ЛОШАДИНЫХ ДЕЛ ДОКТОРА

 

ЛОШАДИНЫХ ДЕЛ ДОКТОРА По меркам истории два века ничего не стоят, поэтому то, что было нормой несколько сотен лет назад, плавно переходит на пыльные полки архивов и вспоминается только при

По меркам истории два века ничего не стоят, поэтому то, что было нормой несколько сотен лет назад, плавно переходит на пыльные полки архивов и вспоминается только при случае. Меняется значение слов, меняются и сами определения, а что-то и вовсе уходит безвозвратно. Спешащий вперед, мир отсеивает все лишнее, обрастая вместо него новым. Если бы кто-то веке этак в XVI произнес слово менеджер, в его сторону в лучшем случае покрутят у виска. Так же поступят сегодня с тем, кто назовет ветеринара коновалом, а то и обидеться могут. И, между прочим, зря.
Лошадиных дел мастер
Обращение коновал для нынешних врачей, будь то специалист из обычной человеческой больницы или ветеринар, считается оскорбительным. Но если чуть-чуть отлистать назад страницы истории, то смысл обращения в корне изменится. К представителям этой профессии раньше относились с большим почетом и уважением как они того и заслуживали.
Домашний скот для любого крестьянина был не роскошью, а жизненной необходимостью, а потому за здоровьем саврасок и буренок следили с особым тщанием. Крестьянин просто физически не мог уследить за всем, а найти ветеринара-профессионала (и слов-то таких в большинстве губерний тогда не слышали) можно было только в крупных городах. А как быть жителям дальних уездов, в которых точно так же держали скотину, и она не менее тяжело болела Как раз им и приходили на выручку коновалы по сути, те же ветеринары, действующие больше народными средствами, чем официальными методами, преподаваемыми в учебных заведениях. Когда зародилось это ремесло, с точностью сказать нельзя. Одно из ранних упоминаний о нем относится к XVII веку, хотя, возможно, его возраст насчитывает несколько тысячелетий.
Чаще всего коновалам приходилось холостить домашний скот. Жеребцов чтобы были более смирными, кабанов, баранов и быков чтобы быстрее набирали вес. А само название профессии появилось благодаря собственно процессу охолащивания: чтобы кастрировать коня, его вначале нужно было повалить на землю, и только потом оперировать. Естественно, для проведения операции коновал должен обладать твердой рукой, и быть хорошо знакомым с повадками животных: это позволит ему действовать быстро и точно, чтобы не покалечить животное и не нанести крестьянскому хозяйству ущерб. Так как народ в то время был в большинстве своем неграмотен, то львиную долю знаний коновалам приходилось получать на практике. Чем больше практики тем точнее движения. Это в любом деле так, но здесь на кону стояло здоровье (а то и жизнь) животного. Потому навыки и секреты профессии передавались от мастера к ученику, от отца к сыну, и часто становились достоянием одной семьи, оставленным в наследство следующему поколению.
Животных требовалось не только кастрировать, но и лечить. Коновалы не гнушались никакой работой, и брались даже за самые запущенные случаи. Будет ли животное снова здоровым после такого лечения это другой разговор. Коновалы предпочитали народные методы: в их походных сумках всегда лежал набор трав, и некоторые минеральные ингредиенты, такие, как купорос, мышьяк, алебастр, горючая сера, и пр. В арсенале процедур чаще всего значилось кровопускание, прокол в брюшине для отвода газов, и невероятное количество разнообразных отваров. Самым распространенным средством была так называемая кладь. Смесь состояла из яиц, сурьмы, мышьяка, растительного масла и еще пары-тройки ингредиентов, которые у каждого специалиста были свои. Эта гремучая смесь действительно помогала, и ей умудрялись лечить абсолютно все от расстроенного желудка до сибирской язвы. Иногда особо рисковые парни из числа коновалов пробовали и людей лечить своими средствами, предусмотрительно выбирая пациентов из жителей дальних деревушек. Обычно ничем хорошим такое врачевание не заканчивалось. А что касается животных, то коновалы не только лечили, но и выполняли сопутствующую работу, вроде промывания копыт и отпиливания рогов.
Знахари и шарлатаны
Если посмотреть со стороны не так уж все и плохо. Но какой получится коновал без лечения заговорами! Благодаря такой практике за этой братией закрепилась слава знахарей и колдунов. Этому способствовали и языческие верования, и искренняя вера некоторых лекарей в свои уникальные способности, и ловкость особо хитрых мошенников, которые примазывались к заслугам настоящих коновалов.
