Рабочий факультет

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения, существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.
До революции 1917 года высшее образование было доступно только 10% школьников. А в 1918 году был издан декрет, который открывал доступ в высшие школы всем без исключения людям старше 16 лет, без экзаменов и проверки аттестата. Обучение было бесплатным, а мужчины и женщины учились вместе. Однако был нюанс подавляющая часть граждан бывшей Российской империи были неграмотны. По данным переписи 1897 года, в составе всего населения империи был 21 % грамотных, а за вычетом детей до 9 лет 27 %. При этом уровень грамотности сильно различался в разных областях страны. Так, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9 % и 55,1 %, а в Сибири и Средней Азии 12,4 % и 3,3 % соответственно. Но и среди тех, кто умел читать и писать, большинство приходилось на жителей сельских местностей и провинциальных городков, где возможности образования ограничивались церковно-приходской школой, уровень подготовки в которой делал фактически недоступным для выпускников не только высшее, но и среднее специальное образование. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян, но уровень общеобразовательной подготовки большинства из них оказался настолько низким, что высшее образование всё равно оказалось для них недоступным.
В этой ситуации заместитель наркома просвещения РСФСР М. Н. Покровский выдвинул идею создания рабочих факультетов как предварительной ступени для подготовки широких масс к получению высшего образования.К системе образования добавились рабфаки и совпартшколы промежуточные ступени между средним и высшим образованием.
Рабфак был открыт в 1919 году на базе вечерних курсов, организованных при бывшем Московском Коммерческом институте (ныне Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова), а также при МГУ курсов подготовки рабочих и крестьян для поступления в вузы. Преподавали здесь преимущественно молодые университетские профессора. Длительность обучения на курсах в зависимости от предварительной подготовки составляла 12 года. Обучение было бесплатным, учащиеся получали стипендию. Всего в Москве было открыто 45 таких курсов.Первый в Сибири рабфак был открыт в марте 1920 года при Омском сельскохозяйственном институте. На рабфаки принимали крестьян и рабочих, у которых было минимальное среднее образование (два-четыре класса), чтобы подготовить к поступлению в вузы. В реальности образование пролетариев часто на рабфаке и заканчивалось этого было достаточно для продвижения по службе, а одолеть программу вуза могли далеко не все.
Обучение на дневном отделении рабочего факультета было приравнено к работе на производстве (то есть срок обучения засчитывался в трудовой стаж); слушатели обеспечивались государственными стипендиями. В 1921/1922 учебном году на дневных рабфаках был установлен трёхлетний срок обучения, на вечерних четырёхлетний.
Особое внимание уделялось подготовке национальных меньшинств, среди которых процент неграмотных в царской России был наибольшим. До 1924 года представители национальных меньшинств обучались преимущественно на рабфаках Москвы и Петрограда. Во второй половине 1920-х годов стали открываться национальные рабфаки и отделения при общих рабфаках.
В 1925/26 учебном году около 40 % мест при приёме в вузы было занято выпускниками рабфаков.
В 1930 году в РСФСР было 117 рабфаков (69 дневных, 48 вечерних) с 44930 студентами. К 1932/1933 учебному году в СССР работало уже более 1000 рабфаков, где обучалось около 350 тысяч человек. Многие рабфаки создавались при отраслевых вузах, что позволяло использовать в учебной работе оборудование, лаборатории и кабинеты и укрепляло связь рабфаков с высшей школой.
Теперь обратим внимание на сами ВУЗы. Рост числа студентов был очевиден. Если в 19141915 году в России был 91 вуз, то в 1921-1922 уже 278. Количество студентов выросло в два раза до 206 тысяч человек.
Однако была и оборотная сторона медали. Оказалось, что содержать такое количество студентов не на что. Уже в 1922 году во всех вузах, кроме педагогических и социально-экономических, ввели платное обучение. Заявленное в первые годы советской власти равноправие при поступлении в вузы быстро исчезло. Привилегии были у детей рабочих и бедных крестьян и у тех, кто шёл от профсоюзов. Выпускников рабфаков и командированных от организаций брали в вузы без экзаменов.
В 1920-х стали больше учиться прикладным профессиям: инженерным, техническим, агрономическим. Рабоче-крестьянское студенчество считало, что инженерное образование гарантировало безбедную жизнь. Конкурс в педагогические, медицинские, художественные отделения был намного ниже, и зачастую там учились в основном те, кто не попал в технические вузы, то есть «нетрудовые элементы». Стипендию получали 50-60% студентов, в 19221923 году она была в среднем 70 копеек. Прожить на эти деньги было невозможно. Иногда денежные выплаты заменяли продовольственным пайком. Можно было получить хозстипендию от предприятия, пообещав работать там после окончания учёбы. Студенты подрабатывали кто как мог репетитором, грузчиком, уборщицей.
В 1920-е гг. рабфаки являлись по сути краткосрочной общеобразовательной школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 192030-х гг. в рамках реформы высшего образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отделения рабфаков превратились в самостоятельные учебные заведения прикрепленные к соответствующим вузам и наркоматам. Поощрялась организация их (особенно вечерних) при крупных промпредприятиях, совхозах и колхозах. На рабфак зачисляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняцких слоев сельского населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на рабфаки институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняцким слоям крестьянства, и не более 10 % служащих сов. учреждений и обществ. организаций.
Вузовская реформа способствовала значительному увеличению количества рабфаков. Бурный рост рабфаков, не подкрепленный соответствующей мат.-техн. базой и преподавательскими кадрами, привел к снижению качества обучения. В 193233 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению мат. базы, совершенствованию учебного процесса.В конце концов, к середине 1930-х годов благодаря развитию системы общего и специального среднего образования в СССР необходимость в рабфаках стала отпадать, и они были упразднены.
Для многих сельских парней и девушек приглашение на учебу в рабфак стало самым ярким и наиболее значимым событием в жизни. «Старинное село Усть-Кишерть прилепилось в излучине Сылвы, в самом центре Уральских гор. Здесь я родилась, жила в няньках, батрачила, работала на железной дороге. Здесь окончила четырехгодичную сельскую школу. Здесь же вступила в комсомол. За двадцать лет ни разу не бывала нигде дальше Кунгура в восемнадцати вёрстах от нашего села. Однажды прибежала я с работы, дома лежит записка. Мне предлагается срочно явиться в райком комсомола. Взволнованная необычным вызовом, пришла. Здесь уже собралось несколько девчат и парней. Секретарь райкома комсомола сообщил, что нашему району выделены путевки на учебу, на рабфак. Путевки вручили двенадцати комсомольцам, среди них и мне. И вот теплым вечером конца лета я приехала в незнакомый Свердловск, впервые так далеко от дома. В руках у меня зелененький сундучок, с какими в старину езживали паровозные машинисты. К сундучку веревкой приторочена подушка, обернутая одеялом из домотканных половиков. Насилу разобралась, как мне добраться до общежития рабфаковцев. Впервые в жизни взгромоздилась с сундуком своим на мягкое сиденье автобуса. И этот автобус, и улицы, проносящиеся за окном, казались мне волшебными, сказочными, полными неведомых чудес. Так началась моя новая жизнь», рассказывает студентка рабфака М. Ожегова-Семенова.
Через первые рабочие факультеты прошли многие советские граждане, получившие впоследствии полноценное высшее образование. Среди выпускников рабфаковцев известные учёные (хирург-ортопед, академик РАН Г. Илизаров, геолог, академик РАН П. Мельников), изобретатели и конструкторы (основатель советской радиолокации П. Ощепков, конструктор пистолета Н. Макаров), военачальники (маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба ВС СССР Н. Огарков), партийные деятели (Н. Хрущёв, М. Суслов), работники искусств (казахский домбрист, поэт и композитор Иса Байзаков) и многие другие.

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Рабочий факультет Рабочий факультет (сокращённо рабфа́к) учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *