Правовое положение древнерусских женщин было крайне тяжелым, что выявляется при анализе как гражданского, так и уголовного законодательства того времени. По древнерусскому праву, дочери не получали наследства. Они могли были быть обеспечены лишь браком. В противном случае они оказывались без материальной поддержки, их должна была содержать община или же они должны были нищенствовать.
В соответствии с древнерусским законодательством, лишь убийство женщины высокого рода влекло за собой наказание — штраф, но в половину того, что следовало выплатить за убийство мужчины того же ранга — 40 гривен за мужчину, 20 за женщину. В качестве сравнения можно вспомнить о Салической правде источнике права франков, которая создавалась на том же этапе развития общественных отношений. По Салической правде, жизнь женщины ценилась выше, чем жизнь мужчины в случае убийства женщины, которая могла иметь детей, взимался штраф в размере 600 солидов, в то время, как за убийство мужчины штраф составлял 200 солидов.
Тяжелым было и семейное положение древнерусских женщин. Женщина должна была подчиняться мужу, который нередко подвергал ее жестоким побоям. С ростом влияния монастырей появился способ избавиться от ненужной, нелюбимой жены заточить ее в монастырь. Так, Иван IV был женат несколько раз, удаляя предыдущую жену от себя в монастырь под каким-нибудь предлогом. Закрепление полной власти мужа над женой произошло в шестнадцатом столетии. По Соборному уложению 1649 г., за убийство мужа женщину закапывали живьем в землю, в то время, как мужчина за убийство жены подвергался, как правило, только церковному покаянию.
В период Российской империи законодательство продолжало ограничивать права женщин, защищая привилегии мужчин. Неравенство женщины проявлялось, в числе прочего, в том, что она ценилась менее, чем мужчина, в качестве свидетеля на суде. В одном из указов Петра I, посвященного судебному процессу, говорилось — «свидетель мужеска пола паче женска». Законодательство устанавливало практически полную зависимость жены от мужа. Так, например, паспортный устав установил правило, что замужняя женщина может получить отдельный паспорт только с согласия мужа, а беглую жену муж мог вытребовать к себе по этапу. Беспаспортные женщины считались бродягами, которых по этапу высылали на место жительства. Параграф 107 гражданских законов гласил — «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение». Жена была обязана проживать совместно с мужем, несмотря на ее желание, всюду следовать за ним, за исключением тюрьмы и ссылки.
В наследственном праве всеми преимуществами обладали мужчины. Сестра при брате получала только четырнадцатую часть всего недвижимого наследственного имущества, а из движимого имущества восьмую часть. В боковых линиях наследования женщины при наличии мужчин вообще ничего не получали. После мужа жена наследовала седьмую часть недвижимого и четвертую часть движимого имущества.
В соответствии с законодательством Российской империи женщины разных социальных групп были неравны перед законом в различной степени. Так, представительницы привилегированных, имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки и работницы. В прогрессивных изданиях начала XX века журналистами приводились примеры того, как существовавшее законодательство доводило женщин до самоубийств. Не желая возвращаться к мужьям, которые издевались над ними, не имея возможности получить развод, женщины нередко кончали жизни самоубийствами. Нормы существовавшего уголовного законодательства слабо защищали права женщин. Например, похищение женщины влекло за собой менее суровое наказание, чем похищение скота. Лишь 4 февраля 1914 года Государственная дума Российской империи приняла закон, который предоставил всем женам право получать отдельные паспорта без согласия мужа.
Существовавшее положение женщин в обществе приводило к росту женской преступности. Содержании осужденных женщин было крайне тяжелым. Нередко они содержались в камерах вместе с мужчинами, долгое время к ним применяли кандалы, надевавшиеся на шею и не позволявшие женщине лечь. Женщин, наравне с мужчинами, приговаривали к каторжным работам, беременность женщины лишь приостанавливала исполнение смертной казни. К осужденным женщинам применялось в качестве дисциплинарного наказание розгами, которое было отменено только законом от 28 марта 1893 г. Принятие данного закона, было инициировано массовым протестом общества против розог после их применения в 1889 году на Карийской каторге, когда это наказание вызвало попытку массового самоубийства, осужденных женщин.
Подвергались женщины дискриминации и по законодательству о государственной службе. Врачи из числа женщин, занимавшие медицинские должности, не пользовались правом производства в чины и награждения орденами. Женщины, служившие в учреждениях Государственного контроля, адресных столах и на железных дорогах Министерства путей сообщения, вообще не пользовались правами, предоставлявшимися государственной службой, а также правом замещения штатных должностей. В остальные учреждение государственной службы женщин вообще не брали.
Важной характеристикой правового статуса женщины в Российской империи являются ее политические права, в первую очередь, избирательное право. До 1917 г. женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении. Согласно статье 17 Положения о земских учреждениях 1864 года, женщины не могли участвовать в земских избирательных собраниях.
Через месяц после Октябрьской революции женщины России получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. Равенство российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено первой Советской Конституцией, принятой в июле 1918 года.