Еще несколько сотен лет назад в своих молитвах лошадиные доктора обращались к православным святым, которых считали покровителями животных: Флору и Лавру, Анастасии, Власию, Василию Кесарийскому.
Сохранился вот такой заговор:
«Господи, благослови. Господь, милости пошли, чрез мои уста грешные, чрез Имя Господнее. Доставлю рукочтение свое. Милостивый батюшка, конный заступник Фрол-Лавер, заступи, сохрани и помилуй от жаркого водопоя, от тяжелого перегона. Семьдесят семь скорбей. семьдесят семь болестей, все скорби и болести отнимаю, бел-горюч камень на дно опущаю, чтобы этому белому горючему камню со дна не подыматися, ни в хрящах, ни в ноздрях, ни в буйной головушке не подыматися. Милостивый конный Фрол-Лавер, заступи, сохрани и помилуй, лошадушки в работу, а коновалу рубль серебром за заботу.»
Что-то подобное заучивали те, кто дорожил своей репутацией. Часто бывали случаи, когда псевдо-коновалы говорили какую-нибудь абракадабру, при помощи которой успешно запудривали наивному населению мозги, получали деньги и уходили в другую деревню, а несчастное животное через несколько дней погибало от болезни или лечения.
Старики разделяли коновалов на два типа: одни постоянно жили в селе, лечили местную скотину и изредка похаживали в соседние деревни. Другие осенью уходили на промысел в компании пары таких же ловких помощников, и возвращались домой только по весне. Были и своеобразные центры ремесла, в которых коновальством зарабатывала почти вся мужская часть населения. Это обусловлено тем, что в таких районах были сложные условия для занятий сельским хозяйством, потому и подрабатывал народ всем, чем мог. Одним из таких центров стала Симбирская губерния: еще в XIX веке из ее сел выходило до 1000 коновалов. Особо отличались скрыпинские умельцы: они передавали секреты внутри села, и сформировали собственный язык. Там были намешаны исковерканные татарские слова и цифры, но, тем не менее, жаргон имел право на существование.
Если в странствиях у коновалов все было схвачено, то дома царило запустение. Хозяйство спорилось ровно настолько, насколько хватало сил у жены и детей, которые оставались дома дожидаться добытчика и заготавливать ему снадобья на будущее. После особо удачного сезона (2-3 месяца) он мог вернуться домой с несколькими возами новообретенного имущества, и, помимо, привезти до тысячи рублей ассигнациями. Надо отметить, что это весьма приличная сумма.
Иногда коновалам случалось уходить на промысел в дальние губернии, и домой возвращаться только через несколько лет. Объяснялись такие командировки просто: прослыв шарлатанами в окрестных деревнях, горе-лекарям приходилось искать свежие уши, которые поверят в их неземное мастерство и наймут для лечения скотины.
К концу XIX века коновалы начали совмещать основное ремесло со смежной мелочью, например, сбытом книжек и лубочных картинок. Это оказалось не менее прибыльным занятием, и вскоре значительная часть коновалов переквалифицировалась в офень. Но первых по-прежнему можно было узнать по простой домашней одежде, широкому ремню, перекинутому через плечо (он был необходим для укладывания четвероногих пациентов на землю), и кожаной сумке со снадобьями. Главным отличительным знаком была латунная бляха, прикрепленная к сумке, изображавшая фигурки коня и человека. Сейчас такие аксессуары превратились в предмет коллекционирования.
Благодаря шарлатанам от профессии и появилось оскорбительное значение слова коновал то есть человек, не имеющий достаточной квалификации. Но были и другие еще в XVIII-XIX веках обученные специалисты состояли на государственной службе, и обязательно прикреплялись к армейским частям. Их тоже называли коновалами: переименование в более благозвучных ветеринарных фельдшеров произошло только в 1869 году.

ЛОШАДИНЫХ ДЕЛ ДОКТОРА По меркам истории два века ничего не стоят, поэтому то, что было нормой несколько сотен лет назад, плавно переходит на пыльные полки архивов и вспоминается только при

ЛОШАДИНЫХ ДЕЛ ДОКТОРА По меркам истории два века ничего не стоят, поэтому то, что было нормой несколько сотен лет назад, плавно переходит на пыльные полки архивов и вспоминается только при

ЛОШАДИНЫХ ДЕЛ ДОКТОРА По меркам истории два века ничего не стоят, поэтому то, что было нормой несколько сотен лет назад, плавно переходит на пыльные полки архивов и вспоминается только при

Источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